• Авторизация


Крещение Господне — иконы, фрески, мозаики 19-01-2014 03:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!




[500x]

Крещение Господне — иконы, фрески, мозаики

Празднование Богоявления появилось в Церкви одним из первых. До IV века празднования Крещения и Рождества составляли единое торжество, посвященное Воплощению, пришествию в мир Спасителя. Первое изображение Крещения, находящееся в римских катакомбах, появилось еще до разделения единого чествования Богоявления на два самостоятельных торжества. Фреска, правая часть которой утрачена, обычно датируется III веком.



[387x600]

Фреска из римских катакомб. III в.


Так как изображен крещающийся отрок, а не взрослый муж, в научной среде существует предположение, что вся сцена представляет не Крещение Иисуса Христа во Иордане, а обряд крещения какого-то новообращенного юноши. Но в III-IV веках Христа часто изображали не средовеком, а именно юношей. Иконография Спасителя еще только разрабатывалась, окончательное установление канонического изображения произошло позже. Образ молодого безбородого Христа, совершающего чудотворения «юного Бога» был понятен воспитанному в античной культуре человеку, поскольку такая трактовка традиционно передавала идею вечности Божества.


Предполагают, что небольшой рост и детские черты лика Спасителя могут объясняться попыткой намекнуть в изображении Крещения и на события Рождества Христова. Собственно, само Рождество в III веке еще, видимо, не изображалось, а поскольку оба события праздновались в один день, то художнику вполне допустимым могло казаться изображение Христа чуть ли не Младенцем. Таким образом, верующий, глядя на один образ, вспоминает два Евангельских события.


В пользу того, что фреска представляет Крещение именно Спасителя, говорит и изображение Духа Святого в виде голубя. Рука Предтечи на главе Спасителя — деталь, заимствованная из практики совершения Таинства Крещения. В Евангелии не сказано, возлагал ли Иоанн руку на главу Господа, но, так как это один из ярких, запоминающихся богослужебных жестов, он включается в иконографическую схему.


В других раннехристианских памятниках, например, на выполненном из слоновой кости окладе Миланского Евангелия, можно наблюдать тот же различный масштаб при изображении фигур Иоанна Крестителя и Христа.



[420x414]

Оклад Евангелия. 2-ая половина V в. Сокровищница Дуомо, Милан, Италия. Фрагмент


Предтеча сказал о Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30). Возможно, особенность масштаба фигур — это завуалированный способ изображения пророчества Иоанна о том, что он свою миссию исполнил: его проповедь на земле завершается, его ожидают заключение и казнь, в то время как проповедь Спасителя только начата.

В середине — второй половине V века на мозаиках сводов двух баптистериев, сохранившихся в городе Равенне, в водах реки появляется образ полуобнаженного седого старца с ветвью в руке. Это олицетворение (персонификация) реки Иордан.



[580x580]

Мозаика свода Арианского баптистерия. Конец Vв. Равенна, Италия


В ранний период подобные изображения встречаются в искусстве наиболее эллинизированных областей империи, там, где был навык к отвлеченному восприятию таких аллегорических деталей. В восточных областях, где искусство стремилось к соблюдению принципа, который можно назвать своеобразным «историзмом» или «реализмом», несуществующие персонажи не изображались, тем более такие, которые могли вызвать ассоциации с языческой мифологией, наполненной всяческими духами стихий: наядами, дриадами, фавнами.


[461x600]

Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция


В искусстве византийской эпохи постепенно был достигнут определенный компромисс. Старец, символизирующий Иордан, изображался, более того: в поздневизантийский период добавилось изображение женской фигуры (иногда верхом на дельфине) — символ моря. Но обе эти фигуры сильно измельчали по сравнению с равеннскими «полнокровными» персонификациями и заняли второстепенную нижнюю зону композиции. Зачастую они едва заметны среди речных волн, поскольку написаны оттенками синего цвета. Помещенные вместе эти два персонажа иллюстрируют слова 133 псалма, в которых сокрыто пророчество о Крещении: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3).


Самое раннее дошедшее до нас изображение Богоявления, выполненное на доске — сцена на крышке реликвария, найденного в римской капелле Санкта Санкторум. Это произведение было создано в конце VI века в восточной части империи, может быть, в Палестине.


[317x281]

Реликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана. Фрагмент


Христос изображается в соответствии с Евангельским повествованием средовеком, с бородой. По сторонам от Него помещены фигуры двух ангелов, Иоанна Предтечи и апостолов Андрея и Иоанна. Над Спасителем написан Дух Святой в виде голубя, исходящий от десницы Бога Отца. Образ десницы позволяет решить сложную задачу изображения неизобразимого — Отчего гласа с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17).


Для раннехристианского, а потом и византийского искусства характерно изображение Христа в сцене Крещения обнаженным. В данном случае нагота не может быть отголоском эллинистической традиции. Христос предстает нагим как в произведениях областей, имевших давние традиции изображения обнаженного тела, так и в памятниках сиро-палестинского региона, такого прошлого не имеющего, и всегда более «строгого». Христос изображается нагим, как Адам в Эдемском саду. Этим подчеркивается, что Христос — новый Адам, совершенный Богочеловек, пришедший спасти род людской от власти смерти и греха. Только произведениях XV века Христа начинают изображать в препоясании.


В произведениях средневизантийского времени усиливается повествовательный аспект изображения. Например, на мозаике собора Осиос Лукас изображены древо и секира — указание на пророчество Предтечи «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10).


[580x350]

Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Греция


Наполнение композиции второстепенными деталями делает ее несколько дробной, многословной, «шумной». Помимо двух апостолов и ангелов начинают изображаться пришедшие креститься от Иоанна люди. Некоторые снимают одежды на берегу, другие — уже плывут по реке. На многих иконах в водах плещутся не только рыбы, но и отроки.

На созданной в XIV веке иконе из собрания Национального музея в Белграде вверху, на фоне небесного сегмента, изображаются ангельские силы и открытые врата, что по мысли художника должно иллюстрировать евангельские слова о разверзшихся небесах. На вершинах горок написаны две небольшие фигуры, держащие сосуды, из которых льется вода. Это олицетворения источников Иора и Дана, которые, согласно преданиям, сливаясь, образовывали Иордан.


[459x600]

Икона. Середина XIV века, Национальный музей, Белград


В памятниках позднего Средневековья вполне традиционное изображение десницы в небесном сегменте заменяется неканоническим образом Бога Отца.


[580x571]

Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия


[485x600]

Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения


[346x600]

Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренц, Италия Фрагмент


[440x600]

Хлудовская Псалтирь. Середина IX в. ГИМ, Москва


[164x220]

Диптих из слоновой кости. Византия. Конец Xв. Государственный Эрмитаж, Спб. Фрагмент


[487x600]

Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция


[580x456]

Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция


[489x600]

Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция


[580x546]

Миниатюра Евангелия Апракос 2-ая половина XII в. ГИМ, Москва. Фрагмент


[555x600]

Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент


[580x340]

Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент


[420x600]

Икона. Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай


[580x488]

Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент


[482x596]

Пластина царских врат. XIII — XIV в. Из городища Старая Рязань


[350x540]

Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г.


[447x600]

Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408г. Государственный Русский Музей, Спб.


[459x600]

Двусторонняя икона-таблетка 2-ая четверть XVв. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник


[492x600]

Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Спб.


[400x495]

Икона. Русский Север. Конец XVI — нач.XVII в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва


[499x600]

Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб.


[520x600]

Богоявление с предстоящими святыми. Конец XVIII — нач.XIX в. Рыбинский музей-заповедник


[580x472]

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия


[411x600]

Пьеро делла Франческа. Около 1450г. Национальная галерея. Лондон, Великобритания


[512x600]

Андреа дель Верроккио, Леонардо да Винчи. 1472 – 1475 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия


[580x413]

Доменико Гирландайо. Фреска церкви Санта Мария Новелла. Ок. 1486-1490 г. Флоренция, Италия


[580x442]

Иоахим Патинир. 1515 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия


[309x600]

Камиль Коро. 1847 г. Церковь св.Николая в Шардонне, Париж, Франция



Источник
Для Вас нашла Владиславна я
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Поздравляю с Крещением Господним!
Здоровья, счастья, настроения,
Улыбок дружеских, тепла,
Всех благ желаю на Крещение,
Любви, успехов и добра!
Красивых, ласковых рассветов,
Веселья, радостных потех,
И пусть все лучшее на свете,
К тебе приходит без помех!
[500x414]
Ответ на комментарий Логово_Белой_Волчицы # Спасибо большое, Галина!
Со светлым праздником Крещения Господня!
[600x]


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Крещение Господне — иконы, фрески, мозаики | Владиславна_я - Дневник Спасение от скуки | Лента друзей Владиславна_я / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»