Гелиотро́п, кровавая яшма, также известный как кровавый камень — минерал группы кварца, непрозрачная тёмно-зелёная разновидность скрытокристаллического кремнезёма, по большей части плотного тонкозернистого кварца, иногда с примесью халцедона, оксидов и гидроксидов железа и других второстепенных минералов, с ярко-красными пятнами и полосами.
Иногда гелиотропом называют также разновидности халцедона, агата или любой другой кремнистой породы, содержащей красные вкрапления на зелёном фоне основной массы.Название переводится с древнегреческого как «поворачивающийся вместе с солнцем» (назывался так ещё в сочинениях Плиния; I век н. э.).
Кровавой яшмой минерал называют в ювелирной торговле за его цвет. На самом деле яшмой он не является. В англоязычных странах гелиотроп часто называют «кровавым камнем» (англ. bloodstone; не путать с кровавиком).В Западной Европе раньше иногда назывался «стефановым камнем» (камнем святого Стефана). В некоторых исторических источниках называется «восточной яшмой» или «немецкой яшмой»
Окраска неустойчива на свету. Нековкий. В соляной кислоте не растворяется. Иризация, плеохроизм, магнитные свойства отсутствуют. Иногда пятна в камне имеют не красный, а жёлтый цвет. Такая разновидность называется плазмой.По физико-химическим свойствам схож с хризопразом.
Месторождения Месторождения имеются в Индии, Австралии, Бразилии, России (Урал), США (Калифорния, Вайоминг), Египте, Китае, Узбекистане (Бухара).
Применение Ценный ювелирно-поделочный камень. Огранённые в виде таблиц или кабошонов вставки из гелиотропа используют в мужских перстнях. Применяется также при изготовлении камей. В Средние века камню придавали мистические свойства, связывая красные пятна в нём с кровью Иисуса Христа, использовали в церковной утвари и при украшении облачений священников.В христианской традиции гелиотроп был посвящён святому Стефану. Высоко ценится коллекционерами.
Память Азова, яйцо Фаберже.
Гаспаро Мизерони. Чаша в форме раковины. ок. 1557, гелиотроп. Музей серебра, Плаццо Питти. Гелиотроп
Драгоценный камень сардер (сард, sard, бурый халцедон) является разновидностью камня сердолик (тогда как сердолик является разновидностью халцедона, а халцедон относится к группе кварца). К сардерам относят бурые, желтовато-бурые, коричневые и коричнево-красные камни сердолика. Хотя в древние времена к сардерам причисляли и другие коричневые камни.
Правда, ныне названия сардер или сард (sard, как его называют на Западе) употребляются достаточно редко. Хотя в старинных книгах сарды упоминаются весьма часто. А в современное время сардеры именуют просто бурыми халцедонами или сердоликами. Хотя известна одна особая разновидность, сочетающая в себе драгоценные камни сардер и оникс, которая получила название сардоникс.
Тем не менее, иногда еще ювелиры используют название сардер или сард, да и то чаще с целью придать камню эксклюзивности. Потому как сардер является недорогим поделочным камнем. Хотя выглядят сарды в украшениях очень даже неплохо.
Название камня по всей вероятности произошло от названия древнего города Сардис, столицы когда-то известного государства Лидии.
Как и прочие сердолики, сардеры обладают хорошей твердостью и потому с давних времен их активно использовали для создания украшений, печатей, камей. Но также следует знать, что уже с тех древних времен люди открыли способы получать сардеры искусственных путем, подвергая халцедоны светлых оттенков термической обработке – отжигу или вывариванию в медовом растворе (эти способы описаны еще Плинием в его «Естественной истории»).
Встречаются сарды в Бразилии, Уругвае, Индии, на Мадагаскаре, в России, США, Исландии, Чехии, Китае и Австралии.
Известны несколько способов получения сардера из светлого халцедона, в частности путём специального отжига или проваривания в медовом растворе. Придание халцедону не присущих ему изначально красно-коричневых расцветок практикуется с глубокой древности и подробно описано Плинием в 37 томе «Естественной истории».
Карнеол
жёлтые – линкурии;
Поделочный камень, используется наряду с другими многочисленными разновидностями кварца в изготовлении ювелирных изделий.
Сардер – один из немногих самоцветов, чья история зафиксирована документально:
Его упоминает Ветхий Завет и писания, датируемые 2-м тысячелетием до н.э. То есть камню минимум 4000 лет. Для индийцев это талисман удачливости и плодородия.
Древние египтяне считали камень символом верховной богини Изиды. Приписывали способность делать богатым, знаменитым, гарантировать покой в царстве мертвых. Мастера Месопотамии, Греции, Египта создавали каменную резьбу – камеи, инталии. Сегодня ими любуются посетители Эрмитажа. На Руси самоцветом декорировали церковную атрибутику (кресты, кадила, оклады икон).
Название минерала выбрано в честь места первой находки – города Сардис на побережье Эгейского моря.
Сердолик, или карнеол, — минерал, красновато-розовая, жёлто-красная или оранжево-красная разновидность халцедона.Особенности окраски сердолика обусловлены составом и характером распределения примесей, в качестве главного хромофора выступает минерал гематит, находящийся в карнеоле в виде тонкодисперсных равномерно распылённых микрочастиц. Просвечивает в тонких сколах.
Близким родственником сердолика является минерал сард или сардер, представляющий собой сердолик, объединённый с агатом и с кварцем. Характерная черта сарда — ярко выраженные на красно-оранжевом фоне белые «волны», или полосы, которые объясняются присутствием агата. Иногда геммологи этот минерал называют «сардоникс».
Физико-химические свойства минерала совпадают со свойствами халцедона.
Кольцо Рамзеса Название минерала связано с окраской камня (от лат. cornus — ягода кизила), а сердолик — от греческого названия этого камня (др.-греч. σαρδόνυξ). В Библии — сардис[1] (др.-греч. σαρδιω) — Плиний Старший считал, что название было дано в честь города Сарды в Лидии, где он был впервые обнаружен; но оно, вероятно, пришло с камнем из Персии[3].
Месторождения В Индии (Штат Гуджарат), в США (штат Монтана). Массив Карадаг в Крыму.
Из Индии поступают самые красивые сорта камня — после длительного пребывания на свету цвет с коричневатого переходит в густой оранжево-красный.
Используется в изготовлении ювелирных изделий. Сравнительно недорогой поделочный камень, но некоторые разновидности, такие, как сардоникс, высоко ценятся как незаменимый традиционный материал для изготовления камей и иных резных ювелирных изделий из камня.
Значительная часть называемого карнеолом материала на современном рынке — приполированная халцедоновая галтовка и полосчатые агаты из Уругвая и Бразилии, которые подкрашены нитратом железа. Распознать имитацию зачастую бывает несложно, так как камни прокрашиваются после их обработки, как правило, только в поверхностном слое (на глубину до 1—2 мм), в чём можно визуально убедиться, расколов такой камень.
В Древнем Египте сердолик был камнем, посвященным богине Исиде, состоятельные египтяне носили застёжки из этого камня с символом богини, напоминающие по форме трёхлистный клевер, в знак того, что отдают себя под покровительство «матери богов».
В Античную эпоху сердолик был одним из основных материалов для создания камей и гемм. Начиная с эпохи Ренессанса, интерес к камеям неоднократно возникал снова, а в качестве материала для их изготовления снова нередко использовался сердолик. Позже европейское дворянство часто использовало сердолик как материал для перстней с фамильным гербом и перстней-печаток (иногда эти функции были совмещены).
Сердолик широко использовался на Востоке - из него делали печати и амулеты, на нем часто вырезались письмена. Но больше всего известны, конечно, украшения из сердолика. Сердолик часто оправляли металлом, в том числе серебром и золотом. У туркменов из него делали украшения для головного убора, самой главной детали женского костюма. Сердолик также был распространен в Персии, Турции, на Балканах, в Польше и Венгрии, где из него делали украшения для седел и оружия. Китай и Япония имеют свои месторождения карнеолов, из которых в былое время изготовлялись флакончики, табакерки и бусы; эти изделия вывозились голландцами в XVII и XVIII вв.
Сердолик сыграл свою роль в истории русской литературы. Сердоликом был украшен перстень Пушкина, «персонаж» его стихотворения «Талисман». А в начале XX века в Коктебеле, у подножия потухшего вулкана Карадаг на Восточном берегу Крыма, где море нередко выбрасывало на пляж сердолики, находилась дача поэта и художника Максимилиана Волошина, ставшая своего рода «литературным салоном».
Один из сердоликов на коктебельском пляже был подобран Сергеем Эфроном и подарен поэтессе Марине Цветаевой. Этот камень стал её талисманом. Марина Цветаева всю жизнь хранила его в своей шкатулке, как одну из самых дорогих вещей. Этот камень сегодня хранится в доме-музее Цветаевой в Москве.