Обещал я как-то написать про этот альбом и наконец собрался. Нате вам:
Всё, что я слышал об альбоме "Прекрасное жестоко", нового проекта Глеба Самойлова The Matrixx, сводилось к тому, что это говнище распреговённое. Положительный отзыв мне попался только один (я его цитировал в своём дневнике) и именно он заставил меня всё-таки скачать этот альбом и прослушать его, о чём я, как ни странно, не пожалел. Как говорится, не так страшен чёрт, как его малютки.
"Прекрасное жестоко" - это, на удивление, целостная и, пожалуй, даже концептуальная работа из которой лучше ничего не выдергивать. Её нужно воспринимать только полностью, как единое целое - изъятые из контекста песни особо не впечатляют, зато в целом, альбом захватывает и создаёт особую, мрачную атмосферу упадка, отчаянья и морального разложениия. С первого прослушивания, "Прекрасное жестоко" отвращает своей "грязной" лирикой, пугает непривычным электронным звучанием, но, если слушатель найдёт в себе силы включить его ещё разок-другой, он, скорее всего, оценит этот альбом по достоинству. Главное, смириться наконец с тем, что "Агаты Кристи" больше нет. Глеб Самойлоff & The Matrixx - это не "Агата" (хоть состав и остался практически прежним, минус В.С.), это разухабистая техно-дискацека на её могиле. Без гитары Вадима, звук конечно очень сильно обеднел, сейчас всё на себе тянет, в основном, Костя Бекрев, которому, за некоторые песни, хочется дать по рукам, но нужно отдать должное Глебу за смелость. Теперь я, кажется, понял, почему он развалил "Агату Кристи". Ему захотелось сбросить бремя своей былой славы и легендарности, избавиться от этого шлейфа, который за ним волочится, обнулить счётчики и обрести таким образом творческую свободу. Если бы Г.С. выдал ТАКОЕ в рамках "Агаты Кристи", фаны первые закидали бы его гнилыми помидорами. А в "Матрице" можно всё! Глебушка пустился на радостях во все тяжкие и творит полнейший музыкальный беспредел, но ему это идёт. Чего не скажешь о его новом ымыдже - готический, бля, прынц! Тут со мной, конечно, многие поспорят, я сам считаю, что артист имеет полное право выпендриваться, как ему заблагорассудится, но по-моему, надо всё-таки какую-то меру знать! И учитывать свой возраст. А ещё, мне кажется, он просто задолбался петь "Сказочную тайгу"...
Альбом состоит из 24-х коротюсеньких (самая длинная песня "Жить всегда" звучит 4 минуты, остальные, в среднем, чуть больше двух минут) треков, 7 из которых - стихотворения. Кто был на концертах, говорят, что наряду с новым материалом, Глеб Самойлов исполняет и песни из своего старого сольника "Маленький Фриц". Честно говоря, не очень представляю себе, как это сочетается - "Прекрасное жестоко" совершенно не похоже на "Маленького Фрица", равно как и на любой из альбомов "Агаты". Мелодики мало, много декламации (не иначе, как Глеб себя современным Маяковским возомнил), местами очень жёсткое, местами попсовое, електронное звучание, вечно юный, отчаянный вокал на разрыв связок. Порой, звук просто пугает, грозясь сорваться в какое-то совсем уж примитивное "Ай, цвай, полицай", но, к счастью, этого так и не происходит - "Матрица" умело балансирует на грани. Тексты, как уже было отмечено, весьма брутальные - мрачной сказки, за которую мы любили "Агату" больше нет, есть проза, грязь и правда жизни. Если не нравится, какие к автору претензии? Посмотрите вокруг и не такое увидите... Основные темы альбома: одиночество, предательство, разочарование в людях и в любви, незавидная роль человека в обществе, саморазрушение, пагубные пристрастия, наша с вами действительность в её самых негативных проявлениях. В общем "весело", как всегда. И, как всегда, некоторые песни вызывают у меня такое впечатление, что это написано про меня или я сам написал, настолько мне это знакомо. Не всё, конечно, и не совсем в такой форме, но тем не менее... Между прочим, на официальном сайте проекта www.thematrixx.ru тексты песен очень оригинально представлены - в виде отсканированных страниц из тетради Глеба Самойлова. Даже почерк на мой похож :)... Далее обо всём по порядку.
1. Отряд - Открывает альбом стихотворение, настраивающее слушателя на нужный невесёлый лад. "Идём отрядом на чёрный свет/ Все наши рядом и смерти нет/ Укрыты мглою со всех сторон/ И про запас один патрон"... Как-то даже не хочется возражать, что свет не может быть чёрным в принципе. Глеб видит так да и ладно.
2. Такой день - Дальше альбом взрывается мощным и жёстким аккордом. "Всё что было до такого дня неважно/ Это кайф-убийца так нельзя и страшно/ Всё, что ты хотела, ты нашла и смерть моя/ Смеётся про себя"... Уверен, что и живые свои выступления Глеб Самойлоff & The Matrixx открывают именно этой песней - достойное начало. Внушает слабую надежду, что и дальше всё будет не так уж плохо.
3. Жить всегда - Поначалу, я считал, что эта песня - стёб над социальными сетями типа "Одноклассников", пока не узнал, что она посвящена покончившей с собой поклоннице Глеба Самойлова Маше Чесноковой. "Шестнадцатый этаж никто не подаст руки/ Шестнадцатый этаж и пьяные звонки/ Мы думали - фигня, очередной каприз/ Что думала она, когда шагала вниз"... Я думал, что это не более чем слух, одна из тех баек, которые всегда бродят среди фанов той или иной группы, но Глеб сам подтвердил правдивость этой истории в своём недавнем интервью журналу Rolling Stone: "Маша была очень хорошо мне знакома. Её смерть задела многих и я не исключение. Кстати, её родители и подруги очень благодарили меня за эту песню." © (интервью целиком смотрите в присоединённом файле). Мне почему-то хочется верить, что написание этой песни было искренним порывом Глеба, а не попыткой попиарится на чужой трагедии. Не может он всё-таки быть настолько циничным... Что касается самой песни, то она одна из самых сильных, с надрывом и сквозящей в голосе болью, прикрытой сарказмом. Надежда, что альбом не так уж плох, крепнет.
4. В открытый рот - Самая спорная песня. Большинство людей её терпеть не могут, а мне она сразу понравилась. Заводная, драйвовая, расколбасная. Рок-н-ролл, блин :)))! Текст многим кажется отвратительным: "Дыши и думай через нос, целуй мой пистолет". Дескать, если бы это малолетки какие-нибудь пели, ещё можно было бы понять, но Глебу Самойлову в его-то возрасте, как-то совсем не солидно сочинять такую фигню. Извините меня, по попсовым музыкальным каналам иной раз и не такое услышишь. Какая-то украинская певичка меня, помню, позабавила песенкой со словами: "Я бы в микрофон твой спела". И дальше эта тема довольно подробно излагалась, я уже всё и не помню. Задорнова на неё нет :))). Тот телеканал, по которому эту барышню показывали, по-моему, вообще одна малышня смотрит и тут такой неприкрытый фрейдизм :)! На этом фоне, Глеб, с его "пистолетом", смотрится совсем безобидно. Не понимаю, кого в наше время такая песня, как "В открытый рот" может шокировать. Кстати, DiZaster_Z рассказывала, что на киевском концерте "Матрицы" в клубе "Бинго", какие-то молодые жлобы под неё очень лихо и самозабвенно вытанцовывали. "Па-рам-пам-па-ба-у-у-у!" :).
5. Дерьмо - Довольно известный стих. В рифму явно больше подходит слово "говно", которое Глеб заменяет более литературным аналогом. Почему, не понятно, в других текстах он в выражениях не стесняется. "Как смонтирован сюжет!/ Был твой друг, бац - друга нет!/ Вот ты с нею, бац - дублёр!/ Береги себя, актёр!" Последнее хочется посоветовать самому Г.С. - береги себя, актёр, а то доиграешься...
6. Один из вас - Прикольная песенка. Довольно попсовый синтезаторный минимализм, исполняемый тоненьким, кастратно-педерастическим голоском (компьютерный эффект, присутствующий, кстати, не только в этой композиции. Глеб Самойлов использует свой голос, как музыкальный инструмент и, чтобы добиться большей выразительности, уродует его, как хочет) и весьма занятным текстом. "Видал я эту жизнь/ Я с нею не дружу/ Мне говорят: "Держись!"/ И я держу, держу, держу" - прямо про меня написано. Во всяком случае, был у меня период, когда я с жизнью не дружил и чувствовал себя совсем, как этот персонаж, т.е. говном полнейшим. Да и сейчас бывает... Дальше круче: "Наружу всё и сны и жизнь/ Всю эту радость, эту слизь/ Всё это счастье, горе, грязь/ Я не герой, я мразь и педераст!/ Один из вас..." Надо иметь определённую смелость, чтобы спеть такое от первого лица :). Ещё можно воспринимать эту песню, как исповедь публичной персоны, героя таблоидов. Мне понравилсь.
7. Друг и драг - Тот же голос человека, которому что-то прищемили дверью, декламирует стишок о непростом выборе: "С другом или с драгом, с кем же, блядь, дружить?" Глеб, похоже, давно уже определился :). Стишок плавно подводит к слудующей композиции, с оригинальным названием:
8. Сердце и печень - Одна из моих любимых песен Глеб Самойлоff & The Matrixx. Качественно сделана, очень сильная аранжировка, чем в целом альбом "Прекрасное жестоко" похвастаться не может, поскольку явно делался в попыхах, чтобы выпустить его поскорее, под шумок распада "Агаты Кристи" (это не только моё мнение). В этой песне есть всё: и гитара (которой вообще-то очень не хватает), и стильные клавиши, и энергия, и даже, как ни странно, смысл. Песня, на самом деле, не про алкоголизм и не про внутренние органы, которые "задолбали", а про одиночество и дружбу, которая, по мнению автора, есть не более чем иллюзия, так же, как и любовь... "Дружба это крест/ Даже если друг скосячит/ Водка наше всё/ Если б нам на всё плевать, но...". Оно и видно, что "водка наше всё" :(.
9. Ненормальный - А вот и моя любимая. Очень незамысловатая, если не сказать примитивная, но за душу берёт. Три аккорда на акустике, простенькие клавишные партии (одна из немногих песен,за которые я готов пожать руку Константину Бекреву), самая спокойная вещь на альбоме, хоть и не без надрыва. "Ненормальный" - чуть ли не единственная песня "Матрицы", которая немного напоминает "Агату". Кто-то усматривает сходство с "Двумя кораблями", дескать, гитара похожа, у меня возникают ассоциации скорее с чем-то поздним, в частности с песней "Билеты проданы" с альбома "Эпилог", которая мне тоже полюбилась. И снова будто я это писал: "Что там за небом, кто там за кадром/ Вот то, что я хочу знать/ Есть одна мелочь, вся эта схема/ Так честно умеет врать!" Порадовал Глеб, спасибо.
10. Любовью - Это была чуть ли не самая любимая моя песня на этом альбоме, пока я не увидел клипец... М-да, оказывается не только "Раммштайники-подштанники" горазды порнуху снимать, наши тоже не лыком шиты, могут "дать стране угля"! Вот только получается у наших совсем уж гнусно, пошло и убого. У меня весь этот "фантастиш" не вызвал ничего, кроме гомерического смеха. Когда слишком много низкопробной эротики, это не сексуально, так же, как и когда слишком много кетчупной кровищи, то она уже никого не пугает. Готы-перестарки Глеб Самойлоff & The Matrixx совершенно затерялись среди голых жоп, бритых пёзд и силиконовых сисек. Ни малейшей смысловой нагрузки это безобразие не несёт, значит преследовалась одна-единственная цель и она очень проста - голимая провокация и ничего больше. Только вот современного зрителя таким уже давно не проймёшь, разве что кто-то плюнет с досады. На мой взгляд, клип напрочь убил композицию. Во всяком случае, я теперь, при всём желании, не могу объективно оценивать её чисто музыкальные достоинства и воспринимать её всерьёз. Если вообще можно было воспринимать всерьёз песню с припевом: "Сто вагин, а я один" :))). А раньше мне этот "маршевый" ритм нравился, действительно настраивал на соответствующий лад ;) (такой себе гимн плотской любви), теперь уже нет.
11. Такая ночь - Ещё одна сильная вещь, во всяком случае очень личная и откровенная, что подкупает. Негромкий, печальный запев на фоне гитарного переборчика: "Какой труд-май, какая власть народу?/ Опять девчонки, водка, кокаин/ Такая вот дешёвая свобода/ Я в эту ночь с двумя но и один", сменяется воплем на разрыв связок в припеве: "Не наша-а-а ночь, не наша-а-а ночь!" Ближе к концу Бекрев клавишной лирики поддаёт.
12. Житель маленького ада - Стих. И опять знакомо всё. Бывал я и жителем маленького ада, который "Принял сам себе закон/ Никому звонить не надо/ Отключаю телефон/ Ада больше, жизни меньше/ В телефоне полный бред/ Ложь, предательство. При встрече/ Передай ей пистолет"...
13. В дверь стучат - Душераздирающая история о том, как некая девушка подкинула лирическому герою грамм, думаю можно не уточнять чего, а потом сдала его правоохранительным органам, которые, собственно, и "в дверь стучат". Неплохая песенка, но уж больно попсовая и попахивает чуть ли не творчеством группы "Зона". Серьёзно, даже голос немного похож :). Если вы никогда не слышали группу "Зона" и не знаете, что это такое, то вам крупно повезло :))). Слишком примитивная песня, но Глеб там вокально очень хорошо сыграл. Такой голос разочарованный: "Привет! Я знал/ Что очень скоро должен быть финал/ Я ждал/ Но то что это ты/ Они и ты/ И эти честные глаза...".
14. Исход - Странная электронная скороговорка про каких-то копов, которые куда-то убегали, виляя жопой. Как по мне - пиздоватизм полнейший!
15. Форма - Многие сравнивают её с одной из моих самых любимых "агатовских" песен "Серое небо". Позволю себе не согласиться - уровень, мягко говоря, не тот. "Форма" гораздо нуднее и не так трогает слушателя. Хотя она неплохая, ничего лишнего, только щемящие клавиши и голос Глеба: "Все улыбаются, всё очень нравится/ Схема работает, формы меняются/ Я не изменюсь/ Если проснусь/ Может проснусь/ Может зря?". Он не изменится, это точно, в его возрасте уже не меняются. Маленький Фриц никогда не повзрослеет и это, пожалуй, хорошо. "Был бы другой, был бы легче, светлее"... И хуже, добавлю я от себя. Не было бы той искренности, за которую мы его, засранца, и любим.
16. Дыра - О-о-о! Это про нашу с вами жизнь! Сколько их, этих "командиров" "мутированных властью" и сколько "героев" "с пробитою дырой", которые бесконечно под них прогибаются! Политики и электорат, начальство и подчинённые, в жизни всегда кто-то "командир", а кто-то "сосёт и счастлив"... Песня жёсткая, электронная, вокал в припеве так искажён, что звучит почти как женский: "А ты герой, башка с дырой"...
17. Содомия - Своеобразное продолжение предыдущего трека, во всяком случае на ту же тему. Тоже очень жизненная песенка. "Родина-мать до самого дна/ Очень нас любит, знаешь куда" - эт точно. Я всегда это говорил. "Содомия, mamma mia!" - пожалуй, эта строка станет наиболее часто цитируемой фразой не только из альбома "Прекрасное жестоко", но и из всего творчества Г.С. вообще, поскольку всё, что творится у нас в стране, да и не только у нас - сплошная "содомия". Телевизор включишь - так и хочется воскликнуть: "Содомия, mamma mia!", газету откроешь - то же самое :). Больше ничего особенного об этой песне сказать не могу.
18. Вампиры - На мой взгляд, самое сильное стихотворение на альбоме, по словам Глеба "о православных чекистах" (смотри интервью журналу Rolling Stone). Правда там очевидный ляп имеется: поначалу иконы плевали кровью в глаза "благородным отцам", а потом чего-то перестали и Глеб их в этом упрекает: "От чего же вы, иконы, не плюёте им в глаза?".
19. Готика - Сдаётся мне, что это не просто страшилка о похороненом заживо человеке и не пародия на традиционный сюжет готического рассказа, а какая-то метафора. Может Глеб Самойлов сейчас чувствует себя этим героем, в "наверняка совсем недавно сшитом" костюме, который так торопится на праздник жизни, но никогда туда не попадёт, потому что его уже многие для себя "похоронили", забыли, отправили на свалку истории. "Пам-пам-парам, был хороший человек"... В музыкальном отношении песня довольно посредственная - заунывный "похоронный" маршик.
20. Завтра - Ещё одна из моих любимых песен на альбоме, одна из тех немногих, в которых есть мотив. "Та заря будет алая вся/ И тебя поведут перед строем/ Кем бы не был ты или я/ Завтра мы на секунду герои/ Последняя заря/ Всё остальное зря"... Сквозь синтезаторное "тыц-тыц" прорывается тоскливая гитара, вызывающая острую ностальгию по "Агате"... А слово "зря" в позднем творчестве Г.С. проскальзывает подозрительно часто. Это символично и, возможно, говорит о подсознательных сомнениях автора, стоит ли, вообще, всем этим (творчеством в смысле) заниматься? Впрочем, я не психолог и копаться в чужом подсознании не люблю.
21. Они подойдут поближе - Не стих даже, просто текст. Приведу целиком, он короткий: "Не взрывайся, подожди, они подойдут поближе. А они подойдут, я знаю, проверить насколько ты мёртв, плюнуть, пнуть, посмеяться, расслабиться и умереть, если ты подождёшь, пока они подойдут поближе..."
22. Любить снова - Самая громкая, истеричная и отчаянная. Глеб там орёт не своим голосом: "Девочка-а-а! Лапочка-а-а!/ Я не твой папочка/ Я дважды не смогу себе порвать сердце/ Кусать губы до крови/ Облить грязью счастье/ Любить снова"... Крик души. Тоже сильная аранжировка, респект! Это эмоциональный пик альбома. Тут нерв уже натянут до предела и готов лопнуть, отчаянье, разочарованность в чувствах и отвращение лирического героя (а может и самого автора) к жизни и к себе зашкаливает. Мне очень понравилась эта песня.
23. Никто не выжил - На эту композицию Глеб Самойлов делал основную ставку в раскрутке своего нового проекта, но она не оправдала ожиданий, так и не став хитом. Как-то выбивается из общей концепции альбома "Прекрасное жестоко", такое впечатление, что она была написана отдельно от всех остальных песен, в другой период, раньше или позже, настолько это непохоже на всё остальное. Между прочим, "Никто не выжил" - это своеобразный реквием по "Агате Кристи", хоть эта вещь совсем и не похожа на то, что Глеб делал в рамках своей первой и главной группы. Такое себе посвящение осиротевшим фанам, написанное от их же имени, во всяком случае я воспринимаю это так. И не только я. В аранжировке музыканты попытались соригинальничать, там даже саксофон звучит. Очень странно и непривычно. Клип Германика сняла довольно хреновый, впрочем, чего ещё от неё ожидать. Сперва эта песня очень сильно меня разочаровала, потом, вслушавшись, я оценил её горький сарказм. "А мы танцуем, жизнь нон-стопом/ И весь наш кайф на деле жопа". Лучше и не скажешь. Всё, конец, приехали.
24. Спокойной ночи - Последний стишок, плавно переходящий в электронную, вкрадчивую инструменталку. "Спокойной ночи, оккупант/ Пускай тебе приснится танк/ И мы глядим через прицел/ Ты цель, ты враг, пока ты цел"... Не самая эффектная, скажем так, концовочка, я этот трек обычно не дослушиваю.
Вот такой альбомчик. Не ищите на нём хитов, их там нет. Ни одного не то что крутого "хитяры", даже просто запоминающейся, цепляющей с первого раза песни. "Прекрасное жестоко" - это кризис среднего возраста, вопощённый в музыке, но, как это не парадоксально, в целом альбом не так уж и плох и возможно вы согласитесь с этим, если всё-таки решитесь его как следует распробовать. Конечно, он не без недостатков: острый дефицит мелодизма, чрезмерная "синтезаторщина", которая местами режет слух и лупит по мозгам, скудность некоторых аранжировок, ляпы в текстах (которые, впрочем, Глебу всегда прощали), какая-то недоделанность, ощущаемая во многих песнях, всё это есть. Однако сразу видно, что это гораздо более вдохновенная работа, чем разочаровавший многих "Эпилог". Я уже прослушал этот альбом гораздо большее количество раз, чем прощальный диск "Агаты".
Но не обольщайтесь, "Прекрасное жестоко" - это не начало чего-то нового, это конец. Финиш. По-моему Глеб уже сказал всё, что мог и это его последняя тусклая вспышка. И не надо кидать в меня тапками, господа агатоманы! Если бы вы знали, как бы мне хотелось, чтобы я был не прав и всё было не так...
Я вам одно могу посоветовать: не слушайте никого. Если сто челвек скажут вам, что тот или иной альбом той или иной группы - говно, всё-таки стоит соствавить о нём собственное мнение. А вдруг именно вам понравится? Так что купите или скачайте "Прекрасное жестоко" из интернета (в Украине он так и не появился в продаже, так что нашим ничего другого и не остаётся. Я цитировал пост с ссылками на сайты, где его можно скачать), послушайте композиции: "Жить всегда", "В открытый рот", "Один из вас", "Сердце и печень", "Ненормальный", "Такая ночь", "Завтра", "Любить снова" и решите для себя сами, заслуживает этот альбом внимания или нет.
Спасибо всем, кто осилил эту хренову тучу слов :))).
PS: Если бы альбом "Прекрасное жестоко" вышел лет пять назад, когда я стоял на грани чего то совсем скверного, я бы воспринял его гораздо острее. А может и не смог бы его слушать вообще. Как знать...
"Глеб Самойлоff & The Matrixx - страшнее свиного гриппа!" ©
Настроение сейчас - "Остапа понесло" © :)