Работы Виктора Попкова в собрании Русского музея > > > vk.cc/cCF3XV
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
А.С. Пушкин, 1833 г.
Для советской интеллигенции 1970–1980-х годов Пушкин был эталоном свободного творца и независимого мыслителя. Писатели, режиссеры, художники, поэты-барды, стремились найти «своего Пушкина», установить с ним личную связь, минуя растиражированный официозом образ «солнца русской поэзии». Это в полной мере относится к В. Е. Попкову. Он не был историческим живописцем, – все его творчество посвящено современности.
Картина «Осенние дожди» – изображение Пушкина на крыльце родного дома в Михайловском – только кажется исключением. Очищенный от бытовых и биографических подробностей, сюжет становится отправной точкой для собственных размышлений автора о блаженном одиночестве поэта, ценой которого он обретает свободу творчества и живую связь со всем миром. Действительно, осенний пейзаж, служащий фоном для хрупкой фигуры в черном, кажется бескрайним.