Может быть, у кого-то возникает вопрос, как я выбираю мелодии для постов. Отвечаю, никакой системы у меня нет – или подворачивается что-нибудь интересное или слышу что-нибудь красивое, затем хочу узнать больше об этой мелодии или композиторе, ищу дополнительную информацию, и в результате появляется пост. Так бессистемное отношение имеет в себе плюсы и минусы. Плюсы состоят в том, что весь процесс проходит естественным путем. Минус, который я обнаружил на днях, при таком случайном отборе за бортом может оказаться много интересного и важного. Например, я случайно обнаружил, что я до сих пор не писал ничего о русской-советской-российской музыке. Это вышло случайно, как раз из-за того самого бессистемного отбора, ведь русскую музыку я люблю. Скажу даже по большому секрету, П.И. Чайковский, и особенно С.В. Рахманинов являются моими любимыми композиторами. Я не собираюсь устанавливать квоты на русскую и зарубежную музыку, но рад, что мне пришла мысль обратиться сегодня к русской музыке.
И, произведение, о котором мы немного поговорим, будет всем известное – «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Обычно я начинаю писать пост проверяя, что есть у меня в фонотеке. Нашел и на этот раз много различных исполнений на аудиофайлах, но все-таки предпочту видеоклипы, они нагляднее.
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) с удовлетворением воспринял предложение русского писателя Владимира Вельского о сотрудничестве в создании оперы, предназначавшейся для исполнения во время празднования 100-летия А.С. Пушкина. Темой оперы выбрали пушкинскую «Сказку о царе Салтане». Птица-Лебедь превращает Гвидона в шмеля, чтобы он смог слетать к своему отцу, который не знает, что он жив. Царевич Гвидон летит к своему отцу, царю Салтану, а заодно, пользуясь своим превращением, хочет ужалить, т. е., наказать старуху Бабариху.
Композитор сумел музыкальными средствами передать полет, и даже жужжание насекомого. Этот симфонический эпизод из третьего акта известен нам как «Полет шмеля», хотя в партитуре нет такого названия. Этот эпизод стал самостоятельным очень популярным музыкальным произведением, переработанным для сольного исполнения на различных инструментах - аккордеон, баян, фортепиано, гитара и т.п. Есть, хоровые исполнения, есть, воообще, оригинальные наборы инструментов, некоторые из них представлены в посте, например, «Полет шмеля» исполняется одновременно на 8 роялях. Однако, лучше всего звучит первоначальный вариант исполнения, где сольная партия исполняется на флейте, с нее мы и начнем.
Продолжим наши полеты с солистами Кремлевского оркестра
Музыканты, как известно, народ горячий, поэтому наряду с переложением произведения на другие инструменты, шла прямо-таки нешуточная борьба за наиболее быстрое исполнение произведения. Одни устанавливали рекорды, други били эти рекорды скорости, устанавливая свои. Об этом можно прочесть тут. На сегодняшний день максимальная скорость исполнения составляет 750 ударов в минуту, она принадлежит Тьяго Делла Вега. Много желающих исполнить это вирутозное произведение, но не у всех это получается хорошо.
Игру С.В. Рахманинова я всегда принимаю как эталон.
Вот, по-моему, пример тоже удачного фортепианного исполнения
А это скрипка, да еще солист немного подпевает голосом, если прислушаться внимательно.
Соло на аакордеоне
Солирует баян
Соло на ксилофоне, мне кажется, не очень удачное исполнение. Видимо, из-за специфики ксилофона, на нем не удастся побить рекорд скорости.
Хоровое исполнение "Полета шмеля". По-моему, звучит неплохо.
А теперь самое приятное - бонус, сегодня даже три бонуса. Два из них довольно оригинальны, а третьий - смотрите сами....
Надеюсь, вы получили достаточно разнообразную картину. Может быть, даже после того как все мелодии уже отзвучали в голове проносится жужжа шмель. Я не ставил целью дать полную картину того, как шмель летает по просторам Интернета. Если кому-то показалось мало просмотренных видеоклипов, YouTube всегда к вашим услугам, 24 часа в сутки. Успехов!