Несмотря на большой объём живописных работ советского периода в журнале, о самих живописцах пишу непростительно мало. Исправляюсь. Украинский художник, дважды лауреат Сталинский премии за свои работы, незамысловатые по сюжету, словно невзначай подсмотренные в соседнем дворе или квартире, привлекающие зрителей узнаваемостью персонажей. О его новых полотнах писали газеты, их обсуждали в коллективах, печатали на открытках, репродукции вешали над кроватями и рабочими столами...
Сергей родился 5 июля 1910 года в городе Луганске в многодетной семье, где был двенадцатым ребенком.
Сергей Алексеевич рассказывает: «Родился в Луганске, а детство прошло в Запорожье. На железной дороге работал кондуктором мой отец Алексей Васильевич. Фамилии моих родителей были: отца, украинца — Григораш, матери, молдаванки — Кондра. Отец рассказывал мне, что по фамилии Григорьев его записали в паспорт, когда он пошел работать на железную дорогу. В селе отец был единственный грамотный и по понятиям односельчан сделал блестящую карьеру, пройдя путь от станционного чернорабочего до кондуктора пассажирского поезда.
Путь этот был длинный, и сначала семья наша, как и все односельчане, жила очень бедно. В сырых землянках и бараках дети рождались и умирали. Став кондуктором, отец получил квартиру в одноэтажном четырехквартирном доме. Электричества еще не было, вода — в колодце. Купались и стирали после большого дождя, набрав воды во все ведра и кадки.
Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Портрет отца»
работа 1925 года; юному живописцу на тот момент было всего 15 лет!
В первые годы после революции учился в единой семилетней школе. Школу я не любил, но очень много читал, имел хорошую память и много знал для своего возраста. Систематических знаний не имел, не знал в нужных объемах по школьной программе физики, математики. В дальнейшей жизни это не раз приводило к большим неприятностям
В нашем классе был ученик Толя Амелин, который прославился на всю школу как художник, так как срисовал с картинки портрет Тараса Шевченко в барашковой шапке, а потом и самого Карла Маркса. Как-то за пропуск уроков на меня сердился зав. школой и, как пример, указывал на Амелина. У меня взыграло самолюбие, и я взял да и срисовал Шевченко из учебника украинского языка. Это был мой первый рисунок. Все пришли в изумление, а учитель рисования стал помогать мне, учил рисовать разные несложные предметы с натуры, даже подарил новый карандаш и тетрадь для рисования. Так я взялся тогда рисовать, уже совсем забыв о других уроках…»
В 1923-1926 годах учеба в Запорожской художественно-профессиональной школе. Затем неудачная попытка поступления в Академию художеств в Ленинграде (в те годы – Высший художественно-технический институт), после чего в 1928 году поступил на живописный факультет Киевского государственного художественного института, получив после окончания специальность графика и живописца. Среди учителей его были известные русские и украинские художники — М. Куприянов, В. Фаворский, Ф. Кричевский, Ф. Красицкий. .
1929 — вступил в студенческую организацию «Объединение молодых художников Украины». Увлечение авангардными течениями, влияние «бойчукистов».
1930 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Сделано на Донбассе»
1930-е Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Портрет женщины с наклоненной головой»
1930-е Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Сталин с трубкой»
После окончания института, в 1932 году Сергей Алексеевич переехал в Харьков. Работал в республиканском издательстве «Мистецтво». Создал серию плакатов «Передовики Донбасса», «Даешь контакт», «Даешь стране хлеб», «Комсомолия» и др.
В 1932 году Сергей Алексеевич женился на Любовь Игнатовна Стелецкая (1910 — 1991), которая была тоже графиком и живописцем. В 1933 родились дочери-близнецы Майя (1933-2004), ставшая позже женой опального художника Виктора Зарецкого, и Галина.
В 1934 году его назначают на должность доцента кафедры рисунка Киевского художественного института. В возрасте двадцати четырех лет, начав преподавать в том же институте, который недавно окончил сам, он смог завоевать любовь и уважение студентов. С этого момента начинается педагогическая и творческая деятельность, которая продолжалась всю жизнь. А собственно живопись в 30-е годы как-то не давалась ему. Темы и стилистика его ранних картин типичны для того времени: физкультура, приподнято бодрые композиции...
1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Бросает диск»
И вот в 1937 году, может быть, только как пробу, как проверку себя и зрительской реакции выставил Сергей Григорьев небольшую работу «Дети на пляже». На песчаной отмели расположилась детвора. Трое ловят рыбу, используя вместо бредня майку. Старший занят с младшим братишкой: лежит на песке, спустив ноги в воду, а белоголовый карапуз размазывает мокрый песок по его загорелой спине — моет... И вот именно эта нехитрая сценка была замечена. Около нее задерживались зрители, ее обсуждали знатоки и ее купил с выставки Киевский музей украинского искусства.
1937 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Дети на пляже. На косе»
1939 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Модель в студии»
1941 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Портрет Фомина»
С 1940 по 1945 год Сергей Алексеевич в качестве офицера-политработника участвовал в Великой Отечественной войне. В годы войны почти забросил живопись — не мог, наверное, не до искусства было. Зато сразу после Победы он написал целую серию акварельных пейзажей — уцелевшие от бомбежек районы Киева. Но война, развалины — это смерть, а живопись — жизнь. Не может, во всяком случае, не должно быть живописи, посвященной смерти.
1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «После войны»
1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Руины»
1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Вознесенский спуск»
1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Возле речки»
1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Купание»
1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Мальчик в белом»
1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Девочка в шубке»
1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Художница» жена живописца
1947 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Шестиклассница»
1947 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «На собрании»
1947 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «Портрет художника Константина Зарубы»
В 1948 году Сергею Алексеевичу было присвоено звание Заслуженный деятель искусств УССР.
1948 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Юные натуралисты»
1948 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «В родной семье»
1948 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Натюрморт»
1948 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Школьница»
1948 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Лыжница
1949 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Вратарь»
1949 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Прием в комсомол»
Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Прием в комсомол»
после развенчания культа И.Сталина художник убрал с полотна его бюст
1950 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «Обсуждение двойки»
В 1950 году присуждение Сталинской премии второй степени за картины «Вратарь» и «Прием в комсомол».
В 1951 году мастеру присуждено звание Народный художник УССР, и вручен орден Трудового Красного Знамени. А так же присуждена Сталинская премия второй степени за картину «Обсуждение двойки».
Создал шаблонно-оптимистичную картину «Энтузиасты Каховки»; после этой неудачи три года не выставлял новых работ. С 1951 по 1955 годы был ректором Киевского художественного института
1952 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «Пионерский галстук»
1952 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Голова мальчика»
Когда в 1954 году на выставке в Москве, посвященной 300-летию воссоединения Украины с Россией Сергей Алексеевич показал зрителям картину «Вернулся», о ней заговорили. Зал, где она была представлена, всегда был полон народа, и люди не спешили отойти от картины. А после, бывало, что и не день, и не два спорили дома, на работе, с друзьями, сослуживцами: «Простит она его или не простит?»
1954 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Вернулся»
...Тяжелый мужской ботинок поставлен рядом с хрупким игрушечным сервизом. И от неуместности этого соседства с особенной остротой ощущается, сколь чревато опасностью для мира детства вторжение в него взрослых неурядиц, бед и сложностей. Пепел дымящей папиросы сыплется на цветной коврик, где только что угощались чаем плюшевый мишка и кукла. Но грузный мужчина — отец, усевшийся на детский столик, не замечает всей нелепости своего поведения. Ведь он шел сюда с двумя коробками конфет и с уверенностью, что его приход станет в покинутой семье праздником. И вдруг встретил отчужденность в маленькой дочери, непримиримость в сыне-подростке.
Более противоречивый внутренний разговор читается нами во взглядах, позах, выражениях лиц мужчины и женщины, которые когда-то были самыми близкими друг другу людьми, а теперь выяснилось, что этот внешне сильный человек никогда и не был жене защитой, опорой, другом. Грустная и усталая женщина оказалась сильнее, выше его душевно. Но она его не просто судит, она понимает его слабость. Судят этого человека зрители.