фото Мартиньша Зидерса
Хоть по ограниченному ТВ следить за этим событием, хоть в бескрайнем интернете - кажется, что июльская Юрмала пульсирует фестивалем. Лайма Вайкуле снова царит в "Дзинтари", приглашенные знаменитости международного ранга составляют ей ослепительную свиту, и главное - наш "Интер" откликнулся телеэфиром на этот выдающийся музыкальный марафон!
Отрадно было поглядывать по телевизору Лаймины вечера, давненько не случалось интересующих передач, ради которых стоило бы включать телек... Но ключевым для меня фактом является, конечно же, не сама трансляция из дружественной Латвии, а присутствие там Валеры.
Надо же, Валерий Леонтьев - на нашем ТВ! Вот это-то и удивило, ведь артист официально внесен по Украине в "черный список". Получается, в страну его не пускают, а на экран - пожалуйста...
Ну вот и отлично, вот и спасибо, музыке всегда должно быть уютно во всех сферах. Если что и может объединять страны и народы впотьмах в политических лабиринтах, то искусству в этом деле первый факел.
Валера выступил в первый же день фестиваля, заняв собой целых пять номеров: "Три минуты", "Ветер-скрипач", "Не забывай", дуэтом с Лаймой "Виновник" и еще финальный, можно даже сказать, всеобщий, "Вернисаж". И все это попало в эфир. Феноменально!
Для него, похоже, участие в фестивале тоже было желанным. В прошлом "Рандеву" он отсутствовал, и я еще тогда недоумевала - почему? Чтобы Вайкуле, его давний, проверенный временем и песнями товарищ - и не задействовала Леонтьева в своем многолюдном, многозвездном проекте? Это казалось попросту невероятным. Думалось: может, какие-то другие причины помешали Валере участвовать... Не смог сам или не захотел, да мало ли...
Но похоже, что так и было: его тогда просто проигнорировали. Сейчас Валера, в шутку или всерьез, успел неоднократно упомянуть насчет того неприглашения. Рассказал и в телеинтервью, и в МК, как Лайма в прошлый раз позабыла о нем из-за чрезмерной занятости, а потом и на концерте бросил фразу насчет вероятности встреч в будущем: "Если Лайма позовет..."
Я надеюсь, что и позовет, и покажут, и увидим.
Светлая Лайма, как белая ромашка, вроде бы изысканно простая, но такая стальная! Да нет, пожалуй, платиновая... Невольно думаешь, насколько же она несгибаемая леди, невозмутимая, долговечная, попросту бессрочная... Как и Леонтьев. Мистически они даже инициалами сходны - в зеркальном отражении))
Забавно Валера замешкался, выбирая ей цветок из букета, поднесенного ему поклонницей из зала. Понежнее хотел высвободить, а крупная ромашка уперлась, застряла... Это они лишь с виду хрупкие-податливые, ромашки-то, а на самом деле живучие - ого!)) Вот и усложнила артисту момент, своенравная, будто не желала иллюстрировать враждебный "Шиповник". Валере тут петь надо, а он в цветах, наклонившись, копается, микрофон мечется - то ко рту, то к букету, - даже в публике заулыбались накладке, придавшей, впрочем, номеру особое очарование...))
Фестиваль "живого звука". Как было сказано: зона, свободная от фонограммы. Спасибо, очень понравилось!
Ну да, всё пелось вживую, под оркестр, и самым драгоценным и интересным, потому что новым и любимым, мне оказался Валерин "Скрипач", - любо сердцу его слушать таким жизненным, без студийной глазури. Как умело и чудно сплетаются в пении мольба и достоинство.
Отступление на тему... Подумалось про возврат к "живому звуку".
Такое впечатление, что массовая культура выкрутила нас на спиральный виток восприятия эстрады, певцов, выступлений... Помнится, раньше, в дофонограммную эпоху, когда натуральное исполнение воспринималось само собой разумеющимся явлением, всякий электронно-музыкальный синтез казался необыкновенно сладким слуху, интересным, культурно-экзотичным. Неизбежно играла роль влекущая мода, эра микрофонов, динамиков, пультов, прочей техники… Очень нравилось (да и нравится) современное благозвучие, обогащенное (или обедненное?) электронными (тем более компьютерными) технологиями.
Свершилось, техника победила, да и сопротивления ей особого, видимо, не было, - с качественной-то фонограммой всем удобней и приятней! Почему бы не пользоваться плодами прогресса?
Но маятник, похоже, качнулся в обратную сторону, и ответственные за концертную сферу спохватились: как бы технический прогресс не привел к духовному регрессу! И принялись возрождать естественные традиции… Мало ли что искусственный продукт менее трудозатратный и более лакированный, - душа-то человеческая ведь живая, нельзя с ней общаться через одни только приборы… Позабавились безупречной техникой какое-то время – и хватит, возвращаемся к шероховатой природе!
И выглядит курьезом, что стало провозглашаться невесть каким достижением то, что было освоено испокон веков да отброшено за ненадобностью…
Сцена, выходит, рассудила, что ценнее, что второстепеннее.
…Он поет выразительно и проникновенно, с даром убеждения, стройный, аристократичный, парадно-сдержанный; его смокинговый образ в черно-белой гамме пресекает любые попытки представить себе другого, бесшабашного, «карнавального» Леонтьева. Это, наверное, потому, что на сцене он всегда искренен, это чувствуется. И тут тоже такой себе искренне таинственный Мистер Икс, мягко улыбающийся за дымчатыми очками…
Он поет, как ностальгирует, и неповторимый тембр иногда словно бы добирает некоторой массивности по сравнению с звучанием в студийных записях… Музыканты слаженно выдают проигрыш на «Трех минутах», выдвигая на первый план соло гитары; ее трепещущие звуки словно блестят, вдохновенно тянутся бесконечной тончайшей проволокой, легко погружая тебя в сладкий анабиоз, окрашенный джазом, в перистые облака грёз о закате (а может, возрождении) нашей жизни, - и тут меня застают врасплох Валерины слова, брошенные между делом: «Красиво, да?»
Ой, простите, заслушалась, про песню-то чуть не забыла…:)
Да, точно, очень красиво играет оркестр! И подбор номеров – программы целой стоит…
(Три минуты – игра скрипача,
ветра вздох, песня гиперборейца
с просьбой не забывать... Не надейтесь,
что виновных простят сгоряча!)
Да, славным сюрпризом Валера с Лаймой отметили на публике свое рандеву, исполнив дуэтом «Виновника» - знаменитую песню композитора Евзерова на стихи Ахматовой… Исключительно логичный поступок, чесслово! Ведь кроме бессмертного «Вернисажа», у Леонтьева с Вайкуле был еще один дуэт – «Акула из Гонолулу». Ну, а по логике вещей - где второй, там и третий… Я его так давно ждала!))
Вечная романтика «любви, похожей на сон»… Если сольный «Виновник» винит лишь себя, то в спектакле для двоих герои скорее упрекают друг друга в несбывшемся счастье... Красивый получился дуэт, горьковатый и хрупкий…
И Валерий, и Лайма - из числа тех, для кого жизнь - песня, - наверное, поэтому они и сами для многих – песня жизни, и это очень здорово!