• Авторизация


«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи 19-10-2016 07:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения сандро_пятый Оригинальное сообщение



[700x519]

А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре, 1880 | Фото: art-assorty.ru

«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи.

Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу.

Многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами,

и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу.

Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах.

Великий князь Константин Константинович купил «Лунную ночь» для личной коллекции

и всюду возил ее с собой, что имело печальные последствия. 

[700x481]

Знаменитый художник Архип Куинджи | Фото: pravkonkurs.ru и abmortitua.xyz

Над этой картиной художник работал летом и осенью 1880 г.

Еще до начала выставки распространились слухи о том, что Куинджи готовит что-то совсем невероятное.

Любопытных нашлось столько, что по воскресеньям живописец открывал двери своей мастерской и пускал туда всех желающих.

Еще до начала выставки картину купил великий князь Константин Константинович.

[700x534]

В. Васнецов. Портрет А. И. Куинджи, 1869. Фрагмент | Фото: artcontext.info

Куинджи всегда очень ревностно относился к экспонированию своих картин, но в этот раз он превзошел сам себя.

Это была персональная выставка, и на ней демонстрировалась всего одна работа – «Лунная ночь на Днепре».

Художник велел задрапировать все окна и осветить полотно направленным на него лучом электрического света

– при дневном освещении лунное сияние смотрелось не так эффектно.

Посетители входили в темный зал и, будто под гипнозом, замирали перед этой магической картиной.

[700x489]

И. Крамской. Портреты А. И. Куинджи 1872 г. и к. 1870-х гг. | Фото: artcontext.info и tanais.info

Перед залом Общества поощрения художников в Петербурге, где проходила выставка, целыми днями стояла очередь.

Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки.

О невероятном эффекте картины ходили легенды.

Сияние лунного света было настолько фантастическим,

что художника заподозрили в использовании каких-то необычных перламутровых красок,

привезенных из Японии или Китая, и даже обвиняли в связях с нечистой силой.

А скептически настроенные зрители пытались отыскать с обратной стороны полотна спрятанные лампы.

 

[700x527]

И. Репин. Портрет художника А. И. Куинджи, 1877. Фрагмент | Фото: artscroll.ru

Конечно, весь секрет заключался в необычайном художественном мастерстве Куинджи,

в умелом построении композиции и таком сочетании красок, которое создавало эффект сияния

и вызывало иллюзию мерцающего света.

Теплый красноватый тон земли контрастировал с холодными серебристыми оттенками,

за счет чего углублялось пространство.

Однако одним мастерством даже профессионалы не могли объяснить

то магическое впечатление, которое картина производила на зрителей

– многие уходили с выставки в слезах.

[700x526]

Знаменитый художник Архип Куинджи, 1907 | Фото: newconcepts.club

И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»:

«Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих,

и те жили в такие минуты лучшими чувствами души

и наслаждались райским блаженством искусства живописи».

Поэт Я. Полонский удивлялся:

«Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались...

Что это такое? Картина или действительность?».

А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна

написал стихотворение «Ночь на Днепре»,

которое позже было положено на музыку композитором Брауном.

***

Прекрасна эта ночь с ее красой печальной,

С ее мечтательным, болезненным лицом.

О, если б жизнь цвела, как этот отблеск дальний

Померкнувшей зари на небе голубом!

О, если б дум моих неверное теченье,

Как эти облака, стремились вглубь небес:

Какое б подарил тебе я вдохновенье,

Какой бы мир открыл, мир красок и чудес!

Но жизнь моя темна, и дума безотрадна;

Как облетелый сад, пуста моя душа,

И ходит ветер в нем стремительно и жадно,

И гнет вершины лип, порывисто дыша.

Я не пущу тебя в мой сад осиротелый,

- Там осень, там туман, а здесь перед тобой

Сияние весны и этот отблеск белый

Лазури голубой.  

***

[700x505]

Краски со временем потемнели | Фото: rubooks.org

И. Крамской предвидел судьбу полотна:

«Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой

и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того,

что потомки будут пожимать плечами в недоумении:

от чего приходили в восторг добродушные зрители?

Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол,

что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое».

[700x535]

Краски со временем потемнели | Фото: art-assorty.ru

К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины,

так как до наших времен она дошла в искаженном виде.

А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина.

Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие.

Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас:

«Нет никакого сомнения, что картина вернется совершенно погубленной,

благодаря соленым испарениям воздуха».

Он даже пытался уговорить князя оставить картину на время в Париже, но тот был непреклонен.

[700x479]

Картина Куинджи вдохновляет и современных фотографов | Фото: flickr.com

К несчастью, писатель оказался прав:

пропитанный солью морской воздух и высокая влажность губительно повлияли на состав красок, и они стали темнеть.

Поэтому сейчас «Лунная ночь на Днепре» выглядит совсем по-другому.

Хотя лунное сияние и сегодня действует на зрителей магически,

а пейзажная философия прославленного художника вызывает неизменный интерес.

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/171016/31808/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи | Сенатик - Дневник Наталья Мучитель (Борисовна) | Лента друзей Сенатик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»