Алексей Алексеевич Харламов – (настоящее имя - Харитон Платонов ) художник, известный портретист, работавший в жанре академической живописи.
Алексей Харламов – мастер, который при жизни пользовался большим успехом.
Позднее оказался почти забытым, но в последние годы интерес к его произведениям, прежде всего за рубежом, заметно возрос: на крупнейших мировых аукционах его картины продаются за рекордно большие суммы.
Будущий художник появился на свет 18 октября 1840 года.
Задумчивость
Лапушка
Девочка в черной вуали
Размышление
Розовый баннет
Мечты
Девочка с жемчужным ожерельем
Созерцание
Маленькая девочка
Лето
Портрет дочери художника
Местом рождения стало село Дьячевка, находящееся в Саратовской губернии.
Мать и отец – Алексей Григорьев и Катерина Евграфова, дворовые люди, принадлежавшие помещице Киреевой.
Вскоре после его рождения, Анна Киреева принимает решение продать многодетную семью, оставив старших детей в своём хозяйстве. Харламовы с тремя младшими детьми были перепроданы госпоже Загейновой.
В 1850 году они получают вольную грамоту и обосновываются в Саратове, затем переезжают в Санкт-Петербург.
После переезда, Алексей обучается грамоте дома, с учителем.
Его первым преподавателем живописи становится Владимир Афанасьев.
В 1854 году будущий портретист поступает вольным слушателем в Петербургскую Академию художеств, где начинает обучаться у известного художника Алексея Маркова.
В процессе обучения Харламов добивается отличных результатов в искусстве живописи, за что удостаивается четырёх серебряных медалей.
Последующие его работы приносят две золотых медали, и возможность отправиться заграницу на казённые деньги.
В рамках заграничной поездки, художник посетил множество европейских стран.
В вояже, начинающий портретист пробует себя в качестве копииста, создавая копию картины Рембрандта «Анатомия доктора Тульпа». Почти полтора года (март 1971-сентябрь 1872) он пишет в Гааге, где находится полотно.
Закончив картину, Харламов снова уезжает в Париж и начинает работать под руководством французского живописца Леона Бонна, известного своими портретными работами в классическом стиле.
Под его влиянием манера письма Харламова сформировалась окончательно.
В своих работах русский портретист отдаёт предпочтение картинам, изображающим женские головки и детей, выполняя их в традициях школы старых мастеров. Итогом плодотворного сотрудничества становится ряд работ, три из которых Харламов в 1874 году отправляет на выставку в Санкт-Петербург.
Выполненные в манере Бонна, три полотна и гаагская копия работы Рембрандта, приносят Харламову почётное звание академика.
В 1875 году истекает срок заграничной поездки. Художник ненадолго приезжает в Россию, затем вновь отправляется в Париж. В Париже Алексей Алексеевич знакомится с Иваном Сергеевичем Тургеневым, и в 1875 году создаёт единственное полотно, выбивающееся из привычного ряда – портрет писателя.
С момента окончательного переезда Харламов несколько меняет манеру письма.
В его работах появляется тема «Итальянцы эпохи Ренессанса» с преобладающим световоздушным фоном.
Новое увлечение продолжается недолго, вскоре художник возвращается к известным «головкам», среди которых преобладают изображения итальянок и цыганок.
На пике карьеры художник выставляет полотна в парижском Салоне, принимает участие во Всемирных выставках.
Его работы были замечены аристократией, а полотно «Женская головка» отправилось к российской императорской семье – его приобрела императрица Мария Фёдоровна.