В СССР это имя было известно каждому. Люди зачитывались его стихами и знали наизусть. Роберт Рождественский – автор огромного количества популярных стихов и песен, который появился на свет жарким летом в глубине Алтайского края в далеком 1932 году.
Биография Рождественского Роберта примечательна тем, что за свои произведения автор получает несколько правительственных наград.
В 1972 году Роберт Иванович Рождественский был награжден премией Ленинского комсомола. Спустя семь лет его успехи были отмечены Государственной премией СССР.
Первый обладатель «Золотого венца» Стружских вечеров поэзии (1966); премия Московского комсомола (1970); премия Ленинского комсомола (1972); государственная премия СССР (1979).
Началось творчество Роберта Рождественского с манифестов, наполненных гражданским пафосом, то с годами автор приходит к любовной лирике. Поэт сотрудничал с большим количеством композиторов, в дуэте с которыми написал много замечательных песен, которые остаются популярными до сих пор.
Алиса Френдлих читает стихотворение Рождественского
Поэт много и легко печатался. Он объездил весь мир, практически никогда не нуждался материально. Популярность огромная: книги расхватывались, творческие вечера при полных залах, государственные премии. Рождественский читал любому, кто умел и хотел слушать! От строителей БАМа до академиков. От физиков до лириков. Оно чутко улавливало вызовы времени, другими еще не услышанные. Поэтому он так остро чувствовал свою обязанность перед поэзией — вернуть ей имена всех незаслуженно забытых поэтов. Именно Рождественский возглавил комиссию по литературному наследию Владимира Высоцкого при Союзе писателей. С середины 60-х годов Роберт Рождественский начал активно сотрудничать с композиторами.
В разные годы Роберт Рождественский сотрудничал с очень многими композиторами. Его соавторами были Арно Бабаджанян, Игорь Шамо, Александр Флярковский, Марк Фрадкин, Давид Тухманов, Оскар Фельцман, Микаэл Таривердиев, Александра Пахмутова, Евгений Птичкин, Ян Френкель, Максим Дунаевский, Владимир Шаинский, Раймонд Паулс, Евгений Мартынов, Яков Хаскин, Борис Мокроусов, Георгий Мовсесян, Игорь Лученок, Матвей Блантер, Эдуард Ханок, Борис Александров, Евгений Дога, Юрий Саульский, Алексей Экимян, Тихон Хренников, Олег Иванов, Вадим Гамалия, Александр Морозов, Станислав Пожлаков, Евгений Крылатов, Зиновий Бинкин, Александр Зацепин, Дмитрий Кабалевский, Муслим Магомаев, Никита Богословский, Роберт Амирханян, Богдан Троцюк, Александр Журбин, Евгений Жарковский, Мурад Кажлаев, Геннадий Подэльский, Марк Минков, Александр Броневицкий, Виктория Чернышёва, Юрий Гуляев, Борис Емельянов и многие другие авторы.
[показать]
Начиная с 1986 года, Роберт Иванович являлся председателем Комиссии по литературному наследию Мандельштама, и Комиссии по литературному наследию Цветаевой. Именно Роберт Рождественский добился того, чтобы в Москве был открыт Дом-музей Марины Цветаевой. Также Рождественский был председателем Комиссии по литературному наследию В.В. Высоцкого и именно он составил первую в СССР книгу стихов Высоцкого..
Перестроечные годы дались поэту тяжело, как он сам неоднократно говорил: «Я не скрываю: я тогда был верующим - верующим Сталину, в Сталина. Это была именно Вера - со своими святыми, мучениками, заповедями. У нас тогда даже клятва была мальчишеская во дворе: «Честное ленинско-сталинское всех вождей». Мы были счастливы счастьем незнания. Потом, узнав, я ужаснулся. Особо меня потрясло, что даже когда не успевали город защитить, заводы вывезти - расстрелять заключенных успевали всегда… Отрекся ли бы я от «Реквиема» и «210 шагов»? - От «Реквиема» - нет. В «210 шагах» есть какие-то строчки, которые... нет, пусть, это все искренне. Я этими стихами ничего не добивался. К диссидентам себя не причисляю: писал о том, во что верил, на меня не давили. Хотя хреновина с цензурой все же была». Жена поэта вспоминала в интервью: «Перестроечные годы его надломили. Помню, ему предложили возглавить редакцию «Огонька». После встречи в ЦК КПСС он вернулся домой совершенно удрученный и сказал: «Алка, у меня нет на это сил». «Откажись и живи своей жизнью», - посоветовала я. Так он и сделал, порекомендовав на пост главного редактора нашего друга Виталия Коротича. Я признательна Виталию, он поддерживал Роберта в его последние годы жизни: публиковал стихи, издавал книги. Хотя «мода на «шестидесятников» уже прошла, да и новое поколение стихами не увлекалось. Роберт оказался невостребованным. Он ни с кем не выяснял отношений, избегал разговоров «по душам». Ушел в свой мир. Вот одно из его стихотворений тех лет:
Будем горевать в стол.
Душу открывать в стол...
Будем голосить в стол.
Будем сочинять в стол...
И слышать из стола стон...
Рождественский практически заперся в Переделкино в своей московской квартире. Он всегда был домоседом, не любил шумных компаний и светских мероприятий, после съемок и выступлений сразу же ехал домой. В начале 1990 года врачи поставили ему диагноз – рак головного мозга. Друзья помогли ему с операцией во Франции, и когда он чрезвычайно осунувшийся со следами операции на лбу промелькнул в одной из телепередач – страна облегченно вздохнула – жив. Я помню эту телепередачу, помню как Роберт Иванович грустно отвечал на вопросы корреспондента и, конечно же, помню его слова: «Да нормально, старик. Работаю. Много работаю…» — услышав ответ, я поняла: если что то и не так, Роберт Рождественский не опустится до жалоб. Он всегда был неравнодушен к сильным людям, не раз писал о них, и, когда пришел тяжкий час, оказалось, что ни в чем не уступает своим героям. Редкий пример, чтобы большой поэт и большой человек слились воедино:
Уважаемый доктор!
Вы еще не знаете,
что будете делать мне операцию.
А мне уже сообщили,
что в мозгу у меня находится опухоль
размером с куриное яйцо, —
(интересно,
кто ж это вывел курицу,
несущую такие яйца?!..)
В школе по анатомии у меня были плохие отметки.
Но сегодня мягкое слово «опухоль»
карябает меня и пугает, —
(тем более, что она почему-то растет
вопреки моему желанию)…
Нет, я верю, конечно, рассказам врачей,
что «операция пройдет как надо»,
верю, что она «не слишком сложна»
и «почти совсем не опасна»,
но все-таки, все-таки, доктор,
я надеюсь, что в школе у Вас,
с анатомией было нормально,
и что руки у Вас не дрожат,
а сердце бьется размеренно…
Ваша профессия очень наглядна, доктор,
слишком наглядна.
Но ведь и мы — сочиняющие стихи —
тоже пытаемся оперировать опухоли,
вечные опухоли бесчестья и злобы,
зависти и бездумья!
Мы оперируем словами.
А слова — (Вы ж понимаете, доктор!) —
не чета Вашим сверлам, фрезам и пилам
(или что там еще у Вас есть?!).
Слова отскакивают от людских черепов,
будто градины от железных крыш…
Ну, а если операция закончится неудачей
(конечно, так у Вас не бывает, но вдруг…)
Так вот: если операция окончится неудачей,
Вам будет наверняка обидно.
А я про все мгновенно забуду.
Мне будет никак.
Навсегда никак…
…Однако не слишком печальтесь, доктор.
Не надо.
Вы ведь не виноваты.
Давайте вместе с Вами считать,
что во всем виновата странная курица,
которую кто-то когда-то вывел
лишь для того,
чтоб она в человечий мозг
несла
эти яйца-опухоли.
В общем, всё начиналось «за здравие», а когда заслужены награды от правительства и почёт граждан СССР , то поэтический мотив закончился «за упокой». Впрочем, как и у всех поэтов, которых называют «шестидесятниками».
"Это было, было было…». Один раз песню на это стихотворение Роберта Рождественского исполнил Кобзон. Потом песня была запрещена.
ПОЗАПРОШЛАЯ ПЕСНЯ
Старенькие ходики.
Молодые ноченьки…
Полстраны — угодники.
Полстраны — доносчики.
На полях проталинки,
дышит воля вольная…
Полстраны — этапники.
Полстраны — конвойные.
Лаковые туфельки.
Бабушкины пряники…
Полстраны — преступники.
Полстраны — охранники.
Лейтенант в окно глядит.
Пьет — не остановится…
Полстраны уже сидит.
Полстраны готовится.
В 90-е годы либералы и либеральное СМИ, как сапёры на поле боя, искали в творчестве «шестидесятников» протестные мотивы, чтобы окончательно расстаться с психологией «совков». Кстати, им удалось совсем не то, чего они ожидали. Шестидесятников перестали уважать. В России, как правило, любая оппозиция вырождается в антинародную. Все идут в ногу. Но есть особенно умные. Они видят всё иначе. И чем лучше живут, тем больше российских колдобин и ям заметят. Заметят, чтобы исправить, а получается «хула», хорошо оплачиваемая за рубежом уже не в рублях, а в долларах.
Хорошим сапёром была Новая Газета. И вот отрывок из статьи, посвящённой Роберту Рождественскому.из №64
«И вот что интересно: хотя речь в этих его стихах идет о сталинских и «застойных» временах, читаются они сегодня как сегодня же и написанные! И, к сожалению, совсем не ретроспективные… Что, поэт — пророк? Увы, в России, стране с сорванной резьбой (а вроде бы надо — по спирали, вверх), гражданскому поэту пророком быть не столь уж трудно. И все-таки поражает точность, с которой Рождественский определяет болевые точки общества и государства и втыкает в них свои иголки. Такая поэтическая акупунктура, за которой огромное желание — вылечить".
* * *
О стену разбивая лбы,
летя в межзвездное пространство,
мы все-таки рабы.
Рабы!
Невытравимо наше рабство.
И ощущение стыда
живет почти что в каждом споре…
Чем ниже кланялись тогда,
тем громче проклинаем после!
А ведь были совсем другие стихи:
Самое лучшее и дорогое —
Родина.
Горе твое —
это наше горе,
Родина.
Правда твоя —
это наша правда,
Родина.
Слава твоя —
это наша слава,
Родина!
***
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!
1962
Роберт Рождественский ушел из жизни в 1994 году в августе месяце 19 числа. Причиной смерти был инфаркт. Роберт Иванович был похоронен в дачном поселке Переделкино в Подмосковье.