День и Ночь представлялись первобытным народам высшими, бессмертными существами; как День - первоначально верховное божество света - солнце, с которым слово это тождественно и по названию, так Ночь - божество мрака.
Между богами света и тьмы, тепла и холода происходит вечная, нескончаемая борьба за владычество над миром. У славян День и Ночь, согласно мужскому роду одного слова и женскому другого, олицетворялись еще и как брат и сестра.
Народная загадка, означающая «год», произносится так:
«Я стар, от меня родилось двенадцать сыновей (месяцы), у каждого из них по тридцати сыновей красных, по тридцати дочерей черных» (дни и ночи).
Другая загадка, означающая «ночь и день», выражает мысль свою так:
«Сестра к брату в гости идет, а брат от сестры пятится» (или: «в лес прячется»).
В гимнах «Ригведы» Ночь - сестра Зари. Несмотря на родство, в которое ставит фантазия День и Ночь, они в преданиях, как и в самой природе, друг другу враждебны; народная загадка называет их раздорниками (то есть ссорящимися):
«Двое стоячих (небо и земля), двое ходячих (солнце и месяц) да два раздорника (день и ночь)».
Еще прямее выражено это в следующей загадке, занесенной в одну старинную рукопись:
«Кои два супостата препираются? - День и Ночь».
Еще при начале мира, когда не было ни дня, ни ночи, ни заката, ни рассвета, Род сотворил людей. Но сотворил он их, поглядевшись в зеркало вод, по образу и подобию своему, а оттого все люди были похожи друг на друга как две капли воды. И у матерей рождались только близнецы. И вот однажды Род избрал в святилище свое двух таких братьев. Но они не чувствовали в себе призвания для служения божеству. Великий Белес только недавно научил людей пахоте и ремеслам, и один брат начал возделывать поля, а другой пас конские табуны. Очень не хотелось им бросать начатое дело, но с богом не больно-то поспоришь.
Идут и горюют:
- Ох, ох, лошадушки мои, кто оградит вас от серого волка?
- Ох, ох, боронушка моя, заржавеешь ты без меня!
- Да что мы причитаем? - остановился вдруг старший брат. - Сделаем так: ты иди паси лошадей, а я явлюсь к Роду и скажу, что у тебя конь захромал, ты отстал и заблудился.
Когда пригонишь табун в деревню, спешно скачи мне на смену: я пойду поле пахать. Потом вернусь - ты опять на пастбище уедешь... Так и будем делать свои дела и по очереди служить в святилище бога. И ему хорошо будет, и нам не худо.
Бывают на свете такие хитрецы, которые надеются, что сумеют обмануть самого Творца... В первую-то минуту Род поверил братьям, но вскоре заметил одну странность: служит в святилище вроде бы один и тот же человек, а конь, что пасется рядом и ждет своего хозяина, то черный, как уголь, то белый, как кора березовая. Конечно, ведь каждый из братьев приезжал на своем коне!
Как только смекнул Род, что его за нос водят, очень рассердился. Сначала хотел испепелить охальников, а потом смилостивился: сам их сотворил, жалко убивать. Отпустил он их из святилища коней пасти да землю пахать, но наложил заклятье: никогда больше не встречаться, как если бы стали братья между собой непримиримыми врагами.
- Пусть тот, кто ездит на черном коне, пасет табуны темной ночью, - повелел Род. - А тот, кто ездит на белом коне, пашет земельку светлым днем. И при появлении одного другой должен немедленно исчезнуть, скрыться!
Явь, Правь и Навь - эти три силы олицетворяют Время в славянской космогонии, управляя мирозданием. Явь - мир земной, настоящий, сущий, явленный сейчас, теперь, осязаемый, плотский, вещественный. Навь - мир подземный, где обитают тени прошлого: предки, бестелесные духи. В древности прошедшее время было особо почитаемо: люди верили, что жизнь вершится по кругу и предки возвращаются в третьем поколении. Именно поэтому с помощью обрядов и ритуалов снова и снова как бы воспроизводили прошедшее. И, наконец, Правь - грядущее, всеобщий закон, установленный Дажъбогом для будущего, воплощение правды и мудрости. Всякое земное существо, пребывающее в Яви, выполняет волю Прави, само становясь ее частицей. Смысл пребывания каждого человека на земле - будучи исторгнутым из небытия по воли божественной Прави, возвратится в нее, стараясь при жизни подняться вверх по лестнице совершенства и праведности.
Вот по следу дрожащему лунному
В просмоленной ладье, на восток,
Поплыву я к пророку безумному:
«Погадай мне о Прави, пророк!»
Отвечает безумец: «Мне кажется:
Долго ели мы хлеб дармовой,
А теперь к нам в зеницы вторгается
Смерч, поросший плакуньей-травой!»
Возвещает безумец: «Мне слышатся
Плач и стоны людей неживых.
Семь смертей над Россией колышутся
- Пламя черное пышет от них».
Прорицает безумец: «Мне чудится:
Оскудеет в безверье народ.
То, что старцы предскажут - не сбудется,
То, что сбудется - пеплом взойдет».
Я скажу: «Это бред одиночества,
Ты химеры свои затаи,
Непонятны твои мне пророчества,
Неприятны прозренья твои!»
Я скажу: «Твоему беспощадному
Неподвластны собратья суду!»
И спущусь по откосу песчаному,
И к ладье просмоленной сойду.
Подымайтесь, смурные туманы,
В сердце - мрачных словес ни следа.
...Отчего ж небеса закровавились,
И вода бьет в борта, как беда?