[264x300]
Однажды великий маг и гипнотизер Вольф Мессинг демонстрировал свои удивительные способности товарищу Сталину. И вышел промеж них спор: сможет ли прославленный артист выйти из Кремля, не имея на то высочайшего дозволения
Вождь всех народов поднял телефонную трубку, связался с охраной и дал строгий наказ: «Мессинга не выпускать!» Но уже через десять минут знаменитый факир гулял по Москве, свободно просочившись через все чекистские заслоны!
Согласитесь, история настолько красивая, что даже не хочется подвергать ее ревизии здравого смысла. Но увы. И она, и сотни других легенд о главном чародее страны Советов оказались выдумками чистейшей воды.
Юрий Зверев — в прошлом врач-психотерапевт и гипнотизер, а ныне петербургский писатель, лично знавший Вольфа Мессинга и его окружение, — открывает нам скандальные тайны «гения телепатии».
В первый раз увидеть великого Вольфа Мессинга Юрию Звереву подфартило в семнадцатилетнем возрасте. Дом офицеров города Перми, где маэстро должен был показывать свои психологические опыты, трещал по швам от наплыва зрителей.
На сцену вылетел невысокий худой человек в смокинге и накрахмаленной рубашке с «бабочкой». Кудрявые волосы с сединой обрамляли его огромный лоб. Движения артиста были порывисты и остры. Говорил он быстро, с каким-то лающим акцентом.
Для начала этот странный человек попросил двух зрителей нарисовать на доске множество кружков разного диаметра. Сам он в это время стоял к ним спиной с повязкой на глазах. Когда доска была размалевана вдоль и поперек, гастролеру развязали глаза. Уже через мгновение он произнес: «Нарисовано 428 кружков». Начался долгий подсчет. Результат оказался потрясающим: Мессинг назвал точное число.
Но это были только цветочки, дальше Мессинг принялся демонстрировать свои телепатические способности. Он просил кого-то из зрителей спрятать в зале небольшой предмет. А потом, взяв этого человека за руку и ведя за собой, находил спрятанную вещицу.
Показывал Мессинг и более сложные эксперименты. Зритель, например, записывал на листке бумаги последовательность команд, которые должен был выполнить маэстро. Записка передавалась членам контрольной комиссии. А телепат, держа за руку автора, пытался угадать, что требуется сделать. Юрий Зверев решил поучаствовать в этом опыте и придумал задание, казавшееся ему невыполнимым. Однако Мессинг четко выполнил все, что от него требовалось.
После представления Юрий Зверев долго не мог уснуть, терзаемый мыслями о величии возможностей человека и собственном ничтожестве. В конце концов под утро он отправился в гостиницу к Мессингу, чтобы задать наиважнейший для себя вопрос. Но расскажем об этом эпизоде чуть позже.
Долгие годы Юрий Зверев с восхищением вспоминал чародея, сумевшего пробудить в нем интерес к таинственным явлениям человеческой психики. Но однажды судьба подарила ему встречу с земляком Мессинга польским журналистом Игнатием Шенфельдом, который не только близко знал великого мага, но даже имел честь сидеть с ним в одной камере.
В 1941 году Шенфельд бежал из оккупированного немцами Львова. И вскоре оказался в Ташкенте, где был арестован и обвинен местными органами НКВД в шпионаже.
Каково же было его удивление, когда, попав в тюрьму, он встретил там известного телепата и прорицателя Вольфа Мессинга. Артист выглядел совершенно подавленным и с горя готов был наложить на себя руки. В слезах он поведал земляку историю своей жизни.
Обгоняя события, скажем, что этот арест закончился для Шенфельда восемью годами лагерей, а Мессинг вышел сухим из воды, правда, помог ему в этом не талант гипнотизера, а его величество случай.
Вот что рассказывал об этом Шенфельд.
Циркач
— Родом мы с Мессингом из местечка под Варшавой, называемого Гора Кальвария. Кальвария — по-латыни Голгофа! Мессинги, как и мы, Шенфельды, были из бедных. Отец Вольфа, прозванный в местечке Хаимом Босым, работал летом во фруктовых садах, а зимой — на фабрике по производству мармелада. Семья едва сводила концы с концами. Детей у Хаима было трое. Вольф был старшим, и самая трудная работа ложилась на его плечи. Неудивительно, что с детства мальчик хотел удрать из родной деревни.
Однажды в местечко приехал передвижной цирк «Корделло». Его возглавлял пан Антон Кордонек, фокусник и эквилибрист. Цирк поразил воображение Мессинга.
Он не пропускал ни одного представления, а днем помогал артистам по хозяйству. Когда цирк стал собираться в путь, Вольф сбежал из дома и присоединился к пану Кордонеку. Так началась его артистическая деятельность.
Вольф научился лежать на утыканной гвоздями доске, глотать шпагу, извергать огонь. Цирк с успехом колесил по Польше, но неожиданно разразилась Первая мировая война. Труппа распалась.
Один ловкий антрепренер придумал для Мессинга новый номер. Худущего Вольфа укладывали в стеклянный гроб, на голову надевали чалму и демонстрировали его как йога, голодающего уже сорок дней. Идея оказалась хлебной.
Однажды Мессинг попал на сеанс медиума Арно Леони, умевшего «читать мысли» на расстоянии, находить спрятанные в зале предметы, «видеть» цифры в запечатанных конвертах. Мессинг, уже набравшийся циркового опыта, подозревал, что все эти чудеса не что иное, как фокусы, но раскрыть их секрет не мог. Хотя догадывался, что главная роль в представлении принадлежит ассистентке факира. Вольф стал разыскивать человека, который раскрыл бы ему тайны телепатов и в конце концов познакомился с неким паном Залесским, тоже выступавшим в амплуа мага.
Но за свои секреты ясновидец потребовал денег. Мессингу ничего не оставалось, как расстаться с тем небольшим капиталом, который он успел скопить. Какое-то время Вольф ассистировал пану Залесскому, но скоро сам освоил все премудрости цирковой «телепатии». Труднее всего давались ему «контакты через руку». Нужно было очень чутко следить за мышечным тонусом и пульсом человека, чтобы, ориентируясь на эти сигналы, отыскать в зале спрятанный предмет. Но упорный юноша одолел и это. Фокус с кожным зрением был намного проще. В шляпу с конвертами незаметно от зрителей подбрасывался свой. А уж прочесть его содержимое большого труда не составляло.
Распознавание предметов затылком тоже оказалось делом несложным. Зрителей просили показать какой-нибудь предмет за спиной телепата. Но ассортимент вещей, которые люди приносят в зрительный зал, весьма ограничен. Расчески, часы, кольца, броши… Здесь вступала в дело ассистентка. Она с помощью закодированных фраз сообщала артисту, что именно на этот раз демонстрирует человек.
Через полгода Мессинг дал свой первый самостоятельный сеанс в клубе железнодорожников Варшавы. Новый антрепренер придумал для Вольфа эффектную афишу: «Раввин с Горы Кальвария. Святой человек читает мысли и предсказывает будущее». С этого момента деньги в карман Мессинга потекли рекой.
Но счастливые времена скоро закончились. Гитлер напал на Польшу. Началось повальное истребление евреев и коммунистов. Мессинг с толпой беженцев скоро очутился в Белостоке.
Здесь советская власть вела активную пропагандистскую работу среди местного населения. После лекций устраивались концерты, для которых нужны были артисты. Мессинг записался на просмотр и своими телепатическими опытами произвел настоящий фурор. Его стали выпускать на сцену в Белостоке, но вскоре перевели сначала в Минск, а потом и в Москву, где он стал работать в Москонцерте. Слава и заработки росли как на дрожжах. Артистам платили 40 процентов от кассового сбора. А выступления кудесника собирали зрителей не меньше, чем концерты Лемешева и Козловского. Вкалывая без сна и отдыха, Мессинг стал одним из самых богатых людей страны. Все свои капиталы он хранил на сберкнижке, даже не подозревая, чем это может закончиться.
Когда Германия напала на Советский Союз, Мессинг был эвакуирован в Ташкент. Как-то в июле 1942 года в конторе Госконцерта артиста встретил секретарь партячейки:
— Сколько вы, уважаемый Вольф Григорьевич, обязуетесь пожертвовать на нужды обороны?
Вопрос был неожиданным, но Мессинг ответил с достоинством:
— Тридцать тысяч рублей.
— А вы, оказывается, шутник, Вольф Григорьевич, — сказал парторг, — это при ваших-то доходах?! На днях один председатель колхоза пожертвовал миллион. Вот пример истинного патриотизма!
— Хорошо, пишите: пятьдесят тысяч рублей, и прощайте. Мне нужно готовиться к выступлению, — сухо ответил Мессинг.
Но очередное выступление не состоялось. Через день Вольф Мессинг был арестован.
На первом же допросе ему предъявили обвинение в шпионаже в пользу Германии. Ошарашенный нелепостью ситуации, маг бил себя в грудь, рыдал, но чекисты только хохотали над его бедой. Через несколько дней, окончательно истерзав несчастную знаменитость, они напомнили историю с пожертвованиями. Почему Мессинг зажал деньги, которые так необходимы Красной Армии? Перепуганный телепат тут же безропотно подписал документ о передаче миллиона рублей на нужды обороны.
|
|
Но и это не спасло великого гипнотизера. Работники госбезопасности снова бросили его в камеру, продолжая стряпать дело о шпионаже.
Однако о патриотическом поступке экстрасенса каким-то образом узнал журналист местной газеты. Появилась статья. А затем произошло невероятное. Оказалось, что периферийные газеты читают и в Москве. В «Правде» вдруг опубликовали приветственную телеграмму Сталина, который благодарил артиста Мессинга за вклад в укрепление армии. Начальство ташкентского НКВД переполошилось. Перед Мессингом извинились за ошибку и предложили продолжать гастрольную деятельность. Его даже сфотографировали на фоне слегка помятого самолета, который он якобы построил и подарил Герою Советского Союза Ковалеву.
Как рассказывал Шенфельд, Мессинг в создании легенды о себе не участвовал. Он отказывался подвергать себя каким-либо исследованиям и упорно помалкивал о своем прошлом. Однако слава Мессингу льстила, а потому, при всей своей осторожности, однажды он не смог устоять перед соблазном.
В роли искусителя выступил известный московский журналист Михаил Хвастунов, писавший под псевдонимом «М. Васильев». Вдохновившись шумным успехом вышедшей тогда книги воспоминаний известного иллюзиониста Михаила Куни, Хвастунов начал уговаривать Вольфа Мессинга написать нечто подобное. После долгой осады Вольф Григорьевич сдался.
Михвас, как называли журналиста в московских кругах, заперся с телепатом на подмосковной даче и попытался выжать из него хоть какие-то сенсационные воспоминания.
Однако, к великому разочарованию, таковых не оказалось. Подлинная биография артиста никак не соответствовала имиджу человека-загадки. Надо было срочно изобретать новое блистательное прошлое. И Михвас постарался на славу. В фальшивых воспоминаниях жизнь Мессинга наполнилась сногсшибательными встречами. Оказалось, что писатель Шолом-Алейхем, отец психоанализа Зигмунд Фрейд, гений физики Альберт Эйнштейн пророчили маленькому Вольфу большое будущее. Юноша якобы успел объездить весь мир, подружился даже с Махатмой Ганди. В 1937 году ясновидец будто бы предсказал гибель Гитлеру, если тот пойдет войной на восток. После чего за голову Вольфа гестапо назначило награду в двести тысяч марок. Он был арестован, но благодаря сверхъестественным способностям совершил побег. В СССР ясновидец стал ни много ни мало советником Сталина.
Литературную стряпню Хвастунова стали печатать отдельными главами в журнале «Наука и религия».
В 1955 году издательство «Советская Россия» объявило о том, что на следующий год книга о Мессинге выйдет огромным тиражом. Но не тут-то было... Компетентные органы наложили запрет на эту ахинею. Однако история фальшивки получила продолжение. В середине шестидесятых годов в Москву из США приехали две ученые дамы — Шейла Острендер и Линн Шредер. Они намеревались разузнать, как обстоит дело с исследованиями по парапсихологии в СССР.
Особых тайн они, конечно, не открыли, но в 1970 году в издательстве «Бентем Бук» вышла их книга, в которой целая глава была посвящена Мессингу. Надо ли говорить, что это был дословный перевод комикса Хвастунова из журнала «Наука и религия». Ведь сам телепат от встречи с американками отказался.
Потом книгу перепечатали в Германии, и она пошла гулять по свету, выдержав восемь изданий. Вот откуда черпают информацию нынешние российские СМИ, когда пытаются рассказать нам «правду» о величайшем медиуме ХХ века.
— Я знал, что вы придете, молодой человек, — вымолвил Мессинг, когда Юрий Зверев вошел в его гостиничный номер на следующее утро после концерта в Доме офицеров. Загадочная фраза кудесника привела юношу в состояние душевного трепета.
— Вы хотите спросить, сможете ли овладеть тем, что видели на моем выступлении. Я отвечу на ваш вопрос. Многое у вас могло бы получиться. Но только для этого нужно работать. Работать, юноша! А вы, я вижу, ленивы.
Увы, и это пророчество Мессинга оказалось ошибочным. Юрий Зверев научился делать многое из того, что показывал со сцены прославленный маэстро. Работая психотерапевтом, он освоил гипноз и вылечил с его помощью множество своих пациентов. Потом Юрий долгое время выступал перед зрителями, демонстрируя явление массового гипноза и всевозможные загадочные эксперименты.
Ему тоже было грустно расставаться с легендой о всесильном Вольфе Мессинге. Ведь каждому хочется, чтобы на свете существовали чудеса.
Даже такой уважаемый человек как кинодраматург Эдуард Володарский, написавший недавно сценарий для сериала «Вольф Мессинг. Видевший сквозь время», наряду с пересказом существующих легенд, не смог отказаться от соблазна разукрасить жизнь великого телепата еще десятком потрясающих воображение историй. То есть сделал то же самое, что делали до него все другие авторы, писавшие на данную тему.
Правда, анализ публикаций показал, что основные наиболее впечатляющие факты биографии артиста, кочующие из книги в книгу, черпаются из одного источника. Это так называемые мемуары Мессинга «О самом себе», написанные совместно с М. Васильевым, опубликованные в 1965 году в журнале «Наука и религия» (№№7-11).
Но известно, что сам Мессинг никаких мемуаров не сочинял. Не имея даже начального образования, он с огромным трудом писал не только на русском, но и на польском языке. Все заслуги в этом деле, от идеи публикации до создания литературного текста, принадлежат московскому журналисту Михаилу Хвастунову (псевдоним М. Васильев).
Работая в то время заведующим отделом науки в газете «Комсомольская Правда», Михаил Хвастунов за склонность ко всякого рода чудесам и сенсациям получил от своих коллег прозвище Михвас.
Именно с его легкой руки поползли по свету всем известные истории о споре Мессинга со Сталиным и выходе великого мага из Кремля через тройное кольцо охраны. О получении 100000 рублей в Сбербанке по пустой бумажке. О предсказании гибели Гитлеру и встречах с Альбертом Эйнштейном, Зигмундом Фрейдом. Некоторые из этих баек настолько красивы, что сомневаться в их правдивости нет ни малейшего желания.
Но все же любопытно, имеются ли хоть какие-то документальные подтверждения всем этим похождениям?
Давайте, например, обратимся к воспоминаниям тех великих людей, с которыми Вольф Мессинг –если верить его словам – встречался, и которым демонстрировал свои феноменальные способности.
Как вы думаете, сколько раз упомянули авторы психоанализа и теории относительности имя нашего уникума в своих письмах или научных трудах?
Правильно. Ни разу!
Точно также хранят молчание о встречах с Мессингом Рабиндранат Тагор, Махатма Ганди, Шолом?Алейхем и все прочие знаменитости, знакомством с которыми хвастался советский телепат.
Кроме того, исследователь В.Е. Львов, изучив биографию Эйнштейна и Фрейда, установил, что ни тот, ни другой в течении 1915 года не приезжали в Вену и никогда не имели в этом городе квартир. А стало быть, утверждение Мессинга о встрече с ними в данное время является выдумкой.
Не совпадали с реальностью и описания квартиры Эйнштейна. В мемуарах сказано, что в доме было очень много книг, в то время как великий физик постоянно бравировал тем, что не держит при себе никакой литературы, кроме нескольких самых нужных справочников.
Огромную работу по расследованию фактов биографии Мессинга провел Николай Китаев - заслуженный юрист России, кандидат юридических наук, бывший следователь прокуратуры по особо важным делам с 20-летним стажем, автор более 100 научных работ по криминалистике и оперативно-розыскной деятельности. Еще Николай Китаев известен тем, что изобличил знаменитого иркутского маньяка Василия Кулика.
- Я отправил запросы в Российский государственный военный архив, где хранятся 857 фондов трофейных документов высших государственных органов Третьего рейха, - рассказывает Николай Китаев. - В государственный архив Федеративной Республики Германия. А также попросил известного историка преподавателя Берлинского университета доктора Рикарде Вульпиуса найти хоть какой-нибудь документ, подтверждающий версию, что Гитлер знал о существовании такого «эстрадного артиста» как Мессинг. Из всех трех мест пришел ответ, что таких материалов в немецких архивах не обнаружено.
То есть получается, Гитлер не только не назначал премии в 200000 немецких марок за голову прорицателя, но даже и не знал о его существовании.
Проверка польских газет предвоенного времени принесла еще один сюрприз. Несмотря на то, что темы оккультизма и парапсихологии были весьма популярны в этот период, имени Вольфа Мессинга ни в одном издании не упоминалось. Стало быть, до появления на сценах нашей страны цирковой актер не имел широкой известности.
Но советский период жизни маэстро подан в мемуарах столь же мифологически.
Исследователям не удалось обнаружить, например, ни одного очевидца встреч Мессинга со Сталиным. Не оказалось документов на этот счет ни в архивах ЦК КПСС, ни в Центральном архиве ФСБ. Более того, недавно в журнале «Исторический архив» был опубликован огромный список посетителей кабинета Сталина с 1927 по 1953, который самым скрупулезным образом вели его секретари.
Естественно, имени телепата там нет и в помине.
- В мемуарах Мессинга и кинофильмах о нем фигурирует телеграмма от имени Сталина, - продолжает Николай Китаев. - В ней вождь благодарит артиста за пожертвование денег в фонд обороны. Но здесь речь не идет о личных контактах. Это всего лишь стандартная форма высочайшего одобрения «правильных» поступков советских людей. Подобные телеграммы получали многие знаменитые артисты.
На деньги Мессинга были приобретены два истребителя, один из которых достался Герою Советского Союза летчику Ковалеву. Момент передачи самолета был даже заснят кинохроникой.
Что же касается знаменитого спора Сталина и Мессинга по поводу того, сможет ли артист выйти из Кремля без пропуска, специалисты здесь всегда громко смеются.
В истории мировой криминалистики не зафиксировано случая, чтобы узник смог бежать от своих тюремщиков, телепатически подчинив их своей воле.
Питерский врач-психотерапевт Юрий Зверев, сам показывавший со сцены чудеса гипноза, вообще скептически относится к талантам Мессинга в этой области:
- Я был на сеансах маэстро, которые во все времена назывались одинаково – «психологические опыты». И не разу не видел, чтобы Мессинг демонстрировал на них явление гипноза. Как мне кажется, он гипнотическими техниками просто не владел, поскольку конек у него был другой. Так называемое «чтение мыслей». Что же касается возможности пройти охрану Кремля, используя внушение, то выглядит все это как не очень умный анекдот. Гипнотических техник, позволяющих сделать подобные вещи, в природе не существует.
Ведь, обратите внимание, что все эстрадные гипнотизеры сначала выбирают из зала самых внушаемых людей, а потом работают только с ними.
То же самое специалисты говорят и о случае в Сбербанке. Похоже ни Мессинг, ни Хвастунов не имели понятия как там выдавались деньги. Сначала чек подавался бухгалтеру, у которого никаких денег, естественно, не было. Потом этот документ проходил по внутренним каналам банка, тщательно проверялся ревизором (или двумя ревизорами, если сумма велика), после чего попадал к кассиру, который готовил документы и деньги, а уж потом вызывал клиента. То есть, загипнотизировать одного кассира было недостаточно.
Существует еще один важный момент в понимании феномена Мессинга. Дело в том, что он не был первым человеком, который начал показывать «телепатию» на сцене.
Впервые с публичной демонстрацией «чтения мыслей» выступил в июле 1874 года в Нью-Йорке молодой, полуобразованный американец Браун. Он прикладывал к своему лбу ладонь человека, чьи мысли ему надо было прочесть. И в таком положении отыскивал в зале загаданный предмет.
Выступления Брауна произвели в обществе настоящий фурор. Многие газеты утверждали, что его аттракцион наглядно доказывает существование телепатии.
Но торжество шарлатана было недолгим.
Уже через три месяца американский невропатолог Бирд развенчал «телепатическую» природу этих представлений. Он продемонстрировал публике целую сотню натренированных людей, которые могли «читать мысли» так же хорошо как и сам Браун. Дело оказалось в том, что человека, задумавшего какую-то мысль, выдают слабые бессознательные движения мышц – так называемые идеомоторные акты. И после определенной тренировки научиться их распознавать может практически любой из нас.
В Советском Союзе с эстрадными номерами подобного рода в разное время выступали артисты — К. Николаев, Е. Виноградов, М. Куни, Ю. Горный.
http://v-mishakov.narod.ru/messing.html
Серия сообщений "О правде и мороке":
Часть 1 - О рынке древней русской истории и ведизма
Часть 2 - ЗАЛЕЧИМ, НЕ ТРЕПЫХАЙСЯ
...
Часть 15 - (продолжение) Технологии внушения: как нас заставляют любить врагов Отечества
Часть 16 - Кто родился в Рождество?
Часть 17 - Вольф Мессинг — мистификация века