Зима началась совсем недавно, а у нас неожиданно возник вопрос - сколько существует произведений-циклов с названием «Времена года»?

Оказывается, много, но правильный ответ зависит от того, как считать!
Мировую славу завоевали три цикла, описывающих смену времён (сезонов) года:
→ Антонио Вивальди (1725) — 4 скрипичных концерта. Первая в истории программная инструментальная музыка.
→ Йозеф Гайдн (1801) — грандиозная оратория.
→ Астор Пьяццолла (1965-1970) — 4 танго для бандонеона.
Настоящие знатоки знают ещё такие: кантата Петера Винтера (1813) и циклы современных композиторов Алексея Чернова и Владимира Мартынова. Конечно, существуют ещё и балеты — например, балет «Времена года» А.К. Глазунова (1899), и другие произведения, но это не инструментальные циклы.
А как же Чайковский?
Его знаменитый фортепианный альбом — это «Времена года» по месяцам. Композитор создал 12 отдельных пьес-иллюстраций для журнала, и название дал издатель. Это гениальный музыкальный календарь, а не цикл о четырёх временах (сезонах) года, как у Вивальди.
Что удивительным образом связывает авторов циклов "Времена года"?
Их объединяет не только название!
→ Вивальди, Гайдн и Пьяццолла родились в марте!
→ Каждый из них создал или поднял на новую высоты целый жанр: Вивальди — концерт, Гайдн — симфонию и ораторию, Пьяццолла — танго.
→ Их «Времена года» — это не просто описания смены времён года в природе, а философские размышления о цикле жизни, связи человека со стихией и беге времени. 

Интересные факты:
1. Антонио Вивальди написал 12 концертов под общим названием «Спор гармонии с изобретением». Первые четыре из них — «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» — позже стали самостоятельным циклом, известным как «Времена года». Это была революция: первая в истории программная инструментальная музыка, где скрипка «рисует» пение птиц, грозу и зимнюю стужу. 
2. В оратории Гайдна много звукописи: изображение в музыке звуков грозы, охоты, крика петуха, плеска рыбок, кваканья лягушек, стрекотания кузнечика. А вступление к «зимней» части выделяется психологизмом: передаёт не столько зимний пейзаж, сколько душевное состояние человека в конце жизненного пути. 
3. «Времена года» Пьяццоллы — это не смена сезонов в классическом понимании. В названии автор указывает, что речь идёт о разных периодах жизни жителя окраины Буэнос-Айреса. Существует традиция исполнения цикла в последовательности «Осень» — «Зима» — «Весна» — «Лето». Некоторые объясняют это тем, что жители столицы Аргентины из-за климата и привычек начинают календарный год с осени.
Послушайте «Зиму» Вивальди и Пьяццоллы