«Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью» Лоренцо Бернини
В колоссальном наследии Бернини, кроме архитектурных и скульптурных шедевров, остались живописные и графические работы. Он был постановщиком театральных феерий, автором комедий, декоратором и конструктором, впервые, в частности, изобретшим замечательную машину «восход солнца». Слух о ней дошел до французского короля Людовика XIII, попросившего у автора модель, и тот послал ее с примечанием: «Будет работать, когда я вам пошлю мои руки и голову».
«Синьор кавалер Бернини, слух о Вашем несравненном таланте и о столь счастливо завершенных Ваших творениях распространился за пределы Италии, а также чуть ли не за пределы Европы, и везде у нас в Англии Ваше славное имя превыше всех мастеров, когда-либо отличавшихся в Вашей профессии. Не соблаговолите ли Вы изваять из мрамора наш портрет…». Это только одно из множества писем, полученных Бернини. Под ним стоит подпись короля Англии Карла I, голову которого, слетевшую впоследствии на плахе, Бернини все-таки соблаговолил изваять, глядя на специально написанный знаменитым Антонисом ван Дейком тройной портрет. Среди корреспондентов мастера можно встретить целый ряд римских пап и известнейших личностей, вроде кардиналов Ришелье и Мазарини. Чем же он заслужил подобное отношение со стороны сильных мира сего?
Бернини Лоренцо Джованни. Автопортрет в юном возрасте 1623
Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в Неаполе. Его отец, имеющий известность скульптор Пьетро Бернини, переехал по приглашению папы Павла V из Неаполя в Рим для работы над мраморной группой в одной из ватиканских капелл. Это случилось в 1605 году.
Мальчик, попав в Ватикан, запирался в залах, рисуя с утра до вечера. Лоренцо было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Сципион Боргезе.
Очень рано у Лоренцо проявился большой скульптурный талант – его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г.
Портрет юноши (Автопортрет) c. 1615
Коза Амалфея, вскормившая младенца Зевса, и сатир. Джованни Лоренцо Бернини, 1615 г. Рим, галерея Боргезе
Амалфея, Амалте́я, Амальте́я (др.-греч. Ἀμάλθεια) — в древнегреческой мифологии — легендарная коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса на острове Крит в пещере Козьей горы (др.-греч. Αἰγαῖον ὄρος) в то время, когда богиня Рея (мать Зевса) прятала юного бога от его отца Кроноса, хотевшего сына съесть. Когда родился Зевс, Амалфея произвела на свет двух козлят. По Мусею, шкуру этой козы (Эгиду) Зевс использовал для щита во время войны с титанами. После своей победы козу Зевс сделал созвездием, а также ее козлят. В честь Амалфеи назван астероид (113) Амальтея, открытый в 1871 году, а также спутник Юпитера Амальтея, открытый в 1892 году.
Джованни Лоренцо Бернини. Портрет юноши (Предположительно автопортрет). 1615-19 гг. Национальная галерея Виктории, Австралия
Вакханалия: дети дразнят Фавна. Джованни Лоренцо Бернини, 1616-17 гг. Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен
Джованни Лоренцо Бернини. Бюст Камиллы Барберини, урожденной Барбадори 1618 г.
Эней, Анхиз и Асканий. Скульптура Д. Лоренцо и Пьетро Бернини, 1618-1619 гг. Рим, галерея Боргезе
Бегство Энея, Анхиза и Аскания из охваченной пожаром Трои - сюжет, описанный в «Энеиде» Вергилия. Эней – сын Анхиза и Афродиты (рим. Венеры) – один из славнейших защитников Трои, в последнюю ночь Трои пытался сражаться с проникшими в город ахейцами, но получил от богов приказ оставить Трою вместе с престарелым Анхизом и малолетним сыном Асканием. Захватив с собой священные изображения троянских богов (Анхиз прижимает к себе статую Минервы), Эней в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски новой родины. Во время полного драматических событий путешествия Эней попадает в Карфаген, где его надолго задерживает гостеприимный прием и вспыхнувшая к нему любовь царицы Дидоны. Странствия завершаются основанием в Лации нового города – Рима. От его потомка Аскания (Юла) вели свое происхождение представители рода Юлиев (Юлий Цезарь, Август и др.).
Работа юного Джованни над несколькими малозначительными произведениями происходит под руководством своего отца Пьетро Бернини. Джованни был сыном самого искусства, и в почти недосягаемый мир папских заказов его ввел отец. Даже в последнее время критики повторяют, будто репутация Пьетро как художника пострадала из-за того, что сын его стал более знаменитым и искусным. Однако этот факт не исключает, что Пьетро Бернини был выдающимся скульптором и, отдавая себе отчет в одаренности сына, способствовал его успеху, с любовью руководя его первыми шагами.
Кавалер д`Арпино ввел Пьетро Бернини в римскую художественную среду, Джованни Лоренцо мог внимательно наблюдать за художественной карьерой отца. Маленький Джованни Лоренцо в течение трех лет жил с рассвета до мессы в помещениях Ватикана среди редчайших и достойнейших вещей, среди пилигримов, и рисовал там. Такое было бы невозможно, если бы не известность в папской курии его отца, который затем разыскивал сына в залах Ватикана, выкрикивая его имя.
Поддержка отца заключалась и в том, что он привлек юного Джованни к работе над несколькими малозначительными произведениями, обучая его виртуозно владеть резцом и долотом. К этому периоду относятся Гермес для казино (садового павильона) Боргезе, Четыре времени года для виллы Альдобрандини во Фраскати, Фавн, играющий с купидонами и Иоанн Креститель, созданный по заказу Барберини.
В них рука Джованни уверенно заявляет о себе в яркости декоративных элементов - цветочных венков (например, в Весне с ее прекрасным розовым деревом) и фруктовых гирлянд (Гермес, Осень), присутствующих также в скульптурной композиции с Фавном. В неполных восемнадцать лет Бернини был уже настоящим помощником своего отца, хотя он еще нескоро начнет создавать самостоятельные произведения. Миф о чудо-ребенке во многом формировался самим Бернини, когда он был уже прославленным художником, а также с помощью тонкой режиссуры биографами его рассказов.
Однако, если оставить в стороне все те восхищенно-преувеличенные голоса, гул которых лишь отдаляет от истины, все же остается неопровержимым факт исключительно зрелой техники, характерной уже для первых работ Джованни Лоренцо, несмотря на его довольно нежный возраст. К сожалению, документы не позволяют установить точную дату создания произведения, ныне единодушно признанного самым первым творением молодого художника. Это Амальтея с младенцем Зевсом и маленьким фавном, которая датируется приблизительно от 1609 до 1615 года - временем, когда для нее был куплен деревянный постамент. Эта скульптура, несомненно, свидетельствует и об интересе Бернини к классике, и о его величайшем даре императора, поскольку этой мраморной скульптурной группе долгое время приписывалось античное происхождение. При этом интересы молодого скульптора развивались в собственном направлении: он желал постичь выразительные возможности тела. Именно этой проблеме посвящен ряд работ, начиная от Святого Себастьяна из коллекции Тиссен-Борнемиса в Лугано и Святого Лаврентия на решетке из Палаццо Питти во Флоренции и кончая двумя физиономическими опытами (выразительные возможности лица - часть той же проблемы): бюстами Благословенная душа и Проклятая душа.
Джованни Лоренцо Бернини «Проклятая душа», 1619
Последняя скульптура с большой вероятностью может считаться автопортретом художника. Все на пределе, где каждый нерв напряжен до судорожной боли. Всмотритесь в эти безумные глаза, присборенные складки на лице, широко открытый рот и даже приподнятый кончик языка, все настолько реалистично, что поражает воображение. Не случайно гримаса боли, отраженная на лице укушенного мальчика, который резко, но безуспешно пытается отдернуть руку, повторяется, получая еще большую экспрессию в лице Святого Лаврентия, изображение которого восходит отчасти к микеланджеловским фигурам на гробницах в церкви Сан Лоренцо, особенно к Вечеру и Утру (Авроре).
Конечно же, это пока что скульптуры, сделанные по частным заказам синьорам, могущие украсить собой коллекции этих любителей прекрасного. Однако уже тогда молодой Бернини получил и свой первый общественный заказ - исполнить Портрет епископа Сантони, мажордома папы Сикста V. Это - барельеф на гробнице прелата в церкви Санта Прасседе в Риме. Созданный, по свидетельству биографов, «в неполных десять лет», он демонстрирует еще сильную зависимость юного художника от отцовского стиля, проявляющуюся в манере «прорисовки» прядей волос и бороды.
Джованни Лоренцо Бернини. Торс Нептуна, c. 1620. Эрмитаж
Нептун и Тритон. Джованни Лоренцо Бернини, 1620 г. Лондон, Музей Виктории и Альберта
В 16 лет, он создал скульптуру «Мученичество святого Лаврентия», где пытался показать наивысший момент боли.
Джованни Лоренцо Бернини «Мученичество святого Лаврентия», 1614-1615
Посмотрите на его закатанные кверху глаза, напряженное лицо, где мышцы словно свело судорогой, полуоткрытый рот, его выгнутое тело – все говорит, даже кричит о нестерпимой боли.
«Мученичество св. Лаврентия». Джованни Бернини. Фрагмент
Лавре́нтий Ри́мский (лат. Laurentius — «увенчанный лавром»; ок. 225, Оска, Римская Испания — 10 августа 258, Рим). «Деяния» Лаврентия были утрачены уже ко временам Блаженного Августина, который в одной из проповедей, посвящённых памяти святого, признавался, что использовал многочисленные предания о его жизни. Согласно традиционному житию, Лаврентий происходил из города Оска (ныне Уэска) в Тарраконской Испании и был учеником архидиакона Сикста. Когда Сикст стал Римским епископом в 257 году, Лаврентий был рукоположен в диаконы. Ему поручили надзор за имуществом Церкви и заботу о бедных.
Во время гонений Валерианом в 258 году многие священники и епископы были казнены, а христиане-сенаторы или члены знатных семейств лишались имущества и изгонялись из города. Сикст II был одной из первых жертв этих преследований (обезглавлен 6 августа). Легенда, переданная Амвросием Медиоланским, утверждает, что Лаврентий встретил Сикста, которого вели на казнь, и спросил его: «Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!». Святой Сикст отвечал ему: «Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на лёгкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам». Современные исследователи отвергают этот эпизод как недостоверный.
После казни Сикста Лаврентий был брошен в темницу, где совершал чудеса, исцелял больных и многих обратил в христианство. Вскоре римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви. Попросив три дня срока, архидиакон раздал почти всё церковное имущество беднякам. На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви» (в другом варианте — «Воистину богата Церковь, богаче вашего императора»; ср. римское предание о Корнелии). За эти слова Лаврентий был подвергнут жестоким пыткам и, отказавшись поклониться языческим богам, заживо изжарен на железной решётке: под неё подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней его тело. По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте моё тело!». В искусстве католических стран Лаврентий часто изображается с решёткой — орудием своей казни.
Увидев эту скульптуру, кардинал Сципион Боргезе решил сделать Джованни своим личным скульптором.
Сципион Боргезе
В 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст епископа Сантоки, установленный на его надгробии.
Ottavio Lioni Cavaliere Giovanni Lorenzo Bernini of Naples, sculptor. 1622 г. Fitzwilliam Museum
Джованни Бернини. Бюст Папы Григория XV, 1621. Папа Григорий XV посвятил Джованни Бернини в рыцари
Джованни Бернини. Портретный бюст Педро де Фуа Монтойя, c. 1622
Бернини Лоренцо Джованни. Похищение Прозерпины 1621-1622. Мрамор. Галерея Боргезе, Рим
Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина. Отцом Прозерпины был громовержец Зевс. Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине. Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом. Он отдал её в жены мрачному своему брату Плутону, властителю царства теней и умерших, и с ним должна была жить Прозерпина во мраке подземного царства. Плутон видел, как резвилась Прозерпина, и решил её тут же похитить. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Но только сорвала она цветок, как разверзлась земля, и появился мрачный Плутон на золотой колеснице. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли. Только вскрикнуть успела Прозерпина. Никто не видел, как похитил Плутон девушку, лишь бог солнца – Гелиос. Услыхала крик Прозерпины Деметра. Стала всюду искать она свою дочь, но нигде не нашла. Спрашивала подруг, но никто не видел её. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь. На десятый день пришла она к богу Гелиосу и стала молить его, чтобы он сказал, кто похитил Прозерпину. Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери. Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Прозерпину в жены Плутону без её ведома. Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной. Но Деметра была богиней плодородия, и без неё всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли. Не было плодов в садах, и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья. Замерла жизнь на земле. Гибель грозила всему людскому роду. Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери. Плутон согласился отпустить Прозерпину, но предварительно дал ей проглотить зерна граната, символ брака. С тех пор Прозерпина две трети года живет с матерью, а одну треть проводит со своим мужем, Плутоном.
Похищение Прозерпины. Фрагмент
Бернини Лоренцо Джованни. Похищение Прозерпины 1621-1622. Мрамор. Галерея Боргезе, Рим
Похищение Прозерпины. Фрагмент
Похищение Прозерпины. Фрагмент
О похищении Персефоны (Прозерпины) упоминает Мильтон в четвертой книге "Потерянного рая":
Не так прекрасна Энна, где цветы
Сбирала Прозерпина, что была
Прекраснейшим цветком, который Дит
Похитил мрачный...
Похищение Прозерпины. Фрагменты
В средние века легенда о Персефоне (Прозерпине) была известна в Европе по произведениям Овидия, в "Морализованном Овидии" эта легенда приобретает новое христианское содержание, которое подразумевал Данте, когда сравнивал с Персефоной (Прозерпиной) свою Мательду - девушку, встреченную им в Чистилище. Изображения Персефоны (Прозерпины) наряду с изображениями Деметры и Плутоса часто встречаются на римских саркофагах. Образ Прозерпины волновал Тернера и Рембрандта; статуи Персефоны (Прозерпины) входят в скульптурные группы Бернини, Джованни из Болоньи и Франсуа Жирардона; "Похищение Прозерпины" последнего находится в садах Версаля. В литературе образ Персефоны (Прозерпины) обычно используется как символ смерти, но смягченный, женский:
В Петрополе прозрачном мы умрем,
Где властвует над нами Прозерпина.
Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем,
И каждый час нам смертная година.
Богиня моря, грозная Афина,
Сними могучий каменный шелом.
В Петрополе прозрачном мы умрем, -
Здесь царствуешь не ты, а Прозерпина.
О. Мандельштам
К восемнадцати годам Бернини создал замечательную группу “Аполлон и Дафна”, отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний. Апполон пытается схватить Дафну, а она пытается вырваться, ее рот открыт в немом крике, они полуобнажены, так же, как и откровенны их души.
Аполлон и Дафна. 1622-1625. Мрамор Каррары. 243 см. Галерея Боргезе, Рим
Однажды бог Аполлон оскорбил Эрота, усомнившись в его власти над богами и смертными. В отместку Эрот пустил в его сердце стрелу, вызывающую любовь. Другой же стрелой, любовь убивающей, он пронзил сердце нимфы Дафны. Однажды Аполлон встретил Дафну и тут же горячо полюбил ее, но прекрасная нимфа, как только увидела златокудрого бога, бросилась от него прочь. Долго пытался Аполлон настичь свою возлюбленную, и вот, когда почти догнал ее, взмолилась Дафна о помощи. Ее отец, речное божество Пеней, и жена Зевса богиня Гея услышали ее мольбы: кора покрыла тело нимфы, руки стали ветвями, а волосы – пышной листвой, Дафна превратилась в лавровое дерево. С тех пор лавр украшает голову и кифару Аполлона, став символом его безутешного горя.
Аполлон и Дафна. Фрагмент
Аполлон и Дафна. Фрагмент
В скульптурной композиции «Аполлон и Дафна» Бернини изобразил момент, когда Дафна рванулась вперед, слегка отрываясь от земли. В это время из пальцев ее ног вырастают корни, а из протянутых рук и взметнувшихся волос — листья. Именно этот момент запечатлен в «Метаморфозах» Овидия:
Нежная девичья грудь корой окружается тонкой,
Волосы — в зелень листвы превращаются, руки же — в ветви;
Резвая раньше нога становится медленным корнем,
Скрыто листвою лицо, — красота лишь одна остается.
Аполлон и Дафна. Фрагмент
Аполлон и Дафна. Фрагмент
Фигура Дафны очаровательна! Оглянувшись и увидев Аполлона, она вскрикивает и вихрь волос, воспетых Овидием, взвивается вокруг ее слегка запрокинутой головы. Скульптору мастерски удается передать стремительность бега девушки, ее душевное волнение, растерянность, испуг. В изображении Аполлона Бернини следовал Аполлону Бельведерскому древнегреческого скульптора Леохара.
Аполлон и Дафна. Фрагмент
Скульптурная композиция поразила современников. Весь Рим шел смотреть на нее, как на одно из чудес. Об этой скульптуре Бернини поэт Марино (1569-1625) написал в поэме «Адонис»:
Зачем, скажи, о Дафна,
Ты от меня бежишь
И верностью моей не дорожишь?
Ты нимфа? Или дерево над кручей,
Не знающей тропы?
Ты дерево — и потому молчишь?
Но если так, откуда
Для бегства эти легкие стопы?
Юный самоучка сумел достичь невероятной динамики масс и линий отражающей эмоциональное усилие персонажей, и без малого иллюзорной вещественности, передав в мраморе нежность девичьей кожи, пушистые волосы Дафны, кору и листья лаврового дерева.
Bernini Portrait of a Young Man - Bernini, Gian Lorenzo
В течение двухсот лет в Италии появились четыре полностью различных статуи Давида и все - шедевры. Донателло, Верроккио, Микеланджело, и наконец Бернини. Эти четыре скульптора имели совершенно различные цели. И только Бернини, кажется, определенно интересуется правдоподобным описанием убийства Голиафа юным Давидом. Из этих четырех статуй, самое драматическое, самое реалистическое изображение библейского героя - это Давид Бернини. Двадцатичетырехлетний Бернини задумал и вырезал статую Давида всего за семь месяцев, что является замечательным достижением уже само по себе.
Бернини Лоренцо Джованни. Давид 1623. Мрамор. Галерея Боргезе, Рим
Одна из лучших работ Лоренца Бернини - скульптура "Давид" воплотила в себе черты своего автора. Зеркало держал патрон Бернини, Кардинал Барберини, в то время как 24-летний скульптор вырезал лицо Давида.
Бернини Лоренцо Джованни. Давид. Фрагмент
Бернини Лоренцо Джованни. Давид. Фрагмент
Бернини Лоренцо Джованни. Давид. Фрагмент
Бернини Лоренцо Джованни. Давид. Фрагмент
Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Место перед статуей становится частью концепции. Гримаса на лице представляет совершенно определенное намерение. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженность тела. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Это - чудо драматического действия, замороженное в камне.
Бюст Франческо Барберини работы Джованни Лоренцо Бернини (1623)
В 20 лет Бернини выполнил портрет папы Павла V. Вслед за этим он несколько лет провел за созданием четырех больших мраморных скульптур, которые заказал ему для сада при своем дворце любитель искусства и коллекционер кардинал Сципион Боргезе.
Вилла Боргезе
С тех пор сменявшиеся на престоле папы передавали Лоренцо друг другу как драгоценнейшее наследство. Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Существует такая легенда, что когда кардинал Барберини стал Урбаном VIII, он позвал к себе Бернини и сказал: "Тебе посчастливилось жить во время папы Барберини, но еще большее счастье, что рыцарь Бернини живет во времена понтифика". Он разрешил приходить Бернини в свою резиденцию без предупреждения. Они много разговаривали.
Бернини Джованни Лоренцо. Портрет папы Урбана VIII. 1632
Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурами, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие.
Именно ему, Лоренцо, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». С начала 20-х годов XVII века по его идеям, под его руководством создаются самые знаменитые памятники и формируется манера римского барокко.
В 1624 году Бернини был избран для строительства купола церкви святого Петра, спроектированного Микеланджело. Тогда за это задание боролся и другой архитектор — Борромини, который на тот момент был более квалифицированным мастером. Борромини был очень обижен на Бернини, в том числе и на его высокомерное поведение. Борромини был вынужден помогать Бернини в строительстве, но все заслуги были причислены Бернини. Эту обиду Борромини так и не простил Бернини.
Франческо Борромини. Работа неизвестного художника
По мнению архитектора Борромини, Лоренцо получал лучшие заказы, например, невероятно притягательный по красоте и величию, пышно отделанный скульптурами, позолотой, живописно сочетающий различные материалы внутренний интерьер Базилики Святого Петра. Что ж, они действительно по-разному видели одно и то же решение, например купол Церкви Сан Карло, которую создает Борромини, представляет собой слитную однотонную конструкцию из геометрических фигур, не пропускающих свет, ты словно задыхаешься в этом пространстве.
Купол, выполненный Франческо Борромини
Портрет Джованни Лоренцо Бернини. Художник Пьетро да Кортона, ок. 1630 г., холст, масло, 35 х 35
И напротив, купол Базилики Святого Петра Лоренцо Бернини легок, грациозен и живописен за счет окон по всему периметру, пропускающих свет, колорита, ритмов, «дышащей» конструкцией.
Купол, выполненный Лоренцо Бернини
Фасад и реконструкция церкви Санта Бибиана, Рим, Италия (1624-1626 гг.)
Лоренцо Бернини одним из первых предложил для церкви Санта-Бибиана новый тип фасада – свободную живописную композицию. Он еще молод и только пробует сочетать разные традиции, стили, манеры, приемы, но подобное сочетание станет одной из главных отличительных черт барокко.
Шедевром искусства мистического католического Барокко является киворий над гробницей Св. Апостола Петра в средокрестии собора Святого Петра в Ватикане работы Дж. Л. Бернини.
Бронзовый киворий-балдахин работы Бернини в соборе Св. Петра. 1624-1633
Бернини возглавил работы в соборе Святого Петра и создал громадный балдахин (1624-1633), который находится в центре собора под куполом.
В сущности, это самостоятельное сооружение, которое поддерживают 4 огромные бронзовые колонны высотой с десятиэтажный дом. Колонны имеют спиралевидную форму, благодаря чему они уже не выглядят статичными опорами.
Над балдахином водружен позолоченный крест на сфере. Сверху помещаются фигуры ангелов и херувимов, а колонны обвиты виноградной лозой.
Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика.
Киво́рий (греч. κιβώριον, лат. ciborium), кивория, алтарная сень — сень (навес) над престолом (алтарём), поддерживаемая колоннами. В плане чаще всего представляет собой квадрат, состоит из четырёх арок, опирающихся на четыре колонны. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.
Этому монументальному алтарю предстояло символизировать догматы католицизма — идею искупления, напоминать об отцах церкви, утверждать папское влияние на католическую церковь.
Высоту балдахина — двадцать девять метров — многие современники Микеланджело считали чрезмерной. Но мастер угадал точь-в-точь — алтарь виден из дальнего главного нефа, влечет к себе, растет на глазах. Бронзовые стволы, поддерживающие перекрытия, летят вверх, извиваясь и перекручиваясь, как живые существа. Вблизи же он обретет другой размах, идеально соизмеримый с немыслимой высотой купола Микеланджело.
Задуманный великим Буонарроти собор достраивали разные мастера, фасад завершил в начале XVII века Карло Мадерна. Надо было слить все в единую композицию, обратить облегающее пространство в сцену для церемониальных торжеств, а главное — произвести на людей незабываемое впечатление.
В центральной апсиде находится созданная Бернини кафедра св. Петра.
Бернини. Кафедра св. Петра. 1624-1633
Она включает поддерживаемое четырьмя статуями Отцов Церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа.
Бернини. Кафедра св. Петра. 1624-1633
Четыре статуи символизируют вселенский характер Церкви и единство учения теологов с вероучением апостолов. Две наружные статуи в головных уборах - это Отцы католической Церкви, две внутренние статуи без головных уборов - это вселенские святители и учители православной Церкви.
Отцы Церкви (Doctors of the Church)
Отцы Церкви — почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви. Считается, что Отцов Церкви отличает православие учения, святость жизни, признание Церкви и древность. Философско-богословское учение Отцов Церкви именуется патристикой. В 1568 г. папа св. Пий V признал Отцами Церкви четырех православных святых: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Афанасия Великого.
Святые Амвросий Медиоланский и Афанасий Великий
Святые Иоанн Златоуст и блаженный Августин
Бернини занимался также рисованием и драматургией.
Бернини. Давид с головой Голиафа. 1625
Бернини. Св. Бибиана, 1626
Св. Андрей и Св. Фома (Святой Андрей (Эндрю) и Святой Томас). c. 1627. Масло, холст. 59 x 76 см. Лондонская национальная галерея
Бернини. Бюст Кардинала Сципиона Боргезе, 1630
Стоит отметить бюст Сципиона Боргезе, который был кардиналом, любителем искусств, коллекционером, а также покровителем Караваджо и Бернини. Интересно, что скульптор смог передать характер кардинала в очень реалистичной манере через небрежные детали одежды, выражение лица, игру света и тени.
Портрет мужчины с усами. 1630. Королевская коллекция ее величества королевы Елизаветы II
Бернини. Портрет мужчины с усами (предположительно автопортрет), c. 1630
Скульптура Джованни Лоренцо Бернини «Голова Медузы» (1630), представленная в ГМИИ им. А. С. Пушкина, по праву считается одной из жемчужин, созданных великим скульптором.
Джованни Лоренцо Бернини «Голова Медузы» (1630)
Основой для произведения Бернини послужил сюжет из греческой мифологии о Медузе Горгоне, архаическом существе. В отличие от двух других сестер, Медуза стала смертной после того, как Афина наказала ее за осквернение храма, в котором Горгона была лишена невинности Посейдоном. По одной из версий, Горгона Медуза была девушкой с красивыми волосами и хотела состязаться с Афиной в красоте. Но за осквернение храма богиня мудрости превратила ее волосы в змей и сделала смертной. Каждый, кто осмеливался посмотреть на Медузу, превращался в камень. Победить Горгону удалось только герою Персею, пользовавшемуся покровительством Афины. Богиня мудрости и посоветовала герою, которому предстояло сразиться с Медузой, смотреть не на саму Горгону, а на ее отражение на блестящей поверхности щита. Воспользовавшись крылатыми сандалиями Меркурия, Персей, пережив множество приключений, обезглавил спящую Медузу Горгону. После этого Афина Паллада поместила ее голову на своей эгиде, а затем на щите, как грозное оружие, помогающее превращать в камень врагов мудрости и справедливости - добродетелей, которые воплощает собой эта богиня.
Первоначально Горгона изображалась уродливым чудовищем, с вьющимися вокруг головы змеями, похожими на волосы, выпученными глазами, высунутым языком и торчащими изо рта клыками. Ужасная гримаса Горгоны должна была внушать страх и вызывать мгновенное окаменение и смерть, к чему приводил даже беглый взгляд на нее. Позже, в классическом искусстве, образ Медузы поэтизируется, она превращается в необыкновенное создание, отважившееся соперничать с Афиной и ставшее жертвой неожиданного превращения. Гордившаяся своей красотой, и, в особенности, великолепной шевелюрой, Медуза была наказана целомудренной богиней, превратившей ее волосы в змей, которые в древности символизировали сладострастие.
Джованни Лоренцо Бернини изваял в полном смысле слова бюст-портрет самой прекрасной и смертной Горгоны, запечатленной в переходный момент ее превращения. Игра ясна: плоть превращается в камень, волосы - в змей, счастье - в ужас, и эта трансформация окончательная, не оставляющая надежды. Бернини без сомнения, был знаком с текстом «Метаморфоз» Овидия, а также со стихами своего современника поэта Джованни Батиста Марино, в поэме которого Медуза разглядывает свой отраженный облик в воображаемом зеркале, будучи застигнутой в тот момент, когда с болью и тревогой она осознает свое превращение в мрамор и жестокая усмешка искажает ее черты. Марино и Бернини, стремясь раскрыть замечательные подражательные качества скульптуры, переосмысляют античный миф: не Горгона своим взглядом обращает врагов в камень, но сама Медуза, которая по роковой ошибке ловит свой образ в воображаемом зеркале, в буквальном смысле на наших глазах превращается в мрамор. Для Бернини Медуза - это рафинированная барочная метафора скульптуры, ее высоких достоинств, скульптуры, которая обладает властью заставить окаменеть от удивления тех, кто способен приходить в восторг от необычайной искусности его резца.
«Голова Медузы» Джованни Лоренцо Бернини – один из шедевров искусства барокко, которое по своей жизненной наполненности и эстетическим принципам во многом близко нашему времени.
Бернини. Бюст Папы Урбана VIII, 1632-1633
Бернини. Гроб Матильды, Великой Графини, 1633
Бернини. Милосердие. Гробница Урбана VIII, 1634
Бернини. Папа Урбана VIII. 1637
Бернини. Портрет мальчика, c. 1638
Бернини. Св. Лонгинус, c. 1631-c. 1638
(Продолжение следует)