[показать] |
Ноты, помимо их высоты, обладают особыми, удивительными и малоизученными звуковыми характеристиками, благодаря которым одна нота отличается от другой, каждая имеет какое-то свое звучание. Тот, кто пытался овладеть абсолютным слухом с помощью методики Дэвида Берджа, меня хорошо поймет. Так вот, я не раз убеждался, что на звучание ноты оказывает влияние то, к какому кресту и к какой стихии относится эта нота. Возьмем простой принцип: каждое последующее число получается сложением двух предыдущих.
Знакомо, не правда ли? Переведем эти числа в ноты, по хроматической гамме: 1 — ре, 2 — ре# и т. д. Нот всего двенадцать. Поэтому оперируем числами от 1 до 12. Если последующее число превышает 12, вычтем из него 12 и возьмем остаток. Это как если бы мы пересекли начало Овна и начали считать с первого знака. Получается интересная система отдельных замкнутых рядов, система со своими удивительными закономерностями. Она как-будто сама приглашает постепенно проникать в новое слышание музыки.
Дело в том, что во всех этих рядах стихии и кресты проходят обусловленно, циклично, и это слышно и хорошо воспринимается. Для того, чтобы это можно было легко видеть и отслеживать в процессе прослушивания, я использую следующий прием: на трех линейках, символизирующих три креста, располагаю символы четырех стихий: треугольник – огонь, квадрат – земля, ромб – воздух, круг – вода. Об этих символах говорил как-то на лекции Михаил Левин, что они пришли к нам из глубокой древности и это еще связано с мастями карт. Линейки – кресты: нижняя – кардинальный, средняя – фиксированный, верхняя – мутабельный.
Получается своеобразная система записи музыки, в каждом из примеров я снизу добавил и ее. Чтобы сразу услышать в этих рядах повторяющиеся последовательности крестов и стихий, вовсе необязательно мучительно вслушиваться в звучание нот. Это слышно в самой фразировке. Просто послушайте ряды и посмотрите на расположение либо крестов, либо стихий. Музыкальные фразы как-бы обусловлены этим расположением. Лично я во всех этих примерах особенно хорошо слышу "кресты", причем "кардинальные" ноты, по моему ощущению, действительно звучат кардинально, "мутабельные" – мутабельно, а "фиксированные" – фиксированно. Это легко воспринимается, когда слушаешь музыкальные фразы и смотришь на линеечки, где сразу видно цикличное и закономерное расположение крестов и стихий. И наконец, стихии можно разделить на "мужские", "активные" (огонь и воздух, треугольник и ромб) и "женские", "пассивные" (земля и вода квадрат и круг), и это также можно хорошо расслышать.
Зачем все это нужно? На этот счет у меня есть несколько предположений. Не здесь ли кроется секрет абсолютного слуха, так давно волнующий человечество? Не поможет ли это лучше разобраться с тем, почему какие-то музыкальные фразы лучше звучат в одних тональностях, и хуже в других? И начать более осознанно действовать в музыке, в соответствии с новой информацией? Кроме того, интересен сам факт, что из числовых рядов подучились неплохо звучащие мелодические линии. Я не силен в математике, но если попытаться более серьезно, научно изучить эту область, то, я думаю, нас ждет много приятных сюрпризов.