Ивасэ Йошиюки (Iwase Yoshiyuki) родился в 1904 году в Ондзюку (Onjuku) – в Японии, рыбацкой деревне на Тихоокеанском побережье полуострова Чиба (Chiba), отделяющего Токийский Залив от океана.
Окончив университет Мейджи (Meiji) по специальности юриспруденция в 1924, он начал управлять фамильной фабрикой по производству саке – традиционного японского спиртного напитка. В свободное время записывал уходящие традиции старой Японии.
В 1922 году Ивасэ получил в подарок свою первую камеру Кодак. Поскольку городок был неразрывно связан с морем, его тянуло на побережье и скоро он нашел свою страсть - «простую, даже примитивную красоту Ама». Ама – девушки и женщины собирающие морские водоросли, моллюсков и жемчужины в прибрежных водах.
Температура воды на побережье Ондзюку терпима только с июня по сентябрь. Большие груженые корзины с добычей нелегко вытащить на берег при сильном течении, поэтому сборщицы работали только во время наименьшего прилива, что ограничивало число подходящих для ныряния дней до 20 в год.
Ама ныряли по три захода в день, при этом много ели для восполнения энергии в организме и грелись на солнечной стороне в промежутках между нырянием. Хороший дневной улов требовал 60-70 погружений до двух минут каждый, поэтому девушкам и женщинам ныряльщицам требовался солидный подкожный жирок чтобы не заработать переохлаждение.
С такими рисками однако, ама за короткий сезон зарабатывали достаточно большое жалование, сравнимое с годовым доходом деревенских мужчин.
В конце 1920 годов в Ондзюку и соседних деревнях было порядка 200 работающих ама. В конце 1960 годов они исчезли. Фотографии остались единственным документальным свидетельством жизни и работы тех ныряльщиц.
Снимал Ивасе и местных рыбаков, сцены из жизни своей деревни и побережья. И еще его считают пионером в фотосъемке обнаженной натуры в Японии. Но, к сожалению, до нас дошла лишь малая часть его работ – многие оригинальные отпечатки и негативы после смерти Ивасе (2001 год) были потеряны.
С ростом увлечения Ивасэ фотографией, расширялся набор его оборудования, оттачивалась техника съемки. Сцены его съемок преимущественно включали местных рыболовов, сцены из жизни его деревни и побережья. Он стал пионером в фотосъемке обнаженной натуры в Японии, и старательно документировал традиционную культуру послевоенной Японии.
В 1930-х годах он проводил много персональных выставок, включая шесть на полуострове Чиба и две в Токио. В 1976 он участвовал в фотовыставке 100-го года (100th Year Photo Exhibition) в Токио, спонсируемый Сообществом Фотографов Японии. За время жизни он получил большое количество премий и призов разного уровня.
Ивасэ был семейным человеком, делясь свой страстью к фотографии со своей женой в течение более чем 60 лет. Он ушел в 2001 году в возрасте 97 лет. В своем родном городе Ондзюку его почитали как старейшего жителя города и главного спонсора местного этнического музея.
Его работы содержатся во многих коллекциях в Японии и за ее пределами, наибольшее количество работ находится в Музее Фотографии Токио (Tokyo Metropolitan Museum of Photography).
Два сборника его работ были опубликованы в Японии. Первый, сейчас коллекционный, был небольшим частным изданием, и был посвящен женщинам- ама. Второй, исправленный и дополненный, был опубликован в 2002 году. В начале 2008 года вышла монография Ивасэ Йосиюки на английском языке.
Ссылки по теме:
Официальный сайт Йошиюки Ивасе:
http://www.iwase-photo.com
[506x660]
[566x660]
[558x660]
[546x660]
[562x660]
[567x660]
[326x660]
[522x660]
[660x655]
[548x660]