Задачи:
1. Определить уровень проведения родительских собраний.
2. Выявить положительные стороны, недостатки и трудности.
3. Отметить результативность родительских собраний.
Методы:
1. Непосредственное наблюдение.
2. Анализ документации: заведующей и воспитателей.
3. Беседы с заведующей, воспитателями, родителями.
Информация:
1. Общие сведения о детском саде и сотрудниках учреждения.
• Номер детского сада
• Наименование групп
• Количество детей (групп для общего родительского собрания)
• Образование, стаж педагогической работы заведующей, воспитателей.
2. Сведения о составе родителей:
• Социально-образовательный уровень (военнослужащие, служащие, рабочие)
• Состав семьи (однодетные, двухдетные, неполные семьи: матери-одиночки, отцы-одиночки, опека и т. д.)
• Благополучные и неблагополучные семьи
Условия:
1. Уровень организации мероприятия (торжественность, уют, освещенность, организованна ли регистрация, есть ли возможность раздеться) .
2. Оповещение родителей:
a. Срок размещения объявления о собрании
b. Оформление (объявление, плакат, приглашение)
3. Наглядность (выставки, стенды, демонстрационный материал) :
a. Соответствует ли теме собрания
b. Педагогическая направленность и ценность
c. Красочность
d. Краткость лаконичность надписей
e. Привлекла ли внимание родителей.
4. Уровень проведения собрания:
a. Время, его целесообразность.
b. Количество присутствующих
c. Выборы секретаря и председателя (постоянны ли они на каждом собрании; умеет ли секретарь писать протокол) .
d. Кому принадлежит ведущая роль на собрании (председатель, воспитатель, заведующая, методист.)
e. Продолжительность собрания
Подготовка к собранию (предварительная работа)
a. Оформление материала в уголке для родителей (папки – передвижки и т. д.)
b. Проведение открытых просмотров
c. Консультации
d. Индивидуальная работа с родителями (предложение изучить материал, подготовить выступление и т. д.)
e. Работа с родительским комитетом (организационные вопросы, оформление наглядной агитации и т. д.)
Качество сообщений
1. Соответствует ли тема:
a. Основным задачам года
b. Задачам воспитания и обучения детей данного возраста
c. Пожеланиям родителей (анкета, беседы и т. д.)
2. Педагогическая грамотность доклада заведующей
a. Теоретический материал (изложен литературным языком, краток или нет) .
b. Используются ли конкретные факты
c. Звучит ли информация о детях данной группы
d. Подчеркнута ли роль семьи в воспитании
3. Фома изложения материала (назидательность, собеседование, лекция, чтения, доверительный разговор) .
Проведение собрания:
1. Поведение педагога, манера держаться, тон разговора, контакт с родителями, свободное общение.
2. Выступление родителей (по теме или нет, сколько человек, подготовлены или нет) .
3. Уровень вопросов к родителям.
4. Есть ли вопросы родителей (по теме или отвлеченные) .
5. Качество ответов на вопросы родителей (кто отвечал, грамотно, четко, удовлетворил ли ответ воспитателя, родителей)
6. Обращение к родителям (по имени отчеству, по фамилии, обобщающие слова)
7. Активность родителей:
a. Слушают
b. Записывают
c. Задают вопросы
d. Выступают (по теме или нет)
e. Предлагают решения
f. Принимают решения
8. Качество решений:
a. Конкретность
b. Выполняемость
c. Проверяемость
d. Направлены ли на качественное улучшение воспитания и обучения детей
9. Общий тон собрания
a. Доброжелательность
b. Внимание
c. Взаимное уважение
Итог собрания.
1. Выполнило ли мероприятие основные функции:
a. Познакомились ли родители с целями и задачами, формами и методами воспитания детей в д/ саду и семье
b. Установлены ли единые требования воздействия на детей в д/саду и семье
c. Познакомились ли родители с лучшим опытом семейного воспитания
2. Остался ли в памяти предложенный материал (наличие раздаточного материала для родителей)
Выводы.
Предложения.
1. Безопасность мебели и оборудования для жизни и здоровья детей.
2. Педагогическая целесообразность оформления предметно-развивающей среды.
3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований по оформлению помещений.
4. Соответствие сюжетно – ролевых игр, дидактических пособий, детской литературы и др. возрасту детей.
5. Соответствие методической литературы и пособий данной возрастной группе.
6. Оформление родительских уголков.
7. Материалы предоставленные для родителей конкретны и доступны в своем изложении.
8. Информационные стенды соответствуют возрастной группе: цели, задачи, режим, система воспитательно-образовательной работы.
9. Эстетичность в оформлении помещений.
10. Нестандартный подход в оформлении.
СХЕМА № 2 Наличие документации в группе
1. Паспорт группы: информационный бюллетень группы и ОО, программное обеспечение, список детей на 01.09, режимы дня, система образовательной работы, аттестационные листы педагогов.
2. Приложение к плану: режим на данный период + щадящий, режим двигательной активности, листы здоровья, программа оздоровления.
3. Перспективный план: план работы с родителями, организация развивающей среды, методическое обеспечение, игровая деятельность.
4. Календарный план: списки детей (групповой, по подгруппам, по группам здоровья, планирование на день (утро, вечер) .
5. Папки взаимодействия и совместной деятельности педагогов и специалистов.
6. Документация для работы с родителями: тетрадь сведений о родителях, протоколы родительских собраний, отчеты, информация для стендов и папок-передвижек.
7. Тетрадь учета посещаемости.
8. Тетрадь инструктажа детей по ОБЖ (для средней, старшей и подготовительной групп)
9. Инструкции по охране труда.
10. Журнал Ф-127 и листы адаптации (для ясельных групп)
Схемы: Анализ предметно-развивающей среды в группах по разделу «Развитие игровой деятельности», «Организация питания»
СХЕМА № 3 Анализ предметно-развивающей среды в группах по разделу «Развитие игровой деятельности»
1. Наличие уголков сюжетно-ролевых игр в соответствии с данной возрастной группой. Достаточное игровое оборудование для с-р игр.
2. Наличие конструктивных игр в соответствии с возрастом детей: конструкторы – сюжетные, напольные, настольные, из различных материалов;
3. Достаточное количество атрибутов для обыгрывания построек (игрушки, транспортные средства, фигурки и тд.)
4. Наличие центра экспериментирования с инструментами, игрушками и другими атрибутами для проведения опытов и экспериментов.
5. Эстетичность и доступность в оформлении уголка природы: картины-пейзажи, картотеки, правила ухода за растениями и др. в соответствии с возрастной группой.
6. Наличие книжного уголка с несколькими экземплярами книг (одного содержания) – по программе или в соответствии с целями и задачами педагогов; иллюстрации и сюжетные картинки.
7. Оборудование уголка театрализованных игр различными видами театров, костюмов, атрибутов, музыкальными игрушками и инструментами.
8. Наличие центра интеллектуального развития: дидактические и настольно-печатные игры математического содержания, для сенсорного развития, развития речи и т. д.
9. Насыщенность и разнообразие материалов для развития художественно – продуктивной деятельности дошкольников, в соответствии с возрастной группой.
10. Помещение оформлено с учетом двигательной потребности детей (пространство для свободного перемещения, оборудован уголок физкультурных игр.
СХЕМА № 4 «Организация питания»
1. Выполнение гигиенических требований: санитарное состояние, размещение столовой мебели.
2. Сервировка стола: учитываются ли требования сервировки стола в зависимости от возраста детей, эстетика оформления, деятельность дежурных (кроме ясельных групп) .
3. Организация гигиенических процедур в зависимости от возраста.
4. Использование педагогом различных навыков и приемов для воспитания культуры поведения за столом.
5. Умение педагога преподнести блюдо (нелюбимое, новое) и общение педагога с детьми во время приема пищи.
6. Настроение детей и обстановка в группе во время приема пищи.
7. Умение детей пользоваться столовыми приборами.
8. Своевременность доставки пищи в группу.
9. Выполнение режима питания в соответствии с режим дня в зависимости от возраста.
10. Соблюдение объемов детской порции.
Схемы:«Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня», «Соблюдение режима дня и организация работы группы»
СХЕМА № 5 «Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня»
1. Планирование и проведение утренней гимнастики.
2. Планирование и проведение физкультурных занятий в зависимости от возраста детей.
3. Использование физкультминуток во время занятий.
4. Планирование и проведение подвижных игр во время прогулки.
5. Планирование и проведение подвижных игр в группе.
6. Проведение закаливающих процедур и оздоровительных гимнастик (в соответствии с рекомендациями медицинских работников) .
7. Соответствие режима дня сезону и возрасту детей.
8. Индивидуальный подход в работе с детьми, с учетом группы здоровья (наличие листов здоровья) .
9. Состояние одежды, обуви детей. Отсутствие опасных предметов.
10. Соблюдение гигиенических требований (одежда, обувь) .
СХЕМА № 6 «Соблюдение режима дня и организация работы группы»
1. Знание воспитателями режима дня своей возрастной группы.
2. Своевременный прием пищи. Не сокращается (удлиняется) время, отведенное на завтрак, обед и полдник.
3. Количество и длительность занятий соответствует сетке занятий и гигиеническим требованиям.
4. Умение воспитателя определить степень утомляемости детей и в связи с этим изменять ход занятий и их время.
5. Своевременный выход на прогулку и возвращение с нее. Соблюдение длительности прогулки.
6. Своевременное укладывание спать. Спокойная обстановка в спальне, располагающая детей к отдыху.
7. Соблюдение времени, отведенного на сон. Не затягивание и не сокращение сна.
8. Умение воспитателем осуществлять постепенный подъем детей с учетом их индивидуальных особенностей.
9. Соблюдение времени свободной и самостоятельной деятельности детей.
10. Своевременный выход на вечернюю прогулку.