Музыка и Живопись.
74.Чюрлёнис, Оливье Мессиан и Айседора Дункан.
|
Allegro
|
Andante
|
Rex
Картина Чюрлениса "Rex" - самая большая по размерам и, вообще, одна из лучших у него, оказалась последней в его жизни (1909 год).. А фуги органные, напротив, писались им еще во время учебы в Лейпцигской консерватории (1902).
Несмотря на весь истинный романтизм своей музыки и явные нити, ведущие к Шопену, Чюрленис обеими ногами прочно стоит на основательной почве полифонии, и Бах является безусловно вторым его духовным отцом тут..
Это покажется тем более закономерным, если вспомнить, что и родной его отец был церковным органистом..
Так что фугами он мыслил так же естественно, как и самыми свободными по форме фантазиями.. И полифонией был пронизан для него и весь мир.
|
Preliudas |
Fuga |
Finale |
В 1909 году музыку Чюрленис писал уже совсем другую.. За эти семь лет музыкальный стиль его претерпел значительные изменения и от мелодично-гармоничного очень быстро перешел к остроэкспрессивному атональному.. И классические полифонические формы в чистом виде больше не встречались у него, хотя в живописи он, наоборот, стремился выработать как раз полифонические приемы...
Но в 1909 году Чюрленис сочинил вдруг фугу.., и она оказалась последней музыкальной вещью его вообще..
В тот же год Чюрленис написал картину "Жертва".
По мнению Феликса Розинера (книга "Искусство Чюрлениса" ) картина "Жертва", хоть и создана Чюрленисом, как отдельная и независимая, но также вполне может рассматриваться, как "Финал" Сонаты хаоса или звезд.. Финал, "вобравший в себя тему клубящегося пространства, дымов и туманов, тему звезд и тему ангела и разрешивший все это в величественном мгновении покорении хаоса, посредством властной духовной силы - энергии, заключенной в спокойном жесте Ангела..."
[590x463]
С этой картиной связаны две примечательные истории.
Первую, поведала младшая сестра Микалоюса Константинаса - Ядвига Чюрлёните:
Это было в Париже, кажется, в 1919—1920 годы. Оба брата Моравские - Евгений и Влодзимеж - жили тогда в Париже... В числе их друзей были и Айседора Дункан, и ее друг, концертирующий пианист Вальтер Румель, а также выдающийся скульптор Э. Бурдель - учитель Евгения.
Впервые навестив с Румелем Евгения, Айседора попросила сыграть его симфоническую поэму «Улалуме». И когда оба друга в четыре руки исполняли поэму Моравского, Дункан, удобно устроившись на софе, слушала сосредоточенно и, как обычно, вживаясь в музыку. Напротив софы, на стене, висел большой лавровый венок, врученный Евгению на одном из концертов, а над ним - копия картины Чюрлениса, которую сделал для друга сам автор. Взгляд Дункан, слушавшей музыку, беспокойно блуждал, словно искал чего-то. Вдруг он остановился на венке и висящей над ним картине. Айседора внезапно вскочила и, подбежав к картине, долго глядела на нее. Потом сняла ее, взяла в руки и не отрывала от нее глаз. Было заметно, что ее волнение и беспокойство нарастают.
Когда друзья кончили играть, она, подбежав к Евгению, воскликнула: «Кто он? Где он, этот человек, создавший эту замечательную картину?» Узнав, что этого человека давно уже нет в живых, она очень расстроилась. Затем воцарилась долгая тишина. Наконец Айседора произнесла: «Я его найду», - и попросила Румеля сыграть трагическую сонату Шопена си бемоль минор с траурным маршем. В тот вечер она танцевала удивительно - импровизировала эту сонату, а «друзьям мерещились черные крылья смерти».
Об этом эпизоде рассказал Влодзимеж Моравский, который в тот вечер видел танец Дункан. По его словам, это был для них настоящий праздник. Она танцевала с таким вдохновением, с каким редко выступала в своих концертах. Кончив танцевать, Айседора стала очень задумчива, молчала и вскоре ушла домой. Евгений, помолчав, сказал: «А она все же, наверно, «нашла» то, что хотела найти».
Но и на Чюрлениса Дункан в свое время произвела неизгладимое впечатление..
Однажды летом брат привез из Варшавы стопку фотографий на редкость красивой молодой женщины. Сперва он нам ничего о ней не сказал, а оставив снимки, ушел, словно желая дать нам время разглядеть ее... Лучше всего помню снимок, где Дункан изображена с греческой прической, голова ее украшена диадемой, на ней греческая туника из легкой ткани. Удивительно правильные черты лица ее красили едва заметная милая улыбка и выразительные лучистые глаза.
[345x502]
Я и сейчас вижу ее такой. Все в ней просто, естественно и гармонично, словно она сама - образец античной скульптуры. Тогда я еще не понимала, что так привлекает в ее лице.
Кроме самой Айседоры, в коллекции брата были еще снимки девочек и юных танцовщиц. Маленькие танцовщицы были сгруппированы по нескольку: они составляли художественную композицию.
[590x402]
Брат рассказывал, что приезд Дункан в Варшаву потряс всю музыкальную общественность. Это явилось крупной сенсацией, и поэтому все, кто мог, бежали смотреть балерину, танцующую «босиком»... Так как брат ко всем «модам» относился скептически, то и на сей раз весьма холодно встретил полное энтузиазма предложение Евгения пойти посмотреть эту знаменитость.
Но вот он увидел на афише программу концерта - Дункан танцевала сюиту Баха и траурный марш Шопена. Это было нечто новое! И тогда он решил пойти на концерт. Впечатление было огромным. Из того, что он рассказывал нам об этом концерте, я поняла, что на свете нет танцовщицы лучше и серьезнее Дункан.. И мне, тогда, совсем еще маленькой, было важно, что Кастукас хвалил Айседору и что она учила маленьких девочек танцевать.
[590x275]
И только, кажется, в 1924 году, когда я училась в Берлине, мне довелось самой увидеть эту поистине удивительную художницу. Прочитав объявление о гастролях Дункан, я очень обрадовалась, что смогу увидеть ее, и волновалась, так как она должна была сказать мне о многом и важном, пережитом, но не понятом мною в детстве.
... Меня больше всего восхитило полное слияние движений Дункан с музыкой. Я никогда не думала, что движением можно так много выразить и, главное, что в движениях можно раскрыть развитие психологических процессов, таящихся в музыкальном произведении, не подкрепленных сюжетом или драматургией... Сдержанность движений действовала как тишина после катастрофы. Эта тишина была сильнее крика боли. Это было рыдание. Танцовщица, одетая в темно-фиолетовое длинное легкое одеяние, с большой внутренней эмоциональной силой передала душевное горе человека... Не было привычных для классического танца пируэтов и пуант, да и вообще акробатических трюков, а также чуждой человеческой природе имитации «веса бабочки». Она танцевала босиком; в ее движениях не было ни крупицы стремления щегольнуть своей виртуозностью. А главное - Дункан казалась мне гениальным музыкантом, который языком хореографии выражает семантику музыки. В ее симфоническом танце я почувствовала удивительную законченность всего произведения...
[317x500]
... Кончив танцевать симфонию, Дункан вышла поблагодарить за аплодисменты. Но вместо обычных банальных реверансов, она встала посередине эстрады, вытянула обе руки вперед и стояла так, немного наклонив голову набок, до тех пор, пока шум не затих. Ее длинная, до пола темно-фиолетовая туника, серьезность и вытянутость руки что-то напоминали мне. И сейчас не могу забыть этого впечатления. А напоминало мне все это картину Чюрлениса „Жертва".
[496x768]
А вторая история связана с этой картиной и с одним из крупнейших композиторов ХХ века Оливье Мессианом..
Оливье́ Эже́н Шарль Проспе́р Мессиа́н (фр. Olivier Eugène Charles Prosper Messiaen; 10 декабря 1908, Авиньон — 27 апреля 1992,
Париж) — французский композитор, органист, музыкальный теоретик, педагог, орнитолог. Творчество Мессиана представляет самостоятельную, независимую от каких-либо школ и направлений область современной музыки (начиная с 30-х гг.).
Оливье Мессиан "O sacrum convivium" - орган, Камерный хор МГК.
Передаю слову Феликсу Розинеру:
Во время концертного сезона 1983 - 1984 годов Мессиан побывал в Израиле, где я жил. Из разных источников мне доводилось слышать, что прославленный маэстро принадлежит к числу глубоких почитателей искусства Чюрлениса. После одного из концертов, где исполнялась музыка Мессиана (это было в зале Тель-Авивского музея), я подошел к нему, попросил переводчицу представить меня и спросил композитора, верно ли, что он знает и любит Чюрлениса? Нужно было видеть, какое волнение охватило весьма уже немолодого маэстро!
- О, Чюрленис! - с жаром воскликнул он и стал говорить окружающим, никогда не слышавшим этого имени, каким великим художником и композитором был Чюрленис. Переводчица с французского едва поспевала за ним, и вдруг он сказал то, что я смог понять без перевода:
- Он мой брат.
Сказанные проникновенно, с глубокой верой и одухотворенностью, слова эти произвели сильнейшее впечатление. И далее Оливье Мессиан рассказал следующее.
Незадолго до этого в парижской Гранд-Опера ставилась его новая опера «Святой Франциск Ассизский». Для одной из картин, где на сцене является Ангел, композитор предложил собственное решение декораций, и его замысел был осуществлен художником постановки. И когда композитор увидел сцену уже в готовом оформлении, поющего Ангела и его позу, он вдруг понял: «Передо мной была одна из картин Чюрлёниса». Это было рассказано так, что не оставляло сомнений, насколько происшедшее оказалось для маэстро полной неожиданностью, взволновавшей его.
Вскоре, летом 1984 года я был в Париже. Показывая альбом Чюрлениса своему другу-парижанину, я кстати рассказал и о встрече с Мессианом. Я спросил своего собеседника, слушал ли он «Святого Франциска»? Ответив утвердительно, он вновь стал листать альбом, который мы только что просмотрели. «Вот, - уверенно указал он. - Вот та картина, о которой говорил вам Мессиан. Точно то, что было на сцене».
Это была «Жертва».
И теперь остается размышлять над тем, что же действительно объединяет «братьев» и, может быть, их «сестру» - Чюрлениса, Мессиана, Дункан, - если одно и то же видение является им в картине, в музыке, в танце? Вероятно, это то, о чем написала Ядвига: в мире существуют какие-то духовные сферы, в которых люди одинакового или схожего мироощущения и примерно равные по своим масштабам могут почувствовать себя особенно близкими.
http://www.liveinternet.ru/users/3874862/post187883600
Источники -
http://sagittario.livejournal.com/188743.html
http://sagittario.livejournal.com/tag/%D0%A7%D1%8E...%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81