В истории религии встречается немало примеров того, как люди вступают в диалог с Высшими силами. Между тем скептики утверждают, что «если человек говорит с Богом, то это молитва, а если Бог говорит с человеком, то это шизофрения». Кому же верить? Давайте разберемся...
Феномен внутренних голосов
Наверное, время от времени это происходит со всеми. Находясь в одиночестве, мы можем обращаться к кому-то невидимому, порой произнося целые монологи. Многие понимают это как «внутренний голос», который спорит с ними, советует, словом, ведет себя как настоящий живой собеседник... Иногда мы воспринимаем это как божественную сущность внутри себя. Так, герой романа Павла Санаева «Хроники Раздолбая» постоянно консультируется с «Богом», спрашивая, как следует поступать или вести себя в той или иной ситуации.
Исследованиями данного явления занимался знаменитый отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896—1934). Наблюдая за детьми, которые нередко имеют обыкновение беседовать сами с собой во время игры, ученый пришел к выводу, что, разговаривая с несуществующим собеседником, ребенок как бы продолжает социальный диалог со своими родителями или воспитателями.
Как правило, по мере взросления человек перестает общаться с «невидимками» вслух, но «внутренний голос» никуда не исчезает. Порой диалог с ним может проявляться и на внешнем уровне, обычно совершенно спонтанно.
Между тем Л.С.Выготский предполагал, что «внутренний диалог» с нашим «я-подсознанием» (именно оно и выступает в роли невидимого собеседника) должен проходить как обычный диалог между двумя людьми. В 2011 году Чарльз Фернихаф и Саймон Маккарти-Джонс из Даремского университета (Великобритания) смогли подтвердить это на практике. Они обнаружили, что 60 процентов людей действительно ведут диалоги с самими собой, как если бы разговаривали с другими людьми.
Исследователи предположили, что если теория, предложенная Выготским, верна и внутренняя речь есть производное от обычной речи, то и за обычную, и за «внутреннюю» речь должны отвечать одни и те же нейронные сети. Действительно, магнитно-резонансная томография показала, что функция «внутренней речи» связана с левой нижней лобной извилиной, в том числе с так называемой областью Брока, которая играет важную роль в формировании обычной речи.
Выготский считал, что внутренняя речь служит инструментом, помогающим отыскать решение проблемы. Когда мысли трансформируются в слова, ими проще оперировать. Также вербальное мышление может оптимизировать процесс мышления.
Кроме того, известно, что при повреждении речевых центров мозга (скажем, после перенесенного инсульта) способность к внутренним диалогам может исчезать. А больные шизофренией, к примеру, слышат «голоса», то есть они не идентифицируют свое подсознательное «я» с самими собой.
Слуховые «галлюцинации»
Впрочем, голоса наяву не всегда признак сумасшествия! К примеру, известно немало случаев, когда «невидимки» предупреждали человека об опасности.
Однажды английский поэт Байрон путешествовал по Греции с местным проводником. Внезапно у грека начались конвульсии, и он объявил, что слышал голос своего отца, предупреждающий, что неподалеку отсюда происходит нечто ужасное. «Два года назад я тоже слышал отцовский голос, и это спасло мне жизнь, - сказал он. — Турки вырезали деревню, куда я направлялся».
Байрон скептически пожал плечами, но все же решил сделать остановку. Когда они вновь пустились в путь, то вскоре увидели на дороге восемь мертвых тел — здесь недавно произошло сражение, и если бы путники не стали медлить, то, возможно, оказались бы в самой гуще битвы...
Еще эпизод, уже из нашего времени. У 13-летнего мальчика умерла мать. Вернувшись домой после похорон, он решил сходить за продуктами, которые хранились на лестнице черного хода. Но вдруг услышал голос покойной матери, звавший его из комнаты. Подросток заглянул туда, но никого не обнаружил. Стоило ему сделать несколько шагов к двери, как материнский голос вновь позвал его... Тут пришла соседка и рассказала, что черную лестницу недавно снесли, так как она сильно расшаталась. Если бы мальчик отправился туда, то мог бы упасть с большой высоты и получить травмы или даже погибнуть.
Порой загадочные голоса просто предупреждают нас о предстоящих событиях. Школьница из Москвы Лена Гринева как-то услышала голос старшего брата, звавший ее по имени. Брат в это время служил на флоте, и от него долго не было писем. Почему-то девочка сразу решила, что скоро брат вернется домой. Так и случилось.
Скорее всего, таким образом наше собственное подсознание пытается достучаться до нас и передать нам какую-то важную информацию, считают парапсихологи... А как же насчет Бога?
Религиозный инстинкт
Интересно, а что вообще заставляет нас поверить в божественные силы? Психологи считают, что не последнюю роль здесь играет страх смерти. Недавно специалисты из новозеландского Университета Отаго решили провести эксперимент, в котором приняли участие и религиозные люди, и атеисты. Всем им предлагалось подумать о своей будущей кончине и написать об этом.
В исследовании участвовали 265 человек. Всех их попросили написать, что они думают о своей смерти, либо о том, что они накануне смотрели по телевизору.
После того как были написаны ответы, психологи попытались выяснить, насколько изменились религиозные взгляды опрошенных. Оказалось, что верующие люди, составив эссе о смерти, еще больше уверились в существовании высших сил. Атеисты же, напротив, заявляли о своем неверии. Однако тесты на подсознание продемонстрировали совсем иную картину.
В ходе тестирования исследователи попросили испытуемых отреагировать на те или иные заявления вроде «Бог есть» или «Бога нет». По скорости реакции они определяли, верит ли в душе человек в божественный промысел? На деле многие «неверующие», хоть и декларировали атеизм, подсознательно все же допускали существование Бога.
Эксперты объясняют этот парадокс тем, что человека с самого рождения преследует страх смерти, а религиозное мировоззрение пропагандирует посмертное бытие. То есть верить в Бога — значит давать себе шанс спастись от небытия.
Кстати, ученые из Гарварда выяснили, что среди религиозных людей больше тех, кто при принятии различных решений полагается на свою интуицию, а не на прагматический расчет. Это лишний раз доказывает, что вера в Бога у нас присутствует на уровне инстинктов.
Полезна ли вера?
Исследователи из американского Университета Миссури во главе с профессором Дэном Коэном пришли к выводу, что психическое здоровье религиозных людей в целом крепче, чем у тех, кто исповедует атеизм. При этом совершенно не важно, какой именно религии придерживается человек.
В ходе исследования, в котором приняли участие представители основных мировых религий — христиане, мусульмане, буддисты и иудеи, выяснилось, что чем выше был уровень их духовности, тем в лучшем состоянии пребывали их психика и нервная система.
Хорошо известна и целительная сила молитвы. Так, сотрудники лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института имени В.М.Бехтерева провели серию экспериментов, исследовавших лечебные свойства молитвы. Опыты ставили на священнослужителях и прихожанах Александро-Невской лавры. Приборы фиксировали энцефалограмму их мозга во время молитвы. Выяснилось, что молящийся человек впадает в особое состояние: кора его головного мозга отключается, и информация усваивается напрямую, не задействуя процессы мышления. Это благотворно влияет на нервную систему и через нее - на весь организм.
Кстати, эффект наблюдается и в тех случаях, когда за человека молится кто-то другой. В 2001 году специалисты из Колумбийского университета собрали данные о 199 женщинах, проходивших курс лечения от бесплодия. Оказалось, что у тех из них, за чье здоровье близкие ежедневно возносили молитвы, беременность наступала в два раза быстрее, чем у тех, о ком пеклись только медики...
Тем не менее в храме часто можно увидеть людей, психически не совсем адекватных или даже юродивых. Кроме того, нередко случаются преступления по религиозным мотивам, когда человеку слышится «голос Бога», повелевающий убить кого-то...
К сожалению, в церковь часто приходят люди, которые уже давно и серьезно больны психически. Но вера и религиозный фанатизм - это абсолютно разные вещи. Человек может совершенно не понимать сути религиозной веры или толковать ее по-своему. В мозгу сумасшедшего религиозные постулаты могут превратиться в навязчивую идею. Так, маньяк может убивать, к примеру, проституток или наркоманов, потому что они грешны, вообразив себя орудием божественной кары... Тогда как нигде в религиозных источниках не сказано, что кто-то смертный может взять на себя функции Бога и кого-то карать. Напротив, в Библии сказано: «Не убий!»
Но гораздо чаще такие люди попадают в секты, которые создаются не столько с религиозной целью, сколько для того, чтобы служить чьим-то корыстным целям. Либо во главе их стоят также психически нездоровые личности.
Деятельность секты направлена не на стабилизацию психического состояния больных, а напротив, на деструктивизацию сознания. Людей там, как правило, зомбируют, внушая идею подчинения некоему божеству или главе секты. Состояние тех, у кого не очень здоровая психика, при этом усугубляется, а случается и так, что ломается психика и у относительно здоровых людей, которых сюда привела, скажем, депрессия... Говорят, стать прежним после того, как человек побывал в секте, практически невозможно.
Что же касается церкви, то тут, напротив, могут быть случаи чудесных исцелений от психических недугов. Вспомним хотя бы, что именно церковь излечивает так называемых «одержимых». Природа этого заболевания так до сих пор и не ясна. Человек может страдать раздвоением личности, так что кажется, будто в него вселился кто-то другой, его могут терзать судороги, припадки, истерия... Священники говорят, что в такого человека «вселился бес». И действительно, как показывает практика, подобные личности не могут находиться в храме или вблизи каких-то святынь: им становится плохо, они бьются в припадке...
Так что если вы психически здоровы, то религиозная деятельность пойдет вам только на пользу. Если у вас, к примеру, невроз или раздвоение личности, то не исключено, что ваше состояние после посещений храма улучшится. А вот в сомнительные организации, исповедующие непонятные учения, обращаться не рекомендуется.
Ида ШАХОВСКАЯ, «Тайная власть».