Большинство японских стихотворений - хайку посвящены красоте цветов. Авторы превозносят хрупкость и нежность бутонов сакуры, словно залитые розовой глазурью, трогательные звёздочки-лепестки хризантем.В произведениях японских поэтов и философов, образ идеальной женщины всегда ассоциируется и сравнивается с цветком.
Поэтому-то, белоликие нимфы Киото являют собой мечту; существа мифические – благодаря своему красочному имиджу, они кажутся прямыми представительницами божественного царства флоры.
Существует две версии появления гейш на земле Японии.
Приверженцы первой версии считают, что прародительницами гейш были две предприимчивые особы, которые решились в одиннадцатом веке заработать деньги и славу необычным представлением для священных воинов. Нарядившись в парадные одежды своих зрителей – белые длинные платья, высокие шапки, и, прикрепив мечи к поясу, они пустились в пляс…
Гости были так ошеломлены, что, спустя несколько дней, барышни стали самыми яркими персонажами на всех званных приёмах. С годами белые одежды немного разнообразили – юбки покраснели, а мечи вышли из моды.
Вторая версия гласит, что первоначально в гейши допускались только представители сильного пола, и развлекали они отнюдь не высшее общество. Гейша-мен входили в состав так называемого «водного мира», что, по сути, являлось аналогом парижского «двора чудес». Постепенно мужчины остались не удел, поскольку публике больше импонировали плавные танцы белоснежных мотыльков в исполнении женщин. Как только произошла эта революция полов, гейши сразу приобрели более чем достойную репутацию - красавиц начали приглашать на чайные церемонии.
Районы, в которых располагались общины гейш, назывались «цветочными улицами» (ханамати). Руководили гейшами «матушки» – Ока-сан. Гейши-ученицы назывались майко. Переход из майко в гейши обычно сопровождался потерей девственности, которая продавалась наиболее значительным клиентам ханамати за огромные деньги. Чем больше платил мужчина за то, чтобы «сорвать цветок невинности», тем выше были шансы майко стать востребованной и высокооплачиваемой гейшей.
Популярность и красота гейши стали измеряться статусом приглашающего её чайного дома. Как Клаудия Шиффер не может позволить себе рекламировать средства женской гигиены даже за очень большие деньги - так и раскрученная гейша не может придти в чайный дом, не снискавший славу элитного и уважаемого, иначе на её карьере можно ставить крест! Несмотря на то, что гейши являли собой элиту чувственных наслаждений, они ни в коем случае не были проститутками. Немаловажно, что с момента появления профессии гейши, им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги. «Главное отличие меня от проститутки, – рассказывает известная гейша Сакава Эси, – в том, что основное удовольствие от продажной женщины, пусть самой дорогой и умелой, клиент получает в постели. Я же обучена таким движениям, которые заставляют клиента испытать оргазм еще во время самого танца. Но это первый оргазм. Затем я восстанавливаю мужскую силу при помощи рук, губ и волос – этими легкими прикосновениями вновь заставляю его испытать второй оргазм, и только третий оргазм достигается в постели». Золотой век гейш продолжался с 60-х годов XIX и до начала XX века. Именно в этот период была разработана сложная и утонченная система воспитания гейши, которая включала в себя литературу, рисование, музыку и искусство быть неотразимой – Коконо – токоро (девять рецептов красоты), которое позволяло женщинам – цветам выглядеть безупречно. [180x320] В наши дни (особенно в Токио) гейша - это уже не образ жизни, а скорее неплохой приработок для симпатичной японки. Да и востребованы гейши в основном благодаря жадным до впечатлений иностранцам. Местное же население предпочитает развлекаться в компании нового поколения интертейнеров – хостесс (и к Западу ближе, и условностей меньше; ведь общение с истиной гейшей напоминает поход в музей – созерцайте, беседуйте, но руки держите подальше). В Киото кукольные красавицы стараются придерживаться древнейших заповедей: они с детства работают над техникой различных танцев (традиций театра Но и Кабуки); учатся играть на сямисэне, небольшом барабане цуцуми и японской флейте; работают над особым видом пения (с преобладанием горловых звуков); изучают специфику чайной церемонии и своеобразного киотского диалекта. Давным-давно, гонорар, получаемый гейшей, назывался цветочные деньги», поскольку королеве чайных церемоний полагались деньги, потраченные на покупку ароматизированных палочек, которые сожгли за время её пребывания в чайна-хаусе. В заключение можно сказать, что «Мир цветов и плакучих ив»- первая и невероятно успешная попытка японских женщин организовать собственный бизнес, где мужчинам отводились роли парикмахеров, портных и учителей. Мудрость японских красавиц проявилась в том, что они не только получили право зарабатывать огромные деньги, заслужили почёт, уважение и восхищение всего мира, но и избежали гендерных конфликтов, неизменно сопутствующих всем женщинам, шагнувшим в мир больших капиталов и инвестиций (особенно в стране, где инь и янь равноправны только на картинке). |
Макияж гейши
Набор маленьких горшочков с разными снадобьями, разнообразные кисти и яркие краски - все это завораживало европейцев, впервые столкнувшихся с макияжем гейш. Белила, совершенно закрывающие ее лицо и называющиеся "оширои", используются с древнейших времен. Их историю можно проследить вплоть до эпохи Хейан, когда японский императорский двор испытывал сильное влияние Китая, откуда обычай белить лицо и произошел. Свинцовые белила, использовавшиеся как основа для этой краски, давали эффект совершенно гладкого, почти маско-образного лица. При этом, по иронии судьбы, свинец, входивший в состав, ускорял старение кожи, а в некоторых случаях был причиной ранней смерти женщин. (Вот уж поистине: смертельная красота!) Позже свинцовые белила было заменены на более безопасное вещество. Гейша наносила белую краску не только на лицо, но и на руки до локтя. (А также на шею, плечи и верхнюю часть спины.) После завершения "побелки" основа слегка припудривалась, чтобы убрать возможный блеск.
Макияж майко заслуживает отдельного внимания, ведь каждый штрих кисти и используемая гамма цветов должны не только подчеркнуть красоту японской богини, но и символизировать все чаянья и грёзы мужчины, утомлённого серыми буднями.
Обычно искусство и технику нанесения макияжа майко заимствует у гейши, которая взяла её в младшие сёстры. Как и гейша, юная дева окейи обильно покрывает лицо рисовой пудрой смешанной с водой. Но до этого красавицу уже должны нарядить в драгоценное кимоно и обработать лицо смесью из воска и масла (таким образом, продлевается жизнь макияжа). Рисовая паста наносится практически на всё лицо и шею за
[150x241]
исключением линии роста волос и небольшого участка шеи сзади, где тонер наносится в виде змеиного язычка – японцы считают, что подобные нашейные изображения придают женскому образу невероятную чувственность.
Учитывая, что «глаза - наиболее выразительная часть женского лица», гейша и майко уделяют им особое внимание . Совершенно ничего не используется для ресниц. Вместо этого акцент делается на подводку глаза, чтобы придать взгляду глубину и выразительность. Молодая майко, ученица гейко, подрисовывает область вокруг глаз и бровей красным и черным. Когда она становится гейшей, то использует больше черного, чтобы придать визуальную глубину своему взгляду, подчеркнув этим глубину своей интеллигентности и искуссности. (Чем опытнее гейша, тем скромнее внешне: макияж проще и естесственнее, кимоно более спокойных тонов. Ничто не должно отвлекать внимание от ее искусства!) Майко наносит тени только на уголки верхнего века и
[250x363]
припудривает брови (представительницы некоторых “гейша – школ” осветляют брови, придавая им золотистый оттенок). Гейша обращается с красными тенями смелее, нанося их практически на всё пространство между веком и бровью. Для обводки вокруг глаз и бровей традиционно использовался древесный уголь, но сейчас применяется современная косметика.
Брови были отличительной особенностью облика гейши. Лицу придавалась особая одухотворенность полным выщипыванием бровей и рисованием их выше естественного положения на лице. (На лбу, проще говоря) Форма бровей была столь важна, что в случае ошибки, гейше приходилось смывать весь макияж и начинать все с самого начала. Наиболее совершенными в эпоху Эдо считались брови "катсура но маю" - изящной формы молодого месяца. "Катсура" - значит ива, дерево, которое согласно китайской легенде, растет на Луне и изгиб ветвей которого напоминает форму растущей луны. "
Не менее важная роль отводится в макияже гейши и губам, поэтому уста покрываются интенсивным оттенком ало-красного или малинового (помады изготовляются из лепестков роз и шафрана). Идеальной формы женский рот воспевался японскими поэтами во все времена. Автор эротических новелл Ихара Саикаку (1642-1693) написал: "...ее губы цветом напоминают листья на самой вершине Такао в разгар осени..." Гейши использовали помаду на основе цветов сафлора (safflower), чтобы придать своим губам насыщенный цвет пиона и очертания лепестка. Кристаллический сахар, расплавленый и добавленный в помаду, придавал губам сочный блеск. В прошлом, маленький рот со сложенными как для поцелуя губами, - очобогучи - считался самым желанным. Майко обычно выделяет только центр губ, а в день её принятия в сёстры, девушка красит только нижнюю губу. Гейша может полностью закрашивать контур губ всеми оттенками алого и наносить тёплую карамель в качестве блеска. Кристаллизованный сахар добавляется в помаду, чтобы придать губам блеск.
Трехлетний стаж позволяет современным гейшам использовать менее изощрённый макияж, приближенный к европейским стандартам.
[350x517]
[379x517]
http://www.uadream.com/tourism/Asia/Japan
Серия сообщений "Япония":
Часть 1 - Японцы создают уникальные картины на рисовых полях
Часть 2 - Ботанический САД ЧЕТЫРЕХ ВРЕМЕН ГОДА в Киото.
...
Часть 13 - Осень в Японии — событие, которое невозможно пропустить !
Часть 14 - Цветы Японии / Flowers of Japan
Часть 15 - Красота по японски - грим гейши
Часть 16 - Бумажные фонари Японии
Часть 17 - Японская живопись 18-19 века.
...
Часть 23 - Расписные канализационные люки в Японии
Часть 24 - Путешествие по японскому Парку цветов Асикага
Часть 25 - Япония в весеннем цвету