ИСТОЧНИК http://art-con.ru/
Главная › Каталог › Исследование и хранение › Химия в реставрации. Справочное издание (1990) › Глава 2. ХИМИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В РЕСТАВРАЦИИ ЖИВОПИСИ ›
оск — природный долговечный материал, широко применявшийся для живописи и изготовления художественных изделий. Энкаустикой называют живопись красками, связующими которых является воск. Краски готовят смешением воска, смол (даммары или смолы хвойных деревьев), масел (льняного, хлопкового, орехового, кедрового и др.) и различных пигментов, которые добавляют в сплавленную композицию воска, смолы и масла при интенсивном перемешивании. При создании картин твердые краски наносят на разогретую поверхность специальной лопаточкой одинаковыми мазками. Иногда применяют смеси в расплавленном состоянии, что позволяет смешивать несколько красок и получать различные оттенки каждого цвета. В этом случае смеси наносят кистью, после окончания работы картину оплавляют, поднося к ней источник нагревания (лампу, нагретый утюг, жаровню и др.). Оплавление ведут послойно для лучшего соединения мазков. Когда поверхность картины становится монолитной, ее полируют мягкой тканью.
Таблица 10. Рецептуры реставрационных восковых красок
| Масляная краска |
Состав связующего, ч. (масс.) на 100 г масляной краски |
||
| воск | масло | смола (даммара) | |
| Белила | 26 | 4 | 15 |
|
Парижская синяя |
46,7 | 3,3 | 20 |
| Изумрудная | 29 | 4 | 25 |
| Кобальт синий | 29 | 4 | 20 |
| Краплак | 46,7 | 3,3 | 20 |
| Кадмий красный | 29 | 4 | 15 |
| Кадмий оранжевый | 16 | 2 | 10 |
| Стронциановая желтая | 30 | 2,6 | 25 |
| Охра светлая | 29 | 4 | 15 |
| Английская красная | 25 | 3,3 | 20 |
| Ультрамарин | 46,7 | 3,3 | 20 |
|
Кобальт фиолетовый (светлый) |
46,7 | 10,0 | 25 |
| Сажа газовая | 46,7 | 3,3 | 20 |
| Слоновая кость | 37,4 | 2,6 | 60 |
Наибольшую известность из энкаустических произведений получили фаюмские портреты. Они написаны в Среднем Египте в Фаюмском оазисе между I и III веками новой эры, хорошо сохранились, но в некоторых случаях требуют реставрации. Сложность реставрации энкаустики заключается в том, что воск растворяется в большинстве органических растворителей, и укрепляющие растворы могут вызвать деформацию портретов. Для реставрации применяют пасту воска с даммарой в скипидаре или раствор ПБМА-НВ в ацетоне или ксилоле. Пользоваться этими составами надо с предельной осторожностью, чтобы не повредить портрет. Можно применять растворы растительных или животных клеев в растворителях, не действующих на воск, красители и пигменты, — воде, этиловом спирте. В табл. 10 приведены рецептуры некоторых красок, применяемых для восполнения утрат в произведениях, которые выполнены восковыми красками.
Для сохранения каменных, металлических, деревянных произведений искусства их покрывали тонким слоем смеси из пунического воска и масла - смесь «ганозис». В Древней Греции ганозисом называли метод нанесения воско-масляной смеси для предохранения скульптуры из камня. Скульптуру предварительно нагревали и растирали размягченный воск по ее поверхности мягкими тканями. Такой предохраняющий слой не изменялся в течение столетий, выдерживая температурно-влажностные перепады, когда произведения находились на открытом воздухе. В настоящее время ганозисом принято называть и метод нанесения, и воскосмоляную композицию, которую распределяют по поверхности при повышенной температуре. Произведение, например мраморную скульптуру, нагревают до 80—200 °С, обрабатывают брикетом ганозиса, а затем полируют. Ниже приведен примерный состав ганозиса, ч. (масс.):
Воск — 60-90
Натуральная льняная олифа — 1-3
Льняное масло — 8-20
Хлопковое масло — 1-12
Компоненты размешивают при нагревании в течение 15—30 мин, охлаждают и разрезают на брикеты.
Применение ганозиса в реставрации требует крайней осторожности. Особенно осторожно следует нагревать произведение, не допуская его деформации или порчи.
2.6.1. СОСТАВЫ И ЛАТЕКСЫ ДЛЯ ОЧИСТКИ ВОСКОВЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ
Процесс очистки восковых поверхностей, особенно если они имеют тонкий рельеф, сложен. Не всегда удается механическое снятие пыли мягкими кисточками, так как пыль иногда «въедается» в воск. Протирание поверхности смывками с ПАВ или спиртом сложно и требует большой осторожности. Наиболее эффективно в этом случае удаление загрязнений пленкообразующими растворами полимеров или латексов. Используют полимеры, которые образуют мягкие и прочные пленки. Их иногда пластифицируют и придают им антиадгезионные свойства добавлением, чаще всего, глицерина в количестве 10% к массе полимера. Были предложены следующие очищающие смеси:
|
Массовая доля твердого вещества, % |
Состав спирто-водной смеси |
|
| Поливинилбутираль | ||
| ПВБ КА | 5 | 90:10 |
| ПВБ-35 | 5 | 70:30 |
|
Сополимер этилена с виниловым спиртом (СЭВС) |
5 | 70:30 |
| Полиамид ПА-548 | 3 | 90:10 |
|
Дисперсия сополимера винил-ацетата с дибутилмалеинатом |
10 | Вода |
Добавление воды в растворитель для полимеров полностью исключает их воздействие на восковую поверхность.
Пленкообразующий раствор наносят на экспонаты из воска ипосле испарения растворителя снимают пленку вместе с адсорбированными на ней частицами загрязнений. Такая обработка вполне безопасна. В случае необходимости ее можно повторять. Дополнительной промывки не требуется.
2.6.2. РАСТВОРИТЕЛИ И СОСТАВЫ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ФРАГМЕНТОВ И ВОСПОЛНЕНИЯ УТРАТ
растворимость воска в большинстве органических растворителей затрудняет реставрационные работы. Традиционно для склеивания фрагментов изделий из воска применяют скипидар, растворимость воска в котором не превышает 8 %, или воскоскипидарные пасты. Можно пользоваться также хлороформом, который при смачивании поверхности не успевает проникнуть в глубь воскового слоя, так как быстро испаряется.
Значительно снижается опасность повреждения воска при использовании для реставрационных работ растворов полимеров в этиловом спирте — растворителе, инертном по отношению к воску. Применяют 3—5%-е растворы ПВА и ПВБ. Подбирают полимеры такой молекулярной массы, чтобы они при этой концентрации давали подвижные растворы. На склеиваемые фрагменты изделий из воска наносят мягкой кистью полимерный раствор. Иногда, чтобы получить клеящий слой, раствор приходится наносить 2—3 раза. Фрагменты соединяют, удаляют избыток клея и оставляют их до испарения спирта. Метод безопасен и надежен, клеевой шов малозаметен.
Для восполнения утрат на произведениях из воска применяют нагретый воск. Мелкие трещины осторожно мастикуют слегка размягченным воском. Если утраты значительны, то фрагменты изготовляют из воска и приклеивают спиртовыми растворами полимеров.
2.6.3. СОСТАВЫ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ СКУЛЬПТУРЫ ИЗ ВОСКА
Известны старинные рецептуры смесей для скульптурных работ по воску, например, ч. (масс.):
Желтый воск — 100
Осажденный болюс — 72,5
Венецианский терпентин — 17
Свиное сало — 6,5
Компоненты сплавляют и сплав продолжительное время разминают под водой. Для получения черного воска к желтому добавляют графит. При введении кармина, растертого с тунговым или другим высыхающим маслом, воск окрашивается в красный цвет. Иногда вместо кармина применяют смесь киновари с суриком (1 : 1) .
Для скульптуры используют и воскосмоляные смеси, например, ч. (масс.):
Желтый воск — 8
Свиное сало — 8
Бесцветная канифоль — 4
Венецианский терпентин — 2
Для придания цвета в композицию вводят природные красители, например, индиго — для получения синего цвета, ярь-медянку в виде мелкодисперсного порошка — для получения зеленого цвета.
Для тонких работ рекомендуют следующие композиции, ч. (масс.) :
Отбеленный воск — 3
Венецианский терпентин — 5
Свиное сало или тунговое масло — Немного
Отбеленный воск — 100
Свиное сало — 13,2
Смола — 13,2
В композиции добавляют пигменты или органические красители. Количество вводимого свиного сала и вид смолы строго не регламентируются. Соотношение компонентов зависит от твердости модели.
2.6.4. ПОДГОТОВКА ВОСКА ДЛЯ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ЦЕЛЕЙ
Пчелиный воск с глубокой древности интересовал живописцев и скульпторов. Он обладает пластичностью, постоянством свойств во времени, удобством для работы.
Перед использованием воск очищают от загрязнений, расплавляя его в горячей воде при интенсивном перемешивании. После охлаждения в нижней части расплава собираются загрязнения, которые удаляют механическим путем. Очищенный воск высушивают в расплавленном состоянии.
Для ряда художественных работ требуется отбеленный воск. В античные времена для отбеливания воск в виде тонких стружек в течение нескольких месяцев выдерживали на солнце. В настоящее время отбеливание проводят с использованием окислителей — пероксида водорода, дихромата калия, перманганата калия.
При отбеливании пероксидом водорода воск в тонких стружках на несколько суток помещают в 5—30%-й раствор пероксида водорода. Поддерживают температуру 50° С.
При отбеливании дихроматом калия (либо перманганатом калия или натрия) 500 г воска кипятят в смеси 50—75 г дихромата калия, 225—375 мл воды и 75-100 г концентрированной серной кислоты до тех пор, пока он не приобретет сине-зеленый цвет. Жидкость сливают, а твердое вещество промывают водой и изготовляют из него ленты, которые окончательно отбеливают при выдержке на солнечном свету, Предложено также при отбеливании воска использовать гипохлорит натрия или калия в присутствии серной кислоты, смесь нитрата калия или натрия и серной кислоты — так называемая нитратная отбелка.
Можно рекомендовать продолжительный, но щадящий метод отбеливания воска, при котором воск в расплавленном состоянии при 100-150°С и толщине слоя 3—5 мм облучают в течение 90 ч ртутными лампами. Отбеливание происходит равномерно по всему объему воска. Отбеленный воск имеет высокое качество, температура плавления его после отбеливания снижается на 4—6 °С.
Пунический воск отличается от обычного температурой плавления -она на 3—5 °С выше.
Пунический воск (его температура плавления на 3—5°С выше, чем у обычного) получают по двум следующим методикам.
1. 100 г неочищенного воска, 500 мл морской воды, 3 г карбоната натрия 1 г бикарбоната натрия кипятят в течение 2 ч. Затем смесь выливают в емкость с холодной водой; при этом выделяется воск, который сушат на солнце в течение 20 сут. Такую обработку повторяют 2-3 раза, промывают воск водой, растирают его на тонкие полоски и сушат.
2. 100 г очищенного воска расплавляют в 1 л горячей воды, приливают к нему раствор 20 г карбоната калия (поташа) в небольшом количестве воды и перемешивают. Образующуюся через некоторое время эмульсию нагревают до температуры кипения при перемешивании. Воск выделяется на стенках сосуда. Его помещают в емкость с 5 л морской воды и кипятят снова. Обработку повторяют несколько раз. Затем воск промывают от солей и сушат под вакуумом для предотвращения потемнения.