Время формировать истинные ценности.
01:06 - Современная цивилизация породила такое количество глобальных кризисов, что идёт речь о её коренном переломе.
Что связано с изменением базовых ценностей и культур. Очень важно иметь представление о типах цивилизационного развития. Существует две концепции развития общества.
Одна - концепция общественных формаций.
Вторая конкепция - концепция цивилизаций.
Концепции альтернативные. Но можно найти определённые сближения.
-
Каждая цивилизация рассматриватся, как проходящая замкнутый цикл.
Можем выделить 2 исторических типа цивилизаций.
Первая - традиционалистская. Это - древняя Индия, древний Китай, Славянский мир, Средневековый, Античный мир.
03:10 - Еще один тип цивилизаций - техногенная цивилизация. Он начал возникать в эпоху великой духовной революции Возрождения, реформации. Там есть своя структура ценностей и свой генотип, на основе которой она воспроизводится. В техногенных культурах человек воспринимается как существо, преобразующее, изменяющее окружающий мир. В традиционалистских цивилизациях этого нет, человек должен вписываться в окружающий мир, приспосабливаться, адаптироваться. "Самая тяжелая участь человека- жить в эпоху перемен",-гласит китайская мудрость. Идея контроля над миром - идеал техногенной культуры.
05:42 - Быть личностью в традиционалистской культуре - быть частью клана, касты, общности. Если я вышел из общности - я уже не личность. В техногенной цивилизации идеал личности - свобода. Можно иметь горизонтальную, вертикальную мобильность, можно самому выбирать социальные связи.
06:10 - Иное понимание самого процесса изменения. В традиционалистской культуре - это движение по кругу. В прошлом жили святые люди, мудрецы, которые написали святые книги. Нет идеи прогресса. Предполагается циклическое время и воспроизводство общества на своей собственной основе.
Техногенная цивилизация задала идею прогресса. "Завтра будет лучше, чем вчера". В основе - постоянный научно-технический прогресс. Изменяется понимание рациональности. Идеал техногенной культуры- научная рациональность. Наука в традиционалистской культуре подчинена религии, мифу.
09:20 - Понимание власти и силы. В традиционалистской культуре - власть человека над человеком. Общество личной зависимости. Техногенные цивилизации - не исключают этого, но добавляют еще и власть над объектами, в том чисте и социальными объектами.
Духовная матрица, геном цивилизации сохраняется, на основе которой воспроизводится цивилизация на своих основах.
10:25 - Традиционалистские цивилизации не исчезли с возникновением техногенных цивилизаций. Давление оказывалось, техника, технология, образование - приводили к глобальным модернизациям. Ценности подчинялись техногенной культуре. Россия на реформы Петра ответила гением Пушкина. Китай, Индия и все страны прошли этот путь через ряд модернизаций.
13:52 - Модернизации переросли в глобализацию. Сегодня это процесс обращения всей планеты в техногенную цивилизацию.Так считалось до середины 20 века, пока на возникли глобальные кризисы. Наиболее значимые - экологический и антропологический кризисы. Будущее человечества - 2 типа развития. 1 - продолжается развитие на базе ценностей техногенной цивилизации. 2 - нечто третье, не будет ни традиционалистской, ни техногенной цивилизации. В чём предпосылки этих новых ценностей?
В эпоху перехода - это динамический хаос, в котором формируются точки роста новых ценностей. Новые сложные саморазвивающиеся системы, описывающиеся нелинейной динамикой и синергетикой. Таких систем не бесконечное множество. Есть сценарии, способные вывести систему на новый уровень. Постмодернизм утверждает, что мы уже вступили в фазу динамического хаоса и это надолго.
18:00 - Эти саморазвивающиеся системы открытые, они обмениваются веществом, энергией и информацией со средой, порождают новый уровень состояния, новый уровень организации. Он становится системообразующим, управляет системой и меняет законы старой системы. оказывает влияние на предыдущие ступени эволюции.
20:15 - Идеи множества вариантов требуют введение ограничений, внутренней этики науки уже недостаточно- запрета на плагиат и умышленное искажение истины. Огромную роль начинают играть социальные гуманитарные науки. Возрастает удельные вес междисциплинарных исследований. В структуры обоснования знаний включается социально - этический компонент, необходимость управления науки культурой. В зоны деградации цивилизации нельзя попадать! Происходит сближение традиционалистской цивилизации и техногенной цивилизации, традиционалистской культуры и современной науки. Раньше многие принципы восточной культуры воспринимались, как мистические. Идеи ненасилия, родившиеся в Индийской культуре, принцип У-Вэй китайской цивилизации- прямая взаимосвязь с принципами современной науки.
25:15 - Отношение этики и истины, истины и нравственности. Сократ на вопрос о том, что такое добродетель, отвечал, что нужно определиться с понятием, а затем жить в соответстви с этим пониманием.
Иначе дело было устроено в восточной культуре. Когда к Конфуцию обращались ученики с просьбой понять суть Дао, А Дао - иероглиф, одновременно обозначающий истину, нравственность и жизненный путь человека, Конфуций давал разные объяснения разным людям, потому что они прошли разный путь нравственного самосовершенствования. Истина раскрывается нравственному человеку и безнравственному не откроется! В этом - перспектива диалога культур.