Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образоваВВВтельного процесса в любом учреждении, работающим с детьми 6—7 лет, вне зависимости от предпочитаемой программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общеприняВВВтых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка». Система мониторинга содержит десять обВВВразовательных областей, соответствующих ФГТ: «Здоровье», «ФизичеВВВская культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «ХудожественВВВное творчество», «Музыка», все это позволяет комплексно оценить уроВВВвень школьной готовности каждого ребенка.
Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умеВВВниями по образовательным областям:
1 балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, по-
мощь взрослого не принимает;
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые пред-
ложенные задания;
3 балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной
помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью
взрослого все предложенные задания;
5 баллов — ребенок выполняет все предложенные задания самостоя-
тельно.
Таблицы мониторинга заполняются дважды в год — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведеВВВния сравнительной диагностики. Технология работы с таблиц
ами проста и включает два этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считаВВВется итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики конкретного ребенка и проведения индивидуВВВального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательВВВной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложлть (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовВВВки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. НормативВВВными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же паВВВраметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать поВВВказателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженВВВном несоответствии развития ребенка возрасту. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психоВВВметрических процедур, и будут уточняться по мере поступления резульВВВтатов мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательВВВным областям обусловлено квалификационными требованиями к совреВВВменному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов освоения каждым ребенком общеобразовательной программы дошкольноВВВго образования.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»
дети 3-4 лет группы №_____
201__-201__ уч.год.
|
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Слушает музыкальВВВное произведение до конца. Узнает знакоВВВмые песни. Поет, не отставая и не опереВВВжая других |
Различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изВВВменения в звучании (тихо — громко) |
Умеет выполнять танцевальные двиВВВжения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами |
Различает и называет музыкальВВВные инструменты: металлофон, барабан |
Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) |
|||||
|
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
||
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»
дети 4-5 лет группы №_____
201__-201__ уч.год.
|
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произВВВносить слова; вместе с другими детьми, начиВВВнать и заканчиВВВвать пение |
Выполняет движения, отВВВвечающие хаВВВрактеру музыки, самостоятельно меняя их в соотВВВветствии с двухВВВчастной формой музыкального произведения |
Умеет выполВВВнять танцевальВВВные движения: пружинку, подВВВскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполВВВнять движения с предметами |
Умеет играть на металлофоне простейшие меВВВлодии на одном звуке |
Итоговый покаВВВзатель по каждоВВВму ребенку (средВВВнее значение) |
|||||
|
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
||
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»
дети 5-6 лет группы №_____
201__-201__ уч.год.
|
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Различает жанры музы- кальных произведений, может петь в сопрово- ждении музыкального инструмента |
Может ритмично дви- гаться под музыку, самоВВВстоятельно инсценирует песни, хороводы |
Умеет выполнять тан- цевальные движения (поочередное выбрасы- вание ног в прыжке, вы- ставление ноги на пятку В lid. i\ ирисе,к-, шаг с продвижением вперед и в кружении) |
Умеет играть мелодии на металлофоне |
Итоговый показатель по каждому ребенку (средВВВнее значение) |
|||||
|
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
||
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|||||||||