• Авторизация


Уроки музыки: Характеристика интервалов 04-02-2017 17:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Barucaba Оригинальное сообщение

Уроки музыки: Характеристика интервалов

Первый пост по интервалам - Уроки музыки: Интервалы

Б.В. Асафьев писал о роли интервалов в музыке: "Всюду, где речь идёт об интервале, я трактую этот важнейший элемент музыки как выразительный и считаю, что интервал - одна из первичных форм музыки... Мелодия, в сущности, есть выявление интервалов."

Интервалы бывают гармонические и мелодические. Гармонический интервал можно трактовать как созвучие, обладающее тембровой и функциональной характеристикой. А мелодический интервал "как интонацию, как наименьшую выразительную ячейку, измеритель эмоционального строя звукопроизношения". (Б. Асафьев)

Умение слышать гармонический интервал даёт возможность впоследствии структурировать аккорды, а умение воспроизводить, слышать мелодические интервалы открывает возможность точного, осмысленного воспроизведения мелодии.

Все малые, большие, чистые интервалы называются основными или диатоническими. Увеличенные и уменьшенные интервалы называются хроматическими.

Интервалы, которые звучат мягко, слитно, называются консонирующими или консонансами. Особенно слитно звучат чистые интервалы - прима, октава, в несколько меньшей степени - квинта и кварта. Они получили название совершенных консонансов.

Так же мягко, но менее слитно звучат терции и сексты. Они относятся к несовершенным консонансам.

Наконец, секунды, септимы и тритоны, звучащие очень жестко, называются диссонирующими интервалами или диссонансами.

Характеристика интервалов

Чистые интервалы звучат ни мажорно и ни минорно, не весело и не грустно.

ч.1 - чистая прима. Повторение одного и того же звука, унисон.

Чайковский "Грустная песенка", соч.40 № 2



***

м.2 - малая секунда. Гармоническая характеристика: узкий, близкий, жалобный диссонанс, резкий, "фальшивый". Мелодическая характеристика: разрешение в восходящем порядке - скорбь, плач в нисходящем. Малые интервалы звучат минорно.

В "Поэме памяти Сергея Есенина" Свиридова в общий звуковой фон входит колокольность. Вот как звучит начало поэмы: солист запевает песню: Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь... Его горестно ниспадающие фразы звучат на фоне равномерного, монотонного, как удары колокола, оркестрового сопровождения, в котором повторяется малосекундовый мотив, как бы "раскачивая" этот печальный колокол.



***

б.2 - большая секунда. Гармоническая характеристика: узкий, светлый, уверенный, твёрдый диссонанс. Большие интервалы звучат мажорно.

Плач Ярославны из оперы Бородина "Князь Игорь" по своей композиции близок рондо и состоит из нескольких разделов, чередующихся с рефреном. Мелодия рефрена строится на нисходящих секундовых интонациях, характерных для русских причитаний; они постоянно возвращаются к одному звуку (фа-диез). Первый раз рефрен проходит в оркестровом вступлении поочерёдно у солирующих кларнета и флейты, а затем повторяется у Ярославны перед каждым разделом арии: Ах! Плачу я, горько плачу я...



***

ув.2 - увеличенная секунда. 

Гайдн Симфония ми-бемоль мажор. Вторая часть симфонии - Andante - представляет собой вариации на две темы - песенную в до миноре и песенно-маршевую в до мажоре. По сей день исследователи спорят о национальной принадлежности первой темы. По-видимому, в ней слились воедино черты нескольких славянских и венгерских напевов; таков, в частности, своеобразный ход на увеличенную секунду (ми-бемоль - фа-диез).



***

м.3 - малая терция. Гармоническая характеристика: узкий, мягкий, нежный, грустный консонанс. Мелодическая характеристика: ласковый, певучий.

Финал концерта "Весна" Вивальди представляет собой сицилиану, которую танцуют нимфы под звуки пастушеской волынки. Обращает на себя внимание пасторальное звучание параллельных терций в партиях первых и вторых скрипок. Параллелизм терций станет впоследствии одним из непременных атрибутов пасторальной музыки. 



***

б.3 - большая терция. Гармоническая характеристика: узкий, светлый, весёлый, мягкий консонанс. Мелодическая характеристика: бодрый, весёлый, певучий.

Прелюд до мажор (с подзаголовком "Арфа") Прокофьева - прозрачная, светлая, воздушная, очень изящная пьеса. Она исполняется почти целиком на белых клавишах, в скрипичном ключе. Мелодия, изложенная большей частью параллельными терциями, звучит в левой руке.



***

ч.4 - чистая кварта. Гармоническая хатактеристика: гордый, уверенный, твёрдый, яркий консонанс. Мелодическая характеристика: интонация гимна, призыва.

В сатирической песне "Титулярный советник" Даргомыжский рассказывает о неудачной любви скромного чиновника к генеральской дочери. Композитор рисует музыкальный портрет, родственный литературным образам "униженных и оскорблённых". Бедный робкий чиновник обрисован осторожными секундовыми интонациями piano, а надменная и властная генеральская дочка - решительными квартовыми ходами forte. А восходящий, немного надрывный скачок на септиму в мелодии ("и пьянствовал целую ночь") подчеркивает горькую кульминацию этой истории.



***

ч.5 - чистая квинта. Гармоническая характеристика: "пустой", холодный, спокойный консонанс.

Ариозо Мизгиря из оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" напоминает баркаролу благодаря размеру 6/8 и однообразно покачивающемуся аккомпанементу. Нежная мелодия с изящными синкопами имеет восточную окраску, которую подчеркивает выдержанная квинта в сопровождении.



***

м.6 - малая секста. Гармоническая характеристика: широкий, мягкий, нежный, грустный консонанс. Мелодическая характеристика: певучий, ласковый.

Романс Глинки "Не искушай" на слова Баратынского начинается с типично русской интонации восходящей сексты:



***

б.6 - большая секста. Гармоническая характеристика: широкий, светлый, весёлый, мягкий консонанс. Мелодическая характеристика: певучий, размашистый, уверенный.

Бах Концерт для клавира с оркестром фа минор. I часть. Её интонационным зерном является "упорный" мотив в обёме нисходящей квинты. Все проведения темы связаны с полнозвучным tutti, а в интермедиях на первый план выходит партия солиста. Первая интермедия построена на интонациях темы, которые образуют гибкую мелодическую фигурацию. Триольный ритмический рисунок, сопряжение певучих терций и секст, мягкий волнообразный рельеф. Во второй интермедии фигурация обогащается разнообразными вариантами мотива септимы. II часть. На всём её протяжении господствует партия солиста. В ней предстаёт один из замечательных образцов бесконечной баховской мелодии, источником которой является здесь светлая интонация терции ля-бемоль мажора. Финал. Интонационным ядром темы здесь служит мотив в объёме восходящей квинты (обращение основного мотва первой части) с последующим движением по звукам трезвучия фа минора...



 

***

м.7 - малая септима. Гармоническая характеристика: широкий, мягкий диссонанс. Мелодическая характеристика: требует допевания, неустойчивый.

Прелюдия ля минор ор.11 Скрябина имеет в своей основе изысканное вальсовое движение. Фактура прелюдии капризно-ломкая, воздушная, мелодическая линия имеет изломанный рисунок. Характерной для стиля Скрябина особенностью фактуры является расположение звуков аккорда, который берётся не сразу, а постепенно. Примером могут служить два первых такта прелюдии. В септаккорде II ступени, с которого начинается пьеса, вначале берутся его крайние звуки, образующие остро звучащую малую септиму, и лишь на третьей доле такта мелодическое движение голосов на широком расстоянии приводит к полному септаккорду. Типичен для гармонии Скрябина аккорд второго такта. Это доминанта к доминанте (так называемая двойная доминанта), в которой понижен квинтовый тон. Его звуки берутся постепенно, отчетливо слышны два составляющих аккорд тритона.



***

б.7 - большая септима. Гармоническая характеристика: широкий, резкий, острый диссонанс. Мелодическая характеристика: далёкий, требует разрешения, допевания, ярко выражает неустойчивое звучание.

Хоральная прелюдия ля минор Баха связана со сферой остроэкспрессивных, драматических образов. В верхнем голосе хоральный напев проводится практически без изменений - это ритмически ровное движение в диатоническом ля миноре. Два средних голоса оттеняют строгость хорального напева; они наполнены хроматическими интонациями и непрерывным потоком разнообразных ритмических фигур. В басовом голосе многократно повторяется мотив септимы - уменьшенной, большой и малой.



***

ч.8 - чистая октава. Широкий консонанс, слитное звучание одного звука на разной высоте.

Этюд ре-диез минор ор.8 Скрябина - с первых же тактов возникает необычайно широкий охват фортепианного пространства. Раскидистые триольные фигурации звучат во всём диапазоне левой стороны клавиатуры. В репризе этюда они превращаются в мощную полнозвучную аккордовую фактуру, триолями, характерную для многих скрябинских произведений. На этом фоне тема, изложенная октавами в правой руке, напоминает страстную призывную ораторскую речь. Необычайно рельефно её начало - октавный скачок вниз и стремительный взлёт.



 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Уроки музыки: Характеристика интервалов | LIDJA - Дневник LIDJA | Лента друзей LIDJA / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»