Это цитата сообщения
Ada_Peters Оригинальное сообщениеТретьего октября 1852 года родился Кириак Константинович Костанди, русский живописец, передвижник
Третьего октября 1852 года родился
Кириак Константинович Костанди,
русский живописец, передвижник
Вся жизнь Кириака Константиновича Костанди (1852–1921), грека по национальности, была связана с Одессой.
Здесь он учился в рисовальной школе, отсюда уехал в Петербург, в Академию художеств, и сюда же возвратился, чтобы остаться до конца своих дней.
Мир костандиевской Одессы невелик и хрупок: уснувшие в садах церковки, редкие фигуры грустящих монахов и стариков, тихие розово-желтые закаты, щедро разросшиеся сирени и акации.
Но каким неземным откровением дышал для художника этот волнующий мир! Какой возвышенной поэзией пронизана живопись мастера! Это поэзия, прошедшая через требовательный ум и строгий вкус, очищенная от условности и наигранности.
[показать]
Лунная ночь
Таганрогская картинная галерея
Если Левитан открыл одухотворенную красоту северной природы, то Костанди – южной. Он первый выразил в живописи тонкую и горячую красоту одесского пейзажа, увидев ее изумительно точным глазом, пережив ее смятенным сердцем.
[показать]
Цветущая сирень
Одесский художественный музей
Цветущая сирень навсегда покорила зрителей и учеников мастера своим удивительным диссонансом. Грусть одинокого молодого монаха кажется странной на фоне цветущего очарованием сада с его чудесными красками, нежным музыкальным колоритом. Но тем сильнее внутренний психологизм картины, воплотившей борьбу маленького слабого человека Божия с величественной в хмельном благоухании природой.
Краски Костанди чисты, ярки, звучны, как краски уральских самоцветных камней. Но мастер не жертвовал ради живописности душой и сердцем: его идеалами были человечность и гуманизм. В этом секрет неувядаемой силы работ Костанди.
Из воспоминаний, написанный современником, человеком, близким К.Констади и его семье, художником Б.И. Эгизом:
«…Я помню, Костанди очаровал нас с первых же дней своим удивительным даром не стеснять индивидуальность в учащихся, никогда и ничего не навязывать, он очень (тонко) истолковывал им художественную сущность изображаемого и вселял любовь к непосредственному и внимательному изучению природы и исполнению.
Он предостерегал нас от манерности, от всего вычурного, крикливого и поверхностного. Указания его всегда были меткими, ясными и значительными, причем особенное внимание с первых же дней обучения было им обращено, главным образом, не столько на сухую академическую выучку, сколько на художественную сторону исполнения, и клонились к широкому развитию вкуса учащегося.
Очень трогало нас не только особенное внимание к каждой из наших работ. Много лет спустя он вспоминал наши ученические работы и помнил до мелочей то, что было в них удачно и неудачно исполнено. Все мы горячо любим его за его сердечность, отзывчивость, прямоту, бескорыстие и доступность…
[показать]
У больного товарища
Государственная Третьяковская галерея, Москва
…Он часто вспоминал свои годы, проведенные в Петербурге, когда учился в Академии художеств, с особенной любовью своих друзей – Дубровского, Кудрявцева и Афанасьева, с последним он жил. Всех их троих он изобразил на своей картине У больного товарища, находящейся в галерее Третьякова в Москве. И что они… все четверо работали, о чуждом ему по академии стиле…
Он рассказал, что в то время господствовал академический стиль, который довольно упорно навязывался ее воспитанникам, и что он вынужден был идти своим самостоятельным и независимым путем, так как ни в коем случае не мог согласиться ни с какими ограничениями свободы творчества.
Лишь один профессор того времени, знаменитый П.П. Чистяков, составлял исключение, он был против академической рутины, и только у него одного из академических преподавателей мог учиться К. К. Он о нем всегда вспоминал с особенной любовью и благодарностью. П.П. Чистяков был пламенный поклонник мастеров эпохи Возрождения и восторженно говорил о них дорогому К. К., и впервые он узнал о всем великом их значении, их произведениях.
Он с особенным усердием стал копировать в Эрмитаже Тициана и Рубенса, Венеру и портреты и внимательно осматривал и изучал богатые сокровища живописи Эрмитажа. По его словам, это много способствовало развитию его художественного вкуса, техники и пониманию красоты глубокого тона и интенсивного колорита…»
[показать]
Галки. К осени
Одесский художественный музей
[показать]
Мельница. Северный пейзаж
Одесский художественный музей
[показать]
На даче. Полдень
Одесский художественный музей
[показать]
На террасе. Лето
Одесский художественный музей
[показать]
Этюд к картине "Солнечный день"
Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко
[показать]
Одинокий
Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко
[показать]
Пастушок. Мальчик с гусями
Одесский художественный музей
[показать]
Ранняя весна
Одесский художественный музей
[показать]
Семейная идилия. Первенец
Одесский художественный музей
[показать]
Семья художника
Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко
[показать]
Старуха с кувшином. Сумерки
Одесский художественный музей
[показать]
Портрет художника К.Н. Кудрявцева
Одесский художественный музей
[показать]
Портрет М.И. Князевой
Одесский художественный музей
Репин о К.Констанди и его учениках:
«У вас в Одессе есть такой исключительный художник К.К. Костанди, который может дать вам не только не менее любого из нас, но даже в некотором отношении никто из нас его вам заменить не сможет, так что у вас, собственно, и не было особенной необходимости приезжать сюда только для того, чтобы учиться у нас.
Работы его учеников, появившиеся на годичных отчетных выставках в залах Петербурга, поражали художественный совет академии и всех обозревателей этой выставки своей свежестью, любовными исканиями, отсутствием рутины и чисто художественной непосредственностью исполнения в отношении от произведений других школ, тут же выставляемых».
.