В 1989 г. выпускник института им. Гнесиных Михаил Турецкий был направлен для организации мужского хора при Московской хоральной синагоге.
Первые репетиции хора состоялись в сентябре 1989 г., а первое публичное выступление - весной 1990 г. А потом гастроли в Калининграде и Таллине , концерты в Ленинграде и в Москве . Триумфальное шествие.
Хор возник на гребне постперестроечного периода, когда возрождалась церковно-славянская православная храмовая музыка и одновременно восстанавливалась иудейская синагогальная храмовая музыка.
В 1991 г«Еврейский камерный хор» выступает во Франции и в Великобритании, в Иерусалиме. В 1993 г. Михаил Турецкий был награждён американской Ассоциацией музыкального искусства «Золотой короной канторов мира» .
С 2003 года это уже Арт-группа «Хор Турецкого». Меняется репертуар. Песни на идише и иврите составляют существенную, но не основную часть программы. Появляются произведения западной и российской эстрады, городского фольклора, оперные арии, православная литургия . Некоторые хористы не приняли перемены и ушли из группы. Апайкин, Калан и Астафуров покинули коллектив. Были приняты два новых солиста - Борис Горячев и Игорь Зверев. Десять голосов, десять мужчин, которые поют, действительно потрясли мир.
В 2006 г. состоялись концерты хора с новой программой «Музыка всех времен и народов» в Кремлёвском Дворце Съездов. Шоу продолжается по городам России и зарубежья.
Почти два десятилетия эта фамилия звучит по всему миру. Михаил Турецкий создал хор, который перевернул представление о хоровом пении. В его репертуаре есть место «Волшебной флейте» и «Синему туману», молитве «Отче наш» и «Мурке», но все исполнено по-особому. По-турецки. К Турции его фамилия никакого отношения не имеет. Она связана с маленьким городом Турец, откуда и происходит род Турецких.
Академические критики считали их предателями высокого искусства, эстрада - «белыми воронами». Прошел не один год, пока коллектив утвердили свое право на существование.
Как признаётся Михаил Турецкий, одну из главных ролей в их судьбе сыграл Иосиф Кобзон. Он пригласил хор Турецкого в свой прощальный гастрольный тур, после которого они проснулись по-настоящему знаменитыми.
Как говорит Михаил Турецкий, залогом успеха является хорошее советское и российское музыкальное образование, которое всегда могло конкурировать с европейским и по-прежнему является значительно лучшим, чем американское. Когда хор начал выступать в Америке, после концертов подходили зрители и благодарили. Нам говорили: «Вы чемпионы свободы. Мы никогда не слышали НАШУ музыку на таком высоком уровне!». Вот такое было начало.
Половина группы окончила Российскую Академию музыки им. Гнесиных, еще часть солистов - Московскую консерваторию и один человек - Белорусскую консерваторию. Михаил Турецкий, как симфонический дирижер, окончил еще и аспирантуру.
Им интереснее жить и творить, смешивая разные стили и музыкальные направления: джазовые, классические, фольклорные, оперные композиции. Коллектив прекрасно работает на стыке музыкальных жанров. Достаточно удивительной красоты музыки, силы и энергии голоса. Есть, конечно же, универсальные произведения, которые понятны людям разных национальностей. Они составляют половину репертуара и исполняются в различных вариациях почти во всех аудиториях.
- Что же такое «Хор Турецкого» на взгляд его руководителя?
- К сожалению, слово «хор» зарекомендовало себя не с лучшей стороны. Для многих оно звучит слишком глубокомысленно. Требует от слушателя особой подготовки. С другой стороны, существует мнение, что в хоре поют те, кто один петь не может: «Я работаю в хору: все орут и я ору». Якобы в хор идут те, у кого нет сольного, «штучного» голоса. Но что такое хор на самом деле? По словарю Владимира Даля, это - «собрание певчих для согласного пения». В моем хоре нет хоровых голосов. Есть солисты, которые объединились в творческую группу. Это грамотно составленный букет, в котором можно любоваться каждым отдельным цветком. Но в то же время есть возможность оценить красоту всего букета в целом. Если бы в нашем коллективе было бы, например, 50 солистов, зритель уставал бы от такого количества народа на сцене. Такие букеты быстро вянут, они выразительны не за счет своего качества, а за счет количества. Я всегда дарю девять или одиннадцать цветков, чтобы было и приятно дарить и удобно принимать такой букет.
- Кто же эти уникальные голоса?
- Валентин Суходолец - оперный тенор, хорошо поставленное итальянское бельканто. Прекрасно владеет итальянским языком. До того как прийти в наш хор, стажировался, а потом больше трех лет пел в Европе. Он и сегодня активно работает во многих европейских оперных шоу, когда выступления не совпадают с гастрольным графиком «Хора Турецкого». Евгений Тулинов - по профессии дирижер-хоровик. Имеет, с моей точки зрения, очень красивый оперный тенор. Евгений также может петь в роковой и джаз-роковой манере. Когда Зураб Соткилава услышал его голос, он удивился: «Почему ты поешь в хоре? Иди в Большой театр, тебя охотно примут!». Правда, Соткилава не знал, в каком хоре тот поет. На что Женя ответил: «В Большом мне дадут исполнять только «Травиату» или нечто подобное, а в хоре я пою различную музыку, и мне это нравится!». Евгений Кульмис - бас-профундо. Очень редко встречающийся низкий голос, диапазон которого на октаву ниже, чем у обычного баса. Мы используем этот голос в самых неожиданных ситуациях. Олег Бляхорчук - лауреат международного конкурса артистов эстрады. Олег - это хороший качественный эстрадный тенор, на котором построены в нашем хоре лирические номера. Когда нужно спеть нежно и мелодично на французском языке, солирует Олег. Артур Кейш - классический и джазовый тенор, близкий к баритону. Артур - уникальный персонаж в нашем хоре. Он способен голосом сымитировать 11 предметов ударной барабанной установки. Борис Горячев - благородный классический баритон. На нем строятся композиции типа «Мы, друзья, - перелетные птицы», где необходим обаятельный мужской голос. Михаил Кузнецов - тенор-альтино. Редчайший голос, второй такой придется поискать. Что такое теноральтино? Это - человек, который поет не фальцетом. Фальцетом может спеть любой профессиональный мужской голос, задействовав горло и мозги. Тенор-альтино - это, прежде всего, уникальное строение связок, позволяющее звучать голосу где-то между мужчиной и женщиной со всеми необходимыми резонаторами. Так заложено природой, и при этом не обязательно быть кастратом. Когда такой голос звучит, значит, работает весь голосовой аппарат. Иногда нас пытаются обвинить в обмане, утверждая, что в коллективе поют женщины. Нет, просто у нас так высоко могут петь мужчины. Поэтому нашему хору и не нужны женщины. Вокальные возможности мужчин позволяют с легкостью заменить женские голоса. Игорь Зверь - классический и эстрадный бас. Исполняет и рок, и поп, и классику, и джаз. Во всех стилях может петь басом, дает хорошую основу, своего рода жир. Победитель конкурса «Золотой Орфей». Алекс Александров - баритон. В своем диапазоне может копировать манеру исполнения любого эстрадного певца: Тото Кутунио, Иосифа Кобзона, Александра Розенбаума, Бориса Моисеева.
Иногда на концертах мы удачно это используем. Интересен еще и как именно хоровик. Обладая очень гибким голосом, он может с легкостью подстроиться к общему звучанию, не выпячивая свою голосовую индивидуальность. Это очень важно, особенно на студийных записях.