• Авторизация


Ганозис в энкаустике 26-04-2013 23:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ИСТОЧНИК http://www.vera-sattler.de/rusEnkaustikGanosis.html


 

Об энкаустике

 

 

Deutsch English Русский

 

Энкаустика. Мой путь заключающего защитного покрытия энкаустических картин. Ганозис и лак.

Я пользуюсь формулой ганозиса, которая предусмотрена для картин на основе холста или дерева. Ганозис этот можно назвать бальзамом, и он по консистенции действительно как бальзам, как вазелин, даже на вид как вазелин. То есть мой ганозис не жидкий. И время нужно ему на затвердение. Ганозис создаёт после затвердения тончайшее плотное покрытие, которое тем не менее сохраняет так нужную для воска эластичность. 

Какова же роль ганозиса? Для чего он хорош? В чём его польза?
- Ганозис предотвращает "потение" воска, появление белесой плёнки с помощью содержащегося в ганозисе масла.
- Ганозис защищает поверхность на химическом уровне (против повреждений через микроорганизмы, споры, влагу, свет...).
- Ганозис создаёт очень нежный, шелковистый блеск.
- Ганозис углубляет свечение и интенсивность красок и цветов.
- Ганозис создаёт поверхность, к которой не так быстро липнет пыль и грязь, а когда пыль появится со временем, то эту поверхность можно тканью протирать, как поступают со всеми произведениями изящной живописи с защитным покрытием. 
- Ганозис впитывается в поверхность основы картины и является эластичным веществом, он и дальше сохраняет свою эластичность веками, не отделяется от красочного слоя, который, будучи восковым, тонко реагирует на температурные изменения, расширяясь или сжимаясь. Ганозис образует с основой одно целое. 

 

 

 

Но ганозис не защищает от механических повреждений - царапин, ударов, отпечатков пальцев...!!! 

Мысль художников, которые считают лишним покрывать энкаустическую картину защитным покрытием, я не разделяю. Для меня картины тогда закончены и готовы для рук и глаз зрителя или владельца, когда они защищены и от химических, и от механических повреждений. Когда художники говорят покупателю, мол, протирайте время от времени картину тряпочкой, чтобы убрать белесый слой, который появляется на поверхности от химических процессов в воске (так называемое потение воска), то я безмерно удивляюсь, так как считаю, что это не достойно изящной живописи, какой является хорошая энкаустическая работа, и перекладывать это на будущего владельца картины - это тоже странно. Кроме того, когда трёшь незащищённую картину просто по восковой поверхности тряпочкой, то появляются микроцарапины, и со временем вытираются в малых дозах пигменты. 

Когда художники говорят, что они ничем свои энкаустические картины не покрывают, они или удивляют меня, так как восковая незащищённая поверхность поддаётся царапинам и другим механическим повреждениям, или они лукавят и не хотят просто делиться этим очень важным решением вопроса качества, солидности, сохранения в целостности и долголетия картины.

Лак в белых бутылочках, который продают как товары для энкаустики, годен только для маленьких открыточек и не гарантируют качественной и долговременной защиты, так как этот лак на "тощей" основе, на водяной базе, не на смоляной или масляной базе. Поэтому некоторые художники ведут поиск и находят пути заключительной защиты поверх ганозиса, что и я для себя сделала, хоть я себя считаю исключительно любителем. 

Ганозис можно наносить в остывшем виде, можно наносить расплавленным, то есть тёплым, жидким, всё зависит от цели и от материала, на который должен лечь ганозис. Если представить себе нарисованную восковыми красками картину, и по ней автор собирается наносить ганозис горячим (!), то можно себе представить и то, что станется с такими картинами: Поверхность нарисованной картины будет просто-напросто размазана, так как горячий ганозис расплавит и краски на картине. А памятники, мраморные колонны, с гладкой поверхностью - их я представляю себе покрытыми именно горячим. 

Я делаю ганозис в небольших количествах, чтобы он недолго лежал, и пользуюсь всегда свежим ганозисом, который не старше полугода. 

Я пользуюсь подсказкой Е. Розиной, ученицы школы энкаустики Аксельрод. На основе этой подсказки я со временем сама подобралась к такой консистенции, которая подходит к моей технике и моим краскам. Мои картины не полностью гладкие, у меня много рельефа, много тактильных элементов, поэтому консистенция моего собственного ганозиса такая, как она конкретно мне подходит. 

Ганозис обозначает на греческом языке "блеск". И действительно ганозис создаёт особый, шелковистый блеск после затвердения. Поверхность с затвердевшим ганозисом полируют один раз безворсовой тканью. Есть художники, которые оставляют так картину и больше не покрывают её ничем. А есть художники, которые покрывают картину ещё лаком, чтобы защитить картину от механических повреждений, царапин, отпечатков и пр. Я к ним отношусь. Лак я беру такой, который в своём составе имеет синтетичесчкую смолу (не желтеет!). Как правило, состав лаков всегда указывается на упаковке. Лак должен "мириться" с воском. Лаки на спирту или на воде - "тощие" и поэтому быстро начинают шелушиться. И "тощее" вещество в живописи никогда не кладут на жирное, эти вещества не будут схватываться друг с другом. Воск - жирное вещество. 

Ганозис является для многих художников темой, о нём читают в древних описаниях, его изучают энтузиасты и любители. Ганозисом интересовались раньше и интересуются и в наше время. Целый ряд людей и знатоков занималась этим вопросом. Ганозису посвятили свои исследования и Василий, и Татьяна Хвостенко. 

Работать с ганозисом не сложно, но это требует практики и терпения. Такого подхода заслуживает энкаустическая работа. Этого заслуживают и материалы энкаустики. Ганозис хорош не только для энкаустических картин, его ценят и иконописцы, создающие иконы в масляной, темперной и энкаустической технике. В современном производстве музыкальных струнных инструментов ганозису тоже дана честь защищать дерево корпусов от неблагоприятных изменений. Изготовители высококачественных, несерийных скрипок и гитар покрывают ганозисом деревянный корпус, зная достоинство и воздействие его. и

Ганозис знали не только греки, православные иконописцы, художники-авторы портретов мумий Фаюма в Египте, древние авторы деревянных скульптур и масок Перу и Мексики, но и мастера керамики из районов у Чёрного моря и Сердней Азии и древние жители Сибири, раскопки показали, что рукоятки их оружий, стрелы, другие принадлежности для быта и охоты были натёрты для сохранности и защиты составом, который по сути является ганозисом. 

____________________________________________________________________________________________________________

Рецепт и применение ганозиса

Я разогреваю в кастрюльке чайный стакан льняного масла (не на открытом огне, не на газе, лучше всего на электрической печке/плите) и расплавляю в нём 20-40 гр. пчелиного воска. 
Когда всё растопилось, осторожно помешиваю деревянной ложечкой/палочкой, затем осторожно переливаю в маленькие ёмкости, даю остыть без крышки, затем закрываю крышкой, на которой пишу дату изготовления. 
Когда ганозис остыл, он приобретает консистенцию и вид вазелина. 
Наверное, из-за этого и из-за его благотворного воздействия на поверхность готовой картины его принято ещё и называть защитным бальзамом. 
Картины натираю ганозисом рукой без украшений, чтобы ничем не поцарапать поверхность картины. 
Беру маленькие порции на палец и распределяю по картине, затем втираю круговыми движениями руки - долго, долго, терпеливо, до тех пор, когда уйдёт этот очень сильный блеск нанесённого ганозиса. 
Затем ребром руки движениями сперва поперёк полоса за полосой и затем вдоль снимаю излишки бальзама, вытираю кухонной бумагой руку с излишним ганозисом и иду так по всей картине. 
Затем нахожу такое место, где нет пыли, где светло и где воздух есть, и ставлю там картину для затвердения. 
Для затвердения ганозису нужны кислород и солнечный свет, этот процесс требует около месяца. 
Для верной ориентации всегда пишу на обратной стороне картины дату наложения ганозиса. 









Когда ганозис затвердел, поверхность картины нужно полирнуть мягкой тканью. 
Ганозис защитил краски, сделал их ещё более интенсивными, сочными, ясными, масло в ганозисе связалось с молекулами восковой краски и никогда больше не допустит "потение" или "цветение" воска, появление такой белесой плёнки, которую надо было бы "время от времени полировать тряпочкой"... ____________________________________________________________________________________________________________

Заключительное лаковое покрытие 

После ганозиса, если захочется защитить картину ещё и от механических поверждений, можно картину покрыть ещё и заключительным лаком. 
Это делают не все. Я делаю и очень довольна результатом. 
Недостаточно какую-то формулу надо всё подбирать под свою технику, свои краски, свои инструменты, свою манеру письма. 
Поэтому не обойтись без собственных проб, тестов и опробований, надо пропорции масла и воска подгонять к своей технике, своим краскам. 

Практично пробовать свой ганозис на пробных картинах, не сразу на готовых, удавшихся картинах. 
У каждого своя манера распределения ганозиса по поверхности картины, у каждого другая манера и сила давления ладони во время растирания. 
Всё, абсолютно всё на мой взгляд играет роль - тут надо ко всему осторожно самому подбираться и выбрать то, что самому лучше всего подходит. 

Ганозисом покрывают не только картины на холсте и дереве, но и чистое дерево, мрамор, металлы, но для каждой покрываемой основы разрабатывается только для этого случая подходящая формула. 

Любую формулу ганозиса как и всякие другие рецептуры красок и прочего не обязательно надо считать подходящими один к одному для собственных картин, для собственной техники. 
Качество красок, их состав, качество и грунтовка основы картины, техника, густота воскового слоя - всё играет роль в поисках и находке подходящей формулы ганозиса. 
Так и этот рецепт, по которому я делаю ганозис, можно рассматривать только как ориентир. 
И я таким образом взяла за точку отсчёта подсказку Елены Розин и выработала пробами своё собственное соотношение составляющих и метода нанесения на картину. 

Важное дополнение:
я не несу ответственности за то, что читатель при следовании написанному понесёт ущерб или повреждение, доверившись написанному. 
Написанное - мой личный опыт и не претендует на то, чтобы в него поверили и посчитали единственно верным.
При следовании написанному читатель идёт на собственный риск и берёт на себя сам ответственность за процесс и результат. 


Авторское право:
Все картины, фотографии и тексты на моей домашней странице мною придуманы, разработаны и созданы и являются таким образом моей материальной и духовной собственностью. Я являюсь единоличной собственницей и владелицей авторского права на эти картины, фотографии и тексты. Копирование и прочие виды и формы использования моих картин, фотографий и текстов однозначно запрещено.

Disclaimer: http://www.disclaimer.de/disclaimer.htm 

Об энкаустике

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ганозис в энкаустике | veramo - "Музей имени меня" и авторский проект"Кошка для Королевы" | Лента друзей veramo / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»