Вера Пашенная. Актриса Божьей милостью
[показать]
19 сентября исполнилось 125 лет актрисе Вере Пашенной
Вера Николаевна Паше́нная (1887-1962) - российская и советская актриса театра и кино, легендарная актриса Малого театра, Народная артистка СССР (1937), лауреат Сталинской премии первой степени (1943), лауреат Ленинской премии (1961), награждённая двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени, а также многими медалями, - родилась в Москве 19 сентября 1887 года, в семье знаменитого актёра Николая Рощина-Инсарова.
Около ста ролей сыграла В. Н. Пашенная за полвека жизни, безраздельно отданной театру. Гоголь, Толстой, Островский, Чехов, Шекспир, Шиллер, Ибсен, Гюго... Высокие творения мировой и русской классики формировали облик артистки в ранней юности.
В 1904-1907 годах она училась у самого А. П. Ленского в Московском театральном училище. Между прочим, в молодости она вполне серьёзно собиралась стать врачом. Даже начала уже заниматься латынью. Но, видимо, неосознанное ещё тяготение к искусству взяло верх. Получив разрешение родственников - без него по существовавшим тогда правилам не допускали к экзаменам, - Пашенная, скромно одетая, в стареньких туфельках, предстала, сдерживая дрожь волнения, перед Александром Павловичем Ленским.
- Что вы прочтёте? - спросил знаменитый артист, приветливо глядя на оробевшую, смущенную девушку добрыми синими глазами. - Стихотворение Надсона «Мать».
И зазвучал, забился в стенах экзаменационного зала чистый, ясный, трепетный девичий голос...
Вспоминая впоследствии тот день, Вера Николаевна говорила:
«Конечно, я не понимала тогда своего состояния. И только потом, значительно позже, разобралась в своих переживаниях. Всё во мне словно устремилось навстречу непреодолимому желанию слиться с образом, зажить в нём...
[показать]Осмысленная радость, понимание этой «жизни в образе», - необходимой для каждого актёра, — пришли много лет спустя, когда я научилась играть на сцене сама, пройдя через ошибки, трудности, разочарования, когда узнала самое великое творческое счастье - приобщать к любимому искусству молодежь...»
С 1907 года Вера Николаевна - актриса Малого театра. Сменив на сцене великую Марию Ермолову, Вера Пашенная быстро добилась признания и стала ведущей актрисой главного драматического театра России.
Среди ролей — Любовь Яровая («Любовь Яровая» К. А. Тренёва), Васса («Васса Железнова» М. Горького), Старая хозяйка («Каменное гнездо» Х. Вуолийоки) и др.
Поистине громадным событием в советском ис¬кусстве оказалась постановка спектакля «Любовь Яровая» в декабре 1926 года. «Правда» тогда писала, что постановка пьесы «стала вехой в новой, советской истории русского театра».
Женственная, искренняя, во всем верно и живо схваченная - такой была Любовь Яровая Пашенной. По словам самого автора К. Тренёва, актриса облекала в плоть и кровь «не только героиню, но и всю пьесу...»
Так писал драматург В. Н. Пашенной по случаю 300-го представления «Любови Яровой».
[показать]С 1918 года Вера Николаевна преподавала на драматических курсах при Малом театре. Как актрисе ей в полной мере были свойственны огромный темперамент, романтическая приподнятость при бытовой достоверности, великолепное владение русской речью.
Вера Пашенная довольно быстро стала ведущей актрисой Малого театра, а потом - и его легендой. О ней говорили, что в этой актрисе чудесным образом сошлись все лучшие качества актёров Малого театра.
Михаил Царёв писал: «Пашенная была рождена в искусстве не для «звуков сладких», а для «битв». В этом зерно её дарования. Она - художник-борец, глубоко верящий в могучую воспитательную силу театра, неутомимо и страстно защищающий всем своим творчеством правду жизни».
В 1920-е годы Вера Пашенная выступала в нескольких московских театрах, по приглашению К. С. Станиславского участвовала в зарубежных гастролях МХАТа. И трагические, и комические, и острохарактерные роли равно привлекали актрису.
Не всегда удовлетворенная своей занятостью в репертуаре Малого, она успевала играть и в других театрах (в Театре бывш. Корша в 1921 вернулась к "Бесприданнице", в Музыкальной студии МХАТ сыграла в 1924 г. заглавную роль в комедии Аристофана "Лисистрата" в постановке В.И.Немировича-Данченко), а в сезоне 1922-1923 гг. по приглашению К.С.Станиславского приняла участие (будучи к этому времени женой актера МХАТа В.Ф.Грибунина) в турне МХАТа по Америке.
В гастрольных спектаклях МХАТа Пашенная выступила в ролях Ирины ("Царь Фёдор Иоаннович" А.К.Толстого), чеховской Ольги ("Три сестры"), Василисы ("На дне» Горького).
В 1924 году вместе с Н. А. Смирновой организовала из первого выпуска курсов Театр-студию и стала его директором. С 1933 года руководила уже несколькими курсами театрального мастерства. Владикавказские гастроли
14 июля 1940 г., на гастроли во Владикавказ прибыли артисты Малого театра Союза ССР. Это стало огромным культурным событием для всей Осетии. Задолго до прибытия московского поезда на перроне вокзала собрались работники искусств республики, представители общественности, чтобы встретить дорогих гостей. И вот, как только появился поезд, зазвучали несмолкаемые аплодисменты. Букетами цветов и радушными улыбками встретили любимых артистов во Владикавказе.
С приветственным словом к гостям обратился заслуженный артист Северо-Осетинской АССР С.Петровский. После ответного слова народной артистки СССР В.Пашенной гости на автомашинах направились в город. В этот же день вечером в городском театре состоялся первый спектакль артистов Малого театра – «На бойком месте». А уже на следующий день спектакли пошли в переоборудованном Летнем театре парка культуры и отдыха им. К.Хетагурова. Столичные знаменитости прибыли во Владикавказ в достойном составе. Кроме В.Пашенной, приехали заслуженные артисты РСФСР Н.Соловьев и А.Сашин-Никольский и целый ряд молодых талантливых актеров, подарив Осетии целых две недели незабываемого праздника из спектаклей А.Н.Островского.
Артисты Малого театра побывали также в воинских частях, выехали в пионерский лагерь, дали несколько концертов.
«Нам хочется донести до широких масс трудящихся подлинное реалистическое мастерство старейшего в стране театра, – сказала в интервью газете «Социалистическая Осетия» В Пашенная. – Приехавшие со мной товарищи – горячие энтузиасты творческой работы на периферии».
Народная артистка СССР пожелала молодому осетинскому театральному искусству новых творческих успехов. И её слова стали пророческими. После войны в театральном училище им. Щепкина при Малом театре Союза ССР обучение проходили студенты Осетинской театральной студии, получив отличную профессиональную подготовку и путёвку в большую творческую жизнь на радость театралам Владикавказа и Цхинвала.
Жизнь на сцене
[показать] С 1941 года Вера Николаевна — профессор Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина. С 1945 г. Вера Пашенная руководила кафедрой актёрского мастерства в этом же училище.
Выпускники Высшего театрального училища им. М.С.Щепкина вспоминают, что Вера Николаевна Пашенная, будучи преподавателем этого училища, умудрялась платить стипендию актёрам, не попавшим на курс, но безусловно талантливым, из своего кармана, да так, что они узнавали об этом только через много лет. Она же удивлялась, что актёры 60-х не знают слов «Боже, царя храни!»
А ещё вспоминают такой забавный случай из жизни актрисы: Малый театр едет на гастроли. В тамбуре у туалета стоит в ожидании знаменитая Варвара Массалитинова. Минут пятнадцать мается, а туалет всё занят. Наконец, не выдерживает и могучим, низким голосом своим громко произносит:
- Здесь стоит народная артистка РСФСР Массалитинова!
- А здесь сидит народная артистка СССР Пашенная! Подождёшь, Варька! – раздаётся из-за двери еще более мощный и низкий голос.
Роль Талановой В. Н. Пашенная играла в самом разгаре войны. Малый театр ставил «Нашествие» в 1943 году, вкладывая в спектакль всю силу ненависти и презрения советских людей к фашистским захватчикам. Таланова в исполнении Пашенной, мать, отдающая сына Родине безо всяких колебаний, с огромной гордостью, вызывала в зрительном зале большой душевный подъём.
Прямая, строгая, высокая, чем-то напоминающая знаменитый портрет Ермоловой работы Серова - такой играла свою Таланову В. Н. Пашенная. Все в ней было ещё более устремлено вглубь, чем даже в Любови Яровой. И всё откликалось в душе зрителя живым и бурным сочувствием...
Крупная, большая, но не грубая и не грузная, а подвижная, энергичная женщина — вот какой рисует свою бесконечно одинокую Вассу Железнову Пашенная. Много обаяния в этой Вассе: совсем ещё лёгкая поступь, властные движения, уверенный взгляд...
Она словно могучий дуб, на корню подточенный червем... Падает этот дуб — рушится жизнь Вассы. Мгновенная смерть разит грозную хозяйку огромного волжского пароходства, когда вся она устремлена на борьбу с людьми, против людей, за «свой» — капиталистический — класс…
Образ, рождённый высоким искусством актрисы, позволяет зрителю вплотную соприкоснуться с ушедшей эпохой, вживе ощутить тот давящий груз, который незримо лежит на плечах Вассы и ломает, убивает в ней человека. Смотришь на Вассу Пашенной и догадываешься, сколько горя и несправедливости надо было перенести ей, чтобы самой рождать только горе и несправедливость… Этот спектакль был снят на плёнку в пятидесятых годах.
Для Пашенной характерны яркие, сочные краски, сильные драматические эмоции. Актриса мощного темперамента, Пашенная играла эмоционально, с высоким внутренним драматизмом.
[показать] Иногда В.Н. Пашенная снималась в кино: «Бесприданница» (1912, Лариса), «Гроза» (1912, Катерина), «Тайна дома №5» (1912, куртизанка Эльза), «Поликушка» (1919, Акулина), «Хромой барин» (1920, Катенька Мордвинская), «Горе от ума» (1952, Хлёстова), «Волки и овцы» (1952, Мурзавецкая), «Васса Железнова» (1953, Васса), «Повесть о молодожёнах» (1959, Ольга Николаевна).
Литературные произведения, прочитанные В.Пашенной в разные годы на радио, вошли в «золотой» фонд Гостелерадиофонда. Это произведения А.Пушкина, Н.Некрасова, В.Короленко, М.Горького, Б.Полевого, В.Пановой. Есть записи и радиоспектаклей с участием В. Пашенной: «Русский лес» Л.Леонова, в роли Поли Вихровой, «Люди из захолустья» А.Малышкина, в роли Аграфены Ивановны, «Летом в Ключиках» А.Кулика, в роли Дарьи Тимофеевны...
Дважды Вера Николаевна была замужем. Её дочь — И. В. Полонская, заслуженная актриса Якутской АССР, доцент кафедры мастерства школы Малого театра.
Внуки Пашенной - Сверчковы - тоже стали актёрами: Владимир — артистом Малого театра, Александр работал в Хабаровске.
Пожалуй, нет крупного театрального города, где не работали бы ученики и ученицы В. Н. Пашенной. Их уже сотни и сотни. Среди них многие имеют звания лауреатов, профессоров, народных артистов...
Из воспоминаний народного артиста СССР Юрия Соломина: «Пашенная никогда не жаловалась на свои болезни, хотя в конце жизни очень серьёзно болела. Мы не понимали, почему, репетируя "Грозу" (Пашенная репетировала этот спектакль как режиссёр и играла Кабаниху), она делает перерывы на 40 минут или на час. Потом, когда её не стало, дочь Веры Николаевны, которая была у нас педагогом, рассказала: когда у Пашенной начинались страшные боли, дочь делала ей укол, Вера Николаевна отлёживалась в гримёрке, а потом снова продолжала репетировать».
[показать]
Как оказалось, у неё был рак, но великая актриса никому не позволяла себя жалеть.
Всякий день, уже с утра, начинала мучиться странным ощущением непривычной вялости, разбитости. «Словно ночь не спала. Словно воду на мне возили»,- сердито говорила Вера Николаевна. Сперва лишь появились, а потом уж открыто дали себя знать грозные симптомы неизлечимой страшной болезни, видимо, уже давно таившейся, незримо подтачивавшей здоровье актрисы.
Впрочем, тогда Вера Николаевна ещё сопротивлялась. Преодолевая мучительную, «каменную», как говорила она, усталость, изнеможение, впервые в жизни тянувшие прилечь, закрыть глаза и ни о чём не думать, Пашенная всё же не соглашалась признать себя больной. Она не уступала врачам ни одного дня и работала «как обычно», то есть много и без отдыха. Приходя из театра после спектакля, даже поздней ночью, усаживалась за свои записи: «Всё равно сна нет». При всей перегруженности и нездоровье Вера Николаевна не оставляла работу над книгой «Ступени творчества», уже давно ею задуманной. Книга эта вышла в свет после смерти великой актрисы. В работе над рукописью обычно наступало успокоение. Но всё равно отдыха не было, потому что ранними утрами Вера Николаевна всё равно уезжала в театр репетировать. Таков был её обычный распорядок восемнадцатичасового рабочего дня. Внезапно он был нарушен, когда однажды Вере Николаевне сделалось совсем плохо. Врач «скорой помощи» необдуманно назвал страшную болезнь вслух: рак...
Вера Николаевна сначала согласилась лечь в больницу, но от операции отказалась наотрез. А уже через несколько дней стала категорически требовать: «Выпустите меня отсюда».
Она не могла и не умела, не привыкла быть без театра. Да и не хотела оставаться со своей болезнью с глазу на глаз. Она ведь знала, что приговорена, хотя вслух решительно отвергала страшный диагноз, оспаривала его и врачам делала только одну уступку: «Так и быть, утром до репетиции буду облучаться рентгеном. Если уж вы так на этом настаиваете».
[550x] Играя своих сильных, мужественных женщин, Пашенная сама никогда не притворялась мужественной. Она просто была ею.
Уже зная свой диагноз, она категорически запрещает близким спрашивать о самочувствии и разговаривать о здоровье. Пунктуальная, как всегда, без минуты опоздания, подтянутая, аккуратно причёсанная, она приезжает в свой родной Малый театр. Она приветлива и общительна с друзьями. По вечерам играет «Афродиту» и «Каменное гнездо», утром репетирует «Честность» и ещё продумывает как режиссёр «Грозу», которую хочет непременно успеть поставить.
Премьера «Честности» состоялась в Малом театре в день открытия XXII съезда партии. Едва лишь занавес открылся, делегаты съезда, увидев Пашенную, встали, как один человек, приветствуя актрису-коммунистку.
Овация длилась несколько минут. И в тот же вечер болезнь была не только забыта, но словно даже преодолена! Вера Николаевна вдруг почувствовала себя лучше. Выносливость, выдержка, терпение, а главное, подъём духа - всё здесь сказалось.
[550x]
Но была ещё и главная причина: на сцене у Пашенной полностью выключалась какая бы то ни было мысль о недуге. Ей не требовалось призывать врачей на помощь, когда она находилась в стенах родного театра. Более того, она даже казалась счастливой и здоровой...
Ушла из жизни великая актриса 28 октября 1962 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище столицы.
Память
Владимир Николаев из Владикавказа на одном из сайтов, посвящённых личности этой замечательной актрисы, так отозвался о ней самой и её творчестве: «Если посмотреть Пашенную в роли Вассы Железновой на экране, то поймешь - у нас была великая Единственная Васса Железнова! Более такой нет и не будет. Эталон! Так Пашенная была ещё и каким режиссёром! Какие великие спектакли она ставила! Это же неповторимо! Великая богиня Малого театра! Один из символов нашей эпохи!»
А Ольга Горяева из Челябинска продолжила: «Сегодня день рождения великой Веры Пашенной. Повод низко поклониться актрисе, стоявшей у истоков театрального искусства. Мне несколько раз удалось посмотреть, к счастью снятый на плёнку, спектакль "Васса Железнова", с участием Веры Пашенной в главной роли. И каждый раз я испытываю колоссальное наслаждение. Смотрю, не отрываясь, и переживаю до глубины души, проживаю вместе с героями происходящие события. Как же она играет.
Какая железная хватка у актрисы. Величественна! Гордыня сверх меры! Пишу, и так захотелось прямо сейчас увидеть её появление на сцене, услышать этот мощный голос, от которого содрогается весь дом, все его обитатели. Ай, да Горький - молодец! Ай, да Пашенная - ХОРОША! Любимейшее литературное и театральное творение. Вечная память Вере Николаевне Пашенной!»
Вера Николаевна оставила своим ученикам завещание очень простое и высокое - любить сцену. Она говорила: надо быть очень собранным, работать в полную силу, так, чтобы всего себя отдавать сцене. (Пашенная не любила слова «играть», говорила - «работать».) Только тогда в зале не останется равнодушных, и большая часть зрителей поймёт твою боль, твою мысль.
В память об актрисе одна из улиц в российском городе Королёве носит её имя, улица Пашенной есть и в украинском городе Донецке.
Источник |