В банках, в интернете, всюду большой Брат.
Всё, что вы напишите, смотрит аккурат.
Если не понравится Брату образ ваш,
Быстро счёт закроет, скажет вам шабаш.
©
Растёт число клиентов банков, карты которых блокируют роботы, — что за этим стоит? Тотальный контроль: роботы автоматически анализируют все транзакции клиентов, и в случае того, если они заподозрят «подозрительную активность» (например, если клиенту вернули долг или заплатили за аренду квартиры и т.д.), то карта блокируется.
Казалось бы, причём здесь Латвия и клиенты латвийских банков? Но, подобную роботизацию вводят во всём мире повсеместно, а контроль над клиентами банков усиливается и в нашей стране, пишет Ru.BB.lv. Поэтому, стоит ознакомиться тем, с чем уже столкнулись клиенты российских банков. Похоже, скоро на нас наденут крепкий «электронный ошейник», без ведома которого «шаг вправо, шаг влево, — расстрел»:
Видео: Банки начали массово блокировать карты добросовестных клиентов за перевод и получение денег
Попытки банков автоматизировать процессы выявления подозрительных операций клиентов привели к росту жалоб на массовые блокировки счетов из-за подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства. По информации «Ъ», более 80% жалоб поступает в отношении Сбербанка, который выступил пионером в процессе централизации таких проверок. В перспективе с этой проблемой столкнутся и клиенты других банков, предупреждают участники рынка.
Жалобы на незаконные блокировки счетов появились на сайте banki.ru. Собеседник «Ъ «в Росфинмониторинге подтвердил рост жалоб физлиц на блокировки счетов со ссылкой на закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (закон 115-ФЗ). «Жалоб действительно стало намного больше, и около 80% всех обращений — от клиентов Сбербанка»,— отметил собеседник «Ъ».
В основном клиенты жалуются на три проблемы: блокировка карт при внесении или снятии крупных сумм либо переводах на счет клиента или третьему лицу.
По словам клиентов, банк просит предоставить пояснения и копии документов, подтверждающие источник поступления денежных средств. Срок рассмотрения документов — два-пять рабочих дней, но после рассмотрения банк может принять отрицательное решение о разблокировке счета с формулировкой, что «документы не объясняют экономического смысла операций».
Согласно требованиям антиотмывочного закона (115-ФЗ), обязательному контролю подлежат операции на сумму от 600 тыс. руб., но банк вправе приостановить или заблокировать трансакцию и на меньшую сумму при возникновении подозрений и запросить документы о происхождении средств или цель сделки.
Лидерство Сбербанка в количестве жалоб отчасти связано с его доминированием на рынке. «На Сбербанк приходится порядка 65% рынка подобных платежей»,— отмечает зампред правления Абсолют-банка Татьяна Ушкова. Однако резкий рост жалоб эксперты связывают именно с автоматизацией процессов в банке. «Рост жалоб клиентов Сбербанка напрямую связан с происходящей сейчас автоматизацией процессов комплаенс в банке и их централизацией»,— отмечает представитель АРБ Алексей Тимошкин.
«Мы поэтапно переводили контроль за операциями в центр комплаенса в Санкт-Петербурге, и сегодня проверка всех операций клиентов идет через него,— пояснила зампред Сбербанка Белла Златкис.— Централизация и автоматизация процессов в разы снизила расходы на проверку трансакций, проходящих через банк».
Происходит проверка так: специальная программа-робот отсортировывает операции по формальным подозрительным признакам и блокирует их.
«Это позволяет в разы увеличить качество комплаенс, но в итоге приводит и к значительному росту фактов блокировки счетов и карт добросовестным клиентам, чьи трансакции робот счел подозрительными по формальным признакам»,— указывает Алексей Тимошкин. Проблему признают и в Сбербанке. «Действительно, около 10% всех заблокированнных трансакций и счетов разблокируется после предоставлении документов или пояснений клиентов»,— отмечает Белла Златкис.
В то же время отказаться от автоматизации банки не могут. «Если перейдем на ручной режим, то для проверки операций нам понадобится неадекватное количество специалистов»,— указывает госпожа Златкис. «По пути автоматизации идут и другие игроки, так что количество жалоб будет только нарастать»,— прогнозирует Алексей Тимошкин.
Теоретически в ситуацию мог бы вмешаться адресат жалоб — Росфинмониторинг. Собеседник «Ъ», близкий к ведомству, отмечает, что оно могло бы выступить с предложениями о разработке соответствующих нормативных документов или рекомендаций для банков со стороны ЦБ. Однако вряд ли эта инициатива возымеет эффект: ЦБ не намерен вмешиваться в ситуацию, поскольку «не располагает информацией о массовых жалобах физических лиц из-за блокировки счетов в связи с выполнениями банками требований 115-ФЗ».
В пресс-службе ЦБ сообщили: «Противолегализационным законодательством кредитным организациям предоставлено право отказывать в заключении договора банковского счета с клиентом, отказывать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, а также право расторгнуть договор банковского счета с клиентом. Решение о реализации указанных полномочий принимается кредитной организацией самостоятельно на основании собственных правил внутреннего контроля».