[400x300]
В женщине писателя страшила именно способность превращаться из ангела в ведьму, из молодой красавицы — в уродливую старуху. От нее шла жизнь. И от нее же — смерть. Гоголь был не согласен с этим законом нашего демонического мира. Его герои-мужчины гибнут, теряют достоинство и честь, подчиняясь женщинам. И торжествуют, когда их превосходство отрицают. Торжествуют, начиная от комического проходимца Хлестакова, который соблазняет сразу и жену, и дочь городничего, заканчивая титаном Бульбой, живущим по принципу: «Не слушай, сынку, матери: она — баба, она ничего не знает».
Многие хорошо знают гоголевскую повесть "Вий". Однако, думаю, вряд ли кто-нибудь замечал то, что в этой повести Гоголь выразил свое особенное философско-эстетическое видение мира, связанное с музыкой. Это понимание и ощущение пришло ко мне однажды, во время очередного перечитывания…
Пронизанность "Вия" своеобразной музыкописью настолько заметна с первых же строк, что невольно увлекает, а к концу образует в сознании образ некоего фона, на котором выстроен не только сюжет, но и "взращена" эмоциональная энергия, имеющая, как это признают все, необычайное свойство поражать воображение. В "Вие" звукопись играет важную роль в фабуле, в характеристике основных образов и персонажей, в изображении состояний героев, а также в описании и противопоставлении стихий добра и света стихиям колдовства и
силам тьмы.
Читая "Вия" мы вовсе забываем, что нас отделяет от времени написания повести полтора столетия! С первой же фразы повести - "как только ударял в Киеве поутру довольно звонкий семинарский колокол" - до ее последнего "музыкально-звукового" штриха - "раздался петушиный крик" - мы словно подпадаем под власть гоголевского слуха, его удивительного таланта не только лаконично описывать события, но и вводить в повествование "четвертое"
измерение - мелодику, делать его многомерным, объемным, реально-чувственным.
Представления о звуках создают иллюзию реальности, а разнообразия этих представлений характеризуют соответственно различные проявления этой реальности. Наиболее наглядно и ярко это заметно в том, как Гоголь характеризует состояния обыденной, "нормальной" реальности и реальности "нечистой".
Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору.
Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи.
Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут.
Вий
Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остается навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдет к ней теперь дороги.
Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.
Серия сообщений "Стихотворения и проза классиков":
Часть 1 - И.А. Бунин. Стихотворения.
Часть 2 - Лирика Николая Рубцова.
...
Часть 29 - Красавица тоски беспеременной, верховная владычица печали!
Часть 30 - Пролог к поэме "Возмездие". А. Блок.
Часть 31 - Н.В. Гоголь. "ВИЙ".