Нет сомнения, что для многих любителей кино Оливия Хасси всегда будет олицетворением шекспировской Джульетты - "классически красивая, с сипловатым голоском и завораживающими глазами - совершенный образ!", - как описывал её сам Маэстро Франко Дзеффирелли. Памятен также образ Девы Марии, созданный Оливией в фильме "Иисус из Назарета". Но менее широк круг тех, кто знает о дальнейшей судьбе и кинокарьере актрисы, хотя фильмы с её участием время от времени появляются на экране.
"Джульетта навсегда" - интервью по случаю 40-летия фильма Дзеффирелли
Вам должно быть лет 45 или больше, чтобы вы могли помнить, как это бывало, когда фильмы не были доступны сразу, когда долгое ожидание встречи с любимым фильмом казалось бесконечным, когда чьи-нибудь слова: «Я видел этот фильм 20 раз» обозначали не фанатиков, забывающих жизнь перед видеомагнитофоном, а тех, кому несмотря ни на что удалось слить воедино 20 своих погружений в нирвану, испытанных во время отдельных походов в кинотеатр.
«Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли (1968) не самый мой любимый фильм, но тот, который я страстно хотел посмотреть на протяжении долгого времени еще до того, как появились видеозаписи. Я открыл его для себя в возрасте 14-ти лет, но не в кинотеатре, а взяв в библиотеке 4 полностью записанные каcсеты. Это была аудиозапись всего фильма, и я прослушал ее, наверное, раз 10. Более 30-ти лет спустя я все еще хорошо помню тот глянцевый буклет, который прилагался к набору кассет – застывшие изображения Оливии Хасси на балконе, почти вырывавшейся из своего ночного одеяния эпохи Возрождения.
Если бы у меня была нужда в самозащите, то я бы списал все это на подростковое желание, но там было нечто большее. Эта запись и эта книжечка с фотографиями, возможно, стали первыми в моей жизни вещами, столкновение с которыми дало ощущение мира настолько грандиозного и движимого романтикой, как "жизнь или смерть" и мучительные брожения, охватившие внутренний мир 14-летнего подростка. А потом случилось нечто ещё лучшее, тем же летом произошло чудо: фильм «Ромео и Джульетта» был вдруг неожиданно выпущен.
Я посмотрел фильм два раза подряд в 14 лет, а потом бродил, как зомби, на протяжении нескольких дней. В 18 лет я посмотрел "Ромео и Джульетту" три раза (за два дня) и снова впал в забытьё. Фильм произвел на меня то же впечатление и в 20 лет, хотя уже в 21 чары в конце концов разрушились. Я ушёл из того мира. Но теперь, будучи уже в таком возрасте, что сгодился бы Джульетте в отцы (хотя спешу заметить, не настолько старым, как тот человек, который играл отца Джульетты в фильме Дзеффирелли), я чувствую, как фильм снова обрёл свою власть надо мной. Я не знаю: в самом ли фильме дело, или в том его совокупном воздействии на меня, которое сложилось за многие годы моих с ним отношений, но я словно впадаю в транс, когда пересматриваю его. Все это лишь преамбула перед тем, как сказать, что мне не всё равно, и для меня это отнюдь не рядовое событие, что в этом году будет уже 40 лет с момента выхода "Ромео и Джульетты" Дзеффирелли, или что Оливия Хасси - да, сама Джульетта - приедет в Сан Франциско в четверг, в день Св. Валентина, на демонстрацию фильма в Castro Theatre. После показа Хасси даст интервью прямо на сцене.
"Никто не ожидал, что все будет настолько грандиозно, насколько это получилось. Это было феноменально. В какую бы страну мы ни приехали, повсюду на нас изливался поток чувств. Сегодня я сравниваю это с успехом "Титаника", - говорила Хасси по телефону из своего дома в Южной Калифорнии. - Мы совершили мировой тур. В России нам целовали руки. После этого я не могла выйти на прогулку со своими подругами. В действительности я никогда не была безудержным подростком. Когда бы я не выходила из дома, ко мне постоянно подходили люди".
И что же они говорили?
"Я вас люблю! - мне говорят такое и сегодня. - "Я любил вас все эти годы". У меня есть сайт в Интернете (http://www.oliviahussey.com/), там пишут даже дети 12-13 лет. Этот фильм трогает людей так же сильно, как и прежде, - рассказывает она. - Сегодня, когда я смотрю на кого-нибудь, можно увидеть по глазам, насколько сильное впечатление произвёл фильм на этого человека - это самый большой комплимент. Большинство актеров участвуют в 50-60 проектах за свою жизнь. Им повезет, если среди них окажется фильм, который впоследствии признают классикой».
Дзеффирелли был знаменитым оперным режиссером, в резюме которого значился один небольшой фильм и второй - заметный ("Укрощение строптивой"), когда он задумал снимать "Ромео и Джульетту". В оригинале это должен был быть фильм для Британского телевидения. Компания «Парамаунт» приняла участие в проекте, и он неожиданно стал гораздо более значительным. Дзеффирелли вдохновляло то, что роли главных героев, которые в пьесе были подростками, должны были исполнять подростки, и он организовал невероятный по масштабам отбор. Восемьсот девочек проходили прослушивание на получение роли Джульетты, и на нее была утверждена, тогда еще 15-летняя, Хасси, а 16-летний Леонард Уайтинг был утвержден на роль Ромео. Съемки начались в конце 1966 года и продолжались 8 месяцев, после чего, как тогда часто происходило с произведенными в Италии фильмами, на него был наложен звук, процесс завершения фильма также занял месяцы.
"Мы пользовались камерой "Аррифлекс" (зеркальная кинокамера), - говорит Хасси. - Она издавала такой шум, что звук нам потом пришлось записывать отдельно". Окончательный вариант фильма был подготовлен так скрупулезно, что этот дефект заметен лишь изредка (и то едва ли) в фильме.
Хасси поведала нам нечто захватывающее о сцене на балконе. Каждый, кто когда-либо смотрел "Ромео и Джульетту", знает, что в той сцене есть два крупных плана Джульетты, которые являются ключевыми моментами. Во втором она приближается к камере и, говоря о своей любовной клятве, произносит: "Её дала я раньше, чем просил ты, но хорошо б её обратно взять... чтоб искренно опять отдать тебе." Это тот момент, ребята, когда любой 14-летний мальчик в мире чувствует себя абсолютно безнадежно влюбленным в Оливию Хасси. Но вот что интересно: после того, как вся сцена была отснята на натуре, и Дзеффирелли монтировал материал, только тогда у него появилась идея сделать эти два крупных плана. "Они были сняты двумя месяцами позже в Риме. В студии Чинечитта был воспроизведён фон этой сцены, и мы сняли материал, после чего он был использован в фильме." Эта деталь говорит о большой сосредоточенности и перфекционизме Дзеффирелли. Фильм был выпущен, и буквально на следующий день Хасси и Уайтинг обрели мировую известность.
"Я никогда не могла этого осознать до конца, - говорит она. - Это было для меня самым сложным, ведь по природе я достаточно стеснительная. Теперь я старше, это все проще, а в молодости я была ужасно застенчивой. Многие думали, что я была самодовольной, но интервью были мучительны для меня."
Этот опыт, пришедший в жизнь Хасси столь рано, заставляет её сочувствовать другим юным знаменитостям, растущим на публике.
"Мне очень жаль таких людей, как Бритни Спирс. Сейчас она проходит через ад, - говорит Хасси. - На самом деле она просто молодая девочка, которая работала на протяжении всей своей недолгой жизни. Артисты - это самые нуждающиеся люди в мире. Никто не может судить их, не побывав на их месте, в этой золотой клетке."
После турне с "Ромео и Джульеттой" Хасси взяла немного времени для того, чтобы перевести дыхание. "Мы работали в течение 2-х или 3-х лет; после этого меня воспринимали только в образе - "Боже мой, ты все та же Джульетта" - это было тяжело для меня. Когда я была молодой, Сэм Пекинпах хотел, чтобы я снялась в "Straw Dogs". Было бы очень неплохо. Это, наконец, разбило бы наложенный на меня шаблон образа Джульетты.
Уайтинг работал актером шесть лет, сегодня он занимается частным бизнесом. Хасси, которой в апреле будет 57, последние 40 лет регулярно принимала участие в различного рода проектах. Ее роль Девы Марии в телевизионной эпопее Дзеффирелли "Иисус из Назарета" (1977) - особое достижение, как и сыгранная ею роль Матери Терезы в фильме Фабрицио Коста "Мать Тереза" (2003), который был создан в Италии и выпущен в Англии (но никогда не выходил в Соединенных Штатах). Сама Мать Тереза доверила Хасси исполнить её роль в фильме.
Сегодня Хасси, будучи замужем за музыкантом Дэвидом Эйсли, продолжает играть, но теперь она сильно увлечена своей линией одежды, которую будет представлять на шоу в Лас Вегасе. Часть прибыли она отдаст в благотворительные фонды, включая благотворительный фонд Матери Терезы, Синий крест Индии и фонд помощи бездомным собакам, и она весьма решительно настроена на это. Хасси "обожает помогать животным", она вегетарианка, у неё в доме живут четыре свиньи, кошка и пять собак. Идея открыть фонд помощи бездомным собакам появилась у нее в 2005 году, после того, как она провела три недели в Индии и была поражена условиями, в которых живут бродячие псы, которых она видела во время своих прогулок. Она организовала этот фонд, чтобы беспризорные собаки были ухожены и привиты.
Теперь вы видите, что Джульетта всё это время жила, и теперь 40 лет спустя она занимается тем, чего ей можно было бы пожелать, - основывает благотворительные центры и спасает животных. (Перевод - Наталья Матвеева, Ольга Николаева www.romeo-juliet-club.ru)
[700x524]
[700x525]
[700x861]
[700x933]
[700x411]
[500x866]
[700x1179]
[700x961]
[700x527]
[700x519]
[700x944]
[700x1053]
[700x885]
[показать]Появление такого рода картины - значительное явление в кинематографе. Ныне фильм Дзеффирелли, пройдя проверку временем, признан лучшей постановкой "Ромео и Джульетты" в кино.
Успешность этой версии на протяжении многих лет объясняется не только талантливой режиссурой и удачным подбором актёров. Над созданием фильма работали выдающиеся специалисты своего дела: Паскуале Де Сантис (1927-1996) получил Оскар за операторскую работу, Данило Донати (1926-2001) был удостоен Оскара за дизайн костюмов, Нино Рота (1903-1979) написал прекрасную музыку, Ренцо Монджардино (1916-1998) создал великолепные декорации, при участии профессора Антони Федели - специалиста по фрескам и ренессансной архитектуре.
Маэстро Альберто Теста поставил старинные танцы, а Никколо Перна учил актёров искусству фехтования и даже доверил Уайтингу использовать в фильме один из своих призов - настоящую шпагу эпохи Возрождения. Вечером 25 июня 1967 года телезрители в 18-ти странах мира могли наблюдать первую прямую спутниковую трансляцию, которая велась из маленького итальянского городка Тускания, где в церкви Сан Пьетро проходила репетиция сцены венчания Ромео и Джульетты.
[показать]Сюжет трагедии захватил воображение будущего маэстро ещё во времена его детского знакомства с миром шекспировских героев. Столь ранее открытие Шекспира состоялось в жизни Франко благодаря влиянию англичанки Мэри О'Нил, работавшей помощницей у его отца, импортёра тканей из Англии. Она преклонялась перед великим драматургом, читала мальчику его произведения.
Вместе с ней юный Франко разыгрывал сцены из пьесы "Ромео и Джульетта". Те давние события рассказаны режиссёром в его автобиографическом фильме "Чай с Муссолини" (1998), где в роли Мэри О'Нил предстаёт актриса Джоан Плоурайт. Став театральным, а затем и кино- постановщиком, Дзеффирелли смог реализовать в своих работах приверженность драматургии Шекспира и классическим сюжетам.
[показать]Он хотел представить историю Ромео и Джульетты как трагедию юного поколения: «В моём понимании трагедия молодой любви, действенность чувства делает проблему живой для молодых людей. О них много говорят сегодня, однако никто не помогает им по-настоящему обрести веру в себя.
Шекспир - это самый большой друг юности. Никто, по моему мнению, не создал столь свежего произведения, как «Ромео и Джульетта», написанного четыре века тому назад».
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]Просмотрев множество претендентов на главные роли (800 молодых актрис надеялись сыграть Джульетту! и 300 актёров - Ромео) режиссёр выбрал 16-летнюю Оливию Хасси и 17-летнего Леонарда Уайтинга, ставших самыми юными за всю историю кино воплощениями героев Шекспира на экране.
[показать]
[показать]
Реалистические образы героев фильма нашли своих почитателей во многих странах мира. Их изображения беспрестанно печатались в газетах и журналах, на художественных постерах и открытках, выпускались буклеты и книги о них. Успех Оливии Хасси и Леонарда Уайтинга в образах знаменитых влюблённых превосходил, пожалуй, даже успех Леонардо Ди Каприо и Клейр Дейнс, не так давно выступивших на экране в тех же ипостасях (по воле случая имена обоих "Ромео" звучат похоже).
Тонны писем от поклонников доставляла почта Оливии и Леонарду (к ним обращаются и по сей день!), в прессе следовала бесконечная череда интервью о подробностях съёмок и взаимоотношениях актёров - все непременно хотели видеть в них влюблённую пару даже за пределами фильма. И, конечно, журналисты "мучили" их вопросами о съёмках обнажённой сцены: Легко ли вам было решиться на это? Как вы чувствовали себя во время съёмки?
Как вы сами считаете, допустимо ли такое обнажение страстей шекспировских героев на большом экране? Леонард отшучивался, говоря, что во время съёмки этой пресловутой сцены он замёрз. В то время они с Оливией много разъезжали по разным странам с представлением картины.
[показать]
[показать]
На премьере фильма в Лондоне королевская семья пожелала встретиться с «Ромео» и «Джульеттой». Впервые в своей жизни они примерили настоящие светские туалеты. Леонард появился в смокинге и белой бабочке, а Оливия - в изысканном длинном платье, специально созданном для неё Дзеффирелли (фото внизу, слева).
[показать]
[показать]
После торжественного приёма и обеда, 19-летний принц Чарльз, совершенно покорённый Оливией Хасси, много танцевал с ней, но роману не суждено было расцвести, как, впрочем, и дальнейшему совместному существованию Оливии с Леонардом. Через пару лет после громкого триумфа фильма Оливия навсегда уехала в Америку, в Лос-Анджелес, а Леонард остался в родной Англии. Но бывшие партнёры по фильму и поныне не теряют связи друг с другом, давно став хорошими друзьями.
[показать]
[показать]
[показать]Эмоциональная и выразительная героиня фильма, Оливия пленяет сердца зрителей также своей удивительной красотой, напоминающей женские образы с картин эпохи Возрождения и века Романтизма.
Леонард выглядит бесконечно достоверным в роли Ромео, а его поведение в кадре кажется натуральным. В то время по-настоящему разгоревшийся роман между двумя актёрами-подростками не афишировали, и это понятно. О нём было известно лишь в узком кругу съёмочной группы.
Отношения "Ромео" и "Джульетты" вне экрана для публики и прессы всегда трактовались как дружба и взаимная симпатия. Эта позиция прослеживается во многочисленных интервью, которые дали в те времена Оливия и Леонард. На вопросы журналистов об исполнении любовных сцен в фильме Лен неизменно отвечал, что играть любовь на экране вместе с Олли - не было для него сложной задачей. Оливия также старалась не делиться с прессой своими сокровенными чувствами, даже в казавшихся доверительными рассказах.
[показать] Лишь много позже она призналась, что не осталась равнодушной к чувству Леонарда. В беседе с корреспондентом журнала "Cara Giulietta...", происходившей в 1997 году в Голливуде, Оливия говорила: "Мы были двумя подростками, которые временами вели себя вздорно. Но даже сейчас у меня великолепные отношения с Леонардом."
В своём веронском интервью, в феврале 2004 года, Леонард Уайтинг рассказывал: "Часть фильма, которая мне особенно дорога, - это сцена, когда Ромео впервые видит Джульетту на балу. Оливия была моей первой большой любовью, и та сцена показывает, как сильно я любил её. Наша дружба длится до сих пор".
[показать]
[показать]
В наши дни, будучи счастливым в браке и имея взрослых детей и даже внуков, Уайтинг всё ещё хранит в памяти время, проведенное на съёмочной площадке рядом с Оливией. И всякий раз, когда он говорит об этом, его взгляд приобретает особенно тёплое выражение.
[показать]
[показать]
[показать]
Магия юности и убедительность главных героев не заслоняют, однако, превосходно созданные другими актёрами образы: кормилицы Джульетты (Пэт Хейвуд), монаха Лоренцо (Майло О'Ши), Бенволио (Брюс Робинсон), синьора Капулетти (Пол Хардвик), синьоры Капулетти (Наташа Пэрри), Герцога (Роберт Стивенс) и других.
И нигде не приходилось видеть такого потрясающего Меркуцио, как Джон МакЭнери (признаемся, что мы осознали это не сразу). Даже в Тибальте, воплощённом Майклом Йорком, начинаешь видеть человека, а не только надменного гордеца и задиру, каким его часто делают постановщики.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]Поединок между Меркуцио и Тибальтом Дзеффирелли решает как продолжение словесной дуэли, как состязание в остроумии, перерастающее в опасную игру. Именно поэтому в фильме Тибальт, ранив Меркуцио из-под руки Ромео, сам оказывается ошарашенным - ведь он не собирался убивать!
Совсем иное - его поединок с Ромео: здесь действительно разворачивается драка не на жизнь, а на смерть. Условия съёмок этой сцены были предельно жёсткими. Видимо, чтобы придать драке максимум реализма, в самый день съёмок Дзеффирелли неожиданно изменил место действия. Съёмки драки начались не на хорошо знакомом Майклу и Леонарду маршруте, а на раскалённой от летней жары улице, на крутой каменистой площадке.
[показать]
Яркий свет, клубы поднимаемой пыли, заданный темп, команды оператора, следующего за дерущимися с ручной камерой, приводили юношей в исступление. Использование шпаг и кинжалов в драке создавало нешуточную опасность, и порою кровь начинала сочиться из поверхностных ранений, тогда им кричали: "Стоп!".
К счастью, уроки маэстро Перна не прошли даром. Во время коротких передышек, срывая промокшие рубашки и глотая воду, они напоминали, по словам Йорка, двух задыхающихся бешеных собак, покрытых пеной.
[показать]
[показать]
Необычно построена сцена гибели Меркуцио перед смертельной схваткой Ромео и Тибальта. Окружающие словно не верят в реальность кровавой развязки и продолжают смеяться, думая, что это всего лишь затянувшаяся шутка их приятеля. Тем трагичнее предстаёт открывшаяся истина. Майкл Йорк рассказывал, что во время съёмок сцены "купания" Меркуцио в городском фонтане, Джон МакЭнери, исполнявший его роль, простудился в холодной воде. Чтобы продолжить съёмки, Дзеффирелли пришлось поступить следующим образом. Воспользовавшись сценическим костюмом Джона, режиссёр снял собственную тень как тень Меркуцио, бросающего шпагу к ногам Тибальта.