Во второй половине 20-го века появилось множество теорий, описывающих индивидуальную эволюцию сознания исходя из наблюдаемых, эмпирических данных. Пиаже (Piaget) наблюдал за когнитивной линией развития, Кольберг (Kohlberg) – за моральным развитием, Левингер (Loevinger) – за развитием самосознания, Маслоу (Maslow), автор знаменитой «пирамиды Маслоу» - за развитием потребностей, Грэйвс (Graves) – за развитием системы ценностей. Было замечено, что большинство людей в своем развитии проходят через определенные стадии, причем некоторые проходят дальше, а некоторые «застревают». Исследования в культурах, отличных от культуры Запада показали, что для людей в них характерны те же стадии, с той лишь разницей, что в менее развитых культурах большая часть населения находится на более ранних стадиях развития – что, впрочем, не исключает появления в этих культурах отдельных мыслителей более высокого порядка.
В 1970-90-х годах американский психолог Клер Грэйвс, а затем его последователи, Крис Коуэн (Chris Cowan), Дон Бек (Don Beck) и Кен Уилбер (Ken Wilber) разработали новую социально-эволюционную теорию, названную впоследствии теорией Спиральной динамики.
Спиральная динамика используется и прикладывается ко многим практическим областям от личного роста до менеджмента и политики. Модель может быть весьма полезной в маркетинге и менеджменте, ну и для личного развития. И многие события, происходящие сегодня, можно попытаться себе объяснить, исходя из этой системы знаний.
Сама модель больше говорит о ценностных ориентациях и картине мира. Непосредственно телесное в ней напрямую не обсуждается, хотя, конечно, очевидно.
	Вот краткий обзор восьми базовых мемов, которые уже проявились к настоящему времени. 
	 
| Мем | Название | Базовые мотивы | 
|---|---|---|
| Бежевый | Выживание | Остаться в живых, благодаря физическим инстинктам | 
| Фиолетовый | Мистика | Родственные связи и мистицизм в волшебном и опасном мире | 
| Красный | Власть | Эгоистическая и эксплуататорская власть над собой, другими и природой | 
| Синий | Закон | Абсолютная вера в единственно верный путь и покорность авторитету | 
| Оранжевый | Амбиции | Стремление к лучшим возможностям для себя | 
| Зеленый | Взаимоотношения | Благополучие людей и консенсус | 
| Желтый | Гибкость | Гибкая адаптация к переменам благодаря системному видению | 
| Бирюзовый | Глобальность | Внимание к глобальной динамике, и действиям на макро-уровне | 
| Коралловый | Развитие | Глобальное развитие цивилизации | 
	Первые два уровня - Бежевый (автоматическое, инстинктивное мышление) и Фиолетовый (анимистичное, племенное мышление) обсуждаются нечасто. Принято считать, что в современном цивилизованном мире оно свойственно либо беспомощным детям и старикам, либо дикими голодающим туземцам. Отчасти это наверное верно. Но с другой стороны, вопрос физического выживания (или его телесно-эмоциональной проекции) стоит гораздо острее. Даже если по формальным признакам (отсутствие физической угрозы, голода и т.п.) человечество более или менее в глобальном масштабе вышло за рамки бежевого уровня, то по телесным признакам не всё так просто. Бежевый уровень - это уровень травмы. Обращение к телу на этом уровне - это зачастую очень сильная травматизация. Принято считать, что отношения с телом на этом уровне просты и инстинктивны. Выжил и молодец. Но  именно с этого уровня мышления, ценностей и прочего, являющегося следствием наших телесных реакций, мы строим нашу жизнь. Фиолетовый уровень, где тело либо не лично, а скорее обобществлено (с семьей, родом и т.п.), либо так же нелично мифологизировано (охвачено духами или подвластно магическим воздействиям), тоже распространен гораздо шире, чем принято говорить. Популярность Кашпировского - яркий пример проявления этих двух уровней. Люди, чувствующие себя беззащитными и решающие вопрос выживания, охотно верят в магию и проч. Таких кашпировским по всему миру - тысячи. И у них полно почитателей. Огромные рынки построены на обращении к этому уровню аудитории (и этому уровню развития людей). Так что все не так просто с телесностью на этих нижних уровнях.
	
	Для следующего уровня - Красного (эгоцентричное, силовое мышление) - тело уже начинает играть самостоятельную роль. Тело - это источник силы, власти и удовольствия. Физическая агрессия, насилие, секс - все здесь. Тело становится способом манипуляции и активно используется для этого. В некотором смысле, тело и есть я. И в зависимости от того, насколько оно сильно, привлекательно, может служить для меня источником удовольствия или обеспечения статуса в группе, настолько я им и увлечен. Неважно - качаюсь или бьюсь, потому что самец, качаюсь или худею,  потому что самка. Сюда обращены индустрии спорта и красоты.
	
	Интересно, что когда обращаешься к этому уровню, утверждая право на физическое существование и сепарируя отдельного индивида от тела рода (например в ходе работы с агрессией или сексуальностью), почти всегда приходится сразу обращаться к следующему уровню - Синему (традиции и правила). В отношении телесности этот уровень скорее связан с ограничениями, отрицанием и запретом на телесное. Религиозное регламентирование всего, что связано с телом, чистая вера и абсолют, духовность и традиции. Экхарт Толле и выступления религиозных экстремистов. Интересно, что в этом аспекте также могут быть положительные примеры. Восточные единоборства с их сильными традициями и правилами - вариант "положительного" отношения к телу и телесности на этом уровне. 
	
	Следующий уровень - Оранжевый (материалистическое, рациональное, ориентированное на достижения мышление). Собственно более или менее "здоровое", то есть соединяющее возможности тела и разума отношение к телу обычно присуще именно этому уровню. Я чищу зубы и хожу к дантисту для того чтобы... Я слежу за своим здоровьем и не ем всякую гадость, потому что это разумно. Я прохожу ежегодную диспансеризацию, чтобы сохранить свой ресурс - здоровье. И все эти вещи. Нормальное рациональное отношение к телу. При этом тело остается чем-то внешним и инструментальным. Тело - это инструмент, о котором надо заботиться. Именно эти люди начинают пользовать терапевтов и коучей не только когда припрет (бежевый), а потому, что это полезно. И именно они находят наибольший смысл и пользу во всякой embodiment и соматической работе: я чувствую себя лучше, у меня больше сил и энергии и т.п.
	
	Если же им начинает хотеться не только пользы, но и более глубокого ощущения жизни, счастья личного и для всего мира, то они плавно переползают на следующий - Зеленый уровень. Именно на нём возникает ощущение связности с другими людьми и с окружающей средой, стремление объединить тело и разум не для и потому что (оранжевый), а потому что оно и начинает ощущаться единым. Соматика обретает не только пользу, но и личный смысл. Это частые гости всяких развивающих телесных практик (и их может быть поровну с красными).
	
	Дальше есть еще два уровня. интегральных по сути, желтый и бирюзовый. Там уже тело и разум едины, и мой bodymind связан с твоим bodymind'ом, и шире по людям и географии, и глубже в глубь веков и т.п. и т.д. Такой вот тип мышления и такая вот картина мира, которая таки прорезается иногда кое-где у некоторых людей или групп. Предполагается, что те, кто интегральными телесными практиками занимается профессионально, где-то здесь тусят. Не знаю, хотелось бы :).
	
	Последующий уровень интегрирует в себя предыдущие. Если говорить об этом в терминах этапов развития и решения задач (как принято в психоаналитической модели, например), можно не рассматривать последующие уровни, пока не освоены предыдущие и не решены задачи каждого из этапов. Более "высокие" уровни характеризуются большим разнообразием реакций, суждений и возможностей по сравнению с предыдущими. В этом смысле, начиная с "зеленого" уровня, можно спокойно ситуативно и экологично проявлять себя на всех предыдущих уровнях, не считая одно или другое более правильным. С точки зрения телесности, получается, что можно позволять себе быть какого угодно "цвета" и быть в этом естественным (хоть морду бить, хоть растворяться в общеродовой молитве, хоть следовать строжайшим запретам, хоть включать рациональные доводы и следовать им).
	
	Принято считать, что зона интегрального соматического развития начинается где-то на оранжевом уровне: там возникает интерес и некоторая потребность, связанная с переходом на следующий уровень.
	Но наша реальность, я уверена, такова, что в нас тут очень силен именно бежевый уровень (уровень травмы).(:
Да и фиолетовый имеет свои особенности (часто маскируемые под "синий" благодаря усилению православия головного мозга). И так на деле и получается. Какие бы благие намерения и задачи не приносили бизнес-клиенты, формально беря их на своем типа оранжевом уровне, чуть дотронься - зачастую вылезает животный ужас и тема выживания. Мы тут все в той или иной степени выживающие и выжившие, но не исцелённые. И это не только в суждениях, это прежде всего в теле. Очень грустно. (: И сразу встает вопрос о важности, необходимости, применимости и особенностях применения самых разных интегральных телесных подходов.
	
	На основе источников  - http://bold-crow.livejournal.com/1127227.html
http://www.newcode.ru/doku.php/spiral-dynamics
http://nlping.ru/11BD560D-F45FE-0BC6D576