• Авторизация


Без заголовка 04-09-2010 15:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Majomajo Оригинальное сообщение

Мацуо Басё.«Узкая дорога в далекую провинцию»



[700x494]






  «Оку но Хосомичи»



В 1689 году поэт Мацуо Басё отправился в путешествие по Японии. В своем дневнике «Узкая дорога в далекую провинцию» ( в русском варианте «По тропинкам Севера») он описал тропинку, которая существует до сих пор недалеко от реки Могами. И сегодня по ней ходят поклонники поэта.

[358x684]





«Каждый день- странствие, а само странствие- родной дом.»

[472x698]





Так звучит первая строка «Оку но Хосомичи» («Узкой дороги в далекую провинцию»), шедевра Мацуо Басё, написанного более трехсот лет назад. Хелен Танидзаки, уроженка Киото, лингвист, как-то сказала : Все мои школьные товарищи знали наизусть хотя бы одно стихотворение Басё. Это первый писатель, который по-настоящему тронул нас, к которому мы отнеслись серьёзно». Тысячи людей сегодня совершают паломничество на родину Басё и к его могиле, частично следуя по его путям-дорогам. Спустя три века «Узкая дорога», переведенная на десятки языков, по-прежнему значит очень многое для читателей по всему миру. Присущие нашему веку суетность и неуверенность, позволяют проникнуться той смутной тревогой, на которую иногда жаловался Басё. Какова бы не была ее причина – поэт прожил бурную жизнь в Японии в эпоху перемен,- меланхолия стала отличительной чертой большинства его произведений и , в конце концов, погнала его в странствия.
О детстве и юности Басё известно немного: считается, что он родился в 1644 году в городе-замке Уэно,к юго-востоку от Киото. Его отец, небогатый самурай, зарабатывал на жизнь обучением детей письму. Брат и сестры Басё, вероятно, стали крестьянами.
Басё же приобщился к литературе – вероятно, под влиянием сына местного правителя, у которого находился в услужении. Искусству стихосложения он научился у Кигина, выдающегося поэта из Киото, в ранней юности испытал влияние китайской поэзии и даосизма. После смерти сюзерена Басё поселился в Киото, шлифуя поэтическую форму хайкай – лирических стихов о природе и человеке. Во времена Басё первая строфа хайкай развилась в самостоятельную поэтическую форму- хайку (хокку). Три короткие нерифмованные строчки призваны запечатлеть саму суть природы. Свои первые хайку Басё публиковал под псевдонимами, каждый из которых отмечен чем-то глубоко личным. Один из них ,Тосэй, или «Зеленый Персик», - дань уважения китайскому поэту Ли Бо ( его имя обозначает «Белая Слива»).
К тридцати годам Басё переехал в Эдо ( Сейчас старая часть Токио)- новый бурно развивающийся город с быстро растущим населением, бойкой торговлей и большими литературными возможностями. За несколько лет вокруг поэта сгруппировались ученики и покровители, сформировавшие кружок, известный впоследствии как « Школа Басё».
В 1680 году один из учеников построил поэту небольшую хижину около реки Сумиды, а вскоре после того как другой ученик подарил ему саженец дерева басё ( род банана) , поэт стал писать под псевдонимом, оставшимся навека: Басё. Известно, что в этот период его мучили духовные сомнения, и он начал изучать дзен-буддизм. Его меланхолия усугубилась еще и тем, что в 1682 году при пожаре, уничтожившем большую часть Эдо, дотла сгорел его дом. Он писал:


Пируют в праздник,
Но мутно мое вино,
И черен мой рис.


В 1684 году Басё предпринял многомесячное путешествие на запад от Эдо , и на свет появились его первые путевые заметки- « Дневник тощего бродяги». Во времена Басё путешествовали пешком, а места длчя ночлега выбирали самые скромные, да других и не было. Несмотря на трудности, поэт снова отправился в путь, и в 1687-1688 годах совершил третье путешествие. Об этих странствиях он поведал в «Дневниках Касимы» и в « Рукописи в котомке». Оба произведения написаны в разработанном Басё жанре хайбун – это нечто среднее между хайку и прозой. Отчеты об этих путешествиях и вдохновившие их походы добавили блеска и без того высокой репутации Басё.
Тем не менее осенью 1688 года Басё пожаловался своим друзьям: ему все кажется, что мирская суета слишком давит на него. Устав от натиска многочисленных учеников и литературной славы, он признался, что « чувствует ,как легкий ветерок загробной жизни дует ему в лицо». И начал готовиться к паломничеству в места, которые он непременно хотел бы увидеть перед смертью. Басйё собирался отправиться в путь той же зимой, но друзья обеспокоенные его слабым здоровьем, уговорили мастера дождаться прихода весны.

[457x305]
В мае 1689 года вместе с учеником Сорой, взяв мешок с письменными принадлежностями и смеой одежды, Басё отправился в путь, снова став хиохакуся – идущим, куда глаза глядят. Он странствовал пять месяцев и прошел 2000 километров по холмам, долинам и деревням н а север от Эдо вдоль Японского моря. Поход породил шедевр « узкая дорога в далекую провинцию».»Как будто душа Японии написала его»- сказал поэт начала века Миядзава Кэндзи.
Эта книга- словно духовное странствие по буддийской тропе жизни, где нет места озабоченности мирскими делами. Но путешествие имело и практические преимущества – ученики поэта во всех уголках Японии были счастливы предоставить ему кров. В год смерти Басё 1694 -й, знаменитый каллиграф Сорью писал:» Однажды я даже набросил было плащ, чтобы пуститься в такое путешествие, потом снова сел и с удовольствием представил себе все редкие и великолепные виды. Какое буйство чувств, какие божественные сокровища запечатлела его кисть! Какое путешествие! Какой человек!»


[700x660]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | dreanon1 - Дневник dreanon1 | Лента друзей dreanon1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»