Это цитата сообщения
REMEUR Оригинальное сообщениеС.П.КАПИЦА: «Я – НЕ СТОРОННИК КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА ЖИЗНЬ»
"КОНЕГЕН: Но, по вашим ощущениям, ситуация в науке все-таки меняется? Идут туда молодые люди?
КАПИЦА: Идут. Уважение к науке еще сохранилось в обществе, несмотря на все попытки разубедить в этом общество. КОНЕГЕН: Можем ли мы на сегодняшний день говорить, что социальный имидж науки реабилитируется?
КАПИЦА: К сожалению, в общественном сознании остались только реликты прошлого. Но прошлым-то жить долго нельзя! А ведь прошлое это у нас было, да еще какое! Взять хотя бы знаменитый многотомный курс теоретической физики Ландау-Лифшица. В свое время он был отмечен Ленинской премией, переведен на много языков… Да что там говорить! Современная физика вообще невозможна без этого курса! Изучив физику в этом объеме, можно сразу заняться творческой работой. Вот это был масштаб! Они писали его 40 лет! Ландау начал его в Харькове, когда он был еще молодым человеком и заявлял, что то, как преподают физику старики, это все глупости. Кстати, он был прав, хотя его за такие оценки и не любили. И все же он реализовал свою программу, воспитал серию блестящих ученых, определивших потенциал советской науки в этой области. А теперь эти 10 томов изучают во всем мире.
То же самое происходило и в других областях науки. В математике в первую очередь. Мне окружение Билла Гейтса говорило, что он ни в коем случае не состоялся, если б в его окружении не было целой плеяды блестяще образованных, вооруженных современным математическим мышлением молодых советских ученых. Тех самых, которых он позже превратил в мощнейшую корпорацию и стал богатейшим человеком в мире. Вот это — тот самый масштаб, о котором мы сейчас обязаны говорить.
КОНЕГЕН: Понятно, что ситуация с наукой внутри страны драматична, если не сказать трагична…
КАПИЦА: Сейчас, по-моему, она уже от драмы перешла в фазу трагедии.
КОНЕГЕН: И тем не менее все это очень тесно переплетается с темой кризиса образования в России. Равно как и с уродливыми попытками его реформирования, перелицовывания. Каковы причины такой нелепицы?
КАПИЦА: По-моему, это следствие крайней близорукости тех, кто берет на себя смелость «руководить образованием». Вообще, образованием очень трудно «руководить». Система образования самодостаточна, она развивается сама собой. Наше руководство образованием как раз и находится на этой самой низшей ступени развития. Оно и наукой не занимается, не знает ее по существу, но берет на себя право учить других, как надо заниматься наукой и образованием.
КОНЕГЕН: С вашей точки зрения, каковы наиболее яркие положительные черты советского образования?
КАПИЦА: Думаю, фундаментальность. В свое время был поставлен опыт — многие богатые люди отправляли своих детей в американские школы. Когда их оттуда выпускали, оказывалось, что они на 2–3 года отстают от своих сверстников в советской школе. Кроме того, будучи выращенными в чуждой для нас культуре, не знаю, как они будут акклиматизироваться потом здесь, в России. В свою очередь, с их уровнем образования они тоже интереса для нас не представляют. Судите сами, что их ждет впереди.
КОНЕГЕН: Многие мои сверстники (возможно, не слишком дальновидные) упрекают советскую систему образования в идеологической перегруженности и заштампованности. Что вы думаете по этом поводу?
КАПИЦА: Американская наука, да и европейская тоже, в точно такой же степени идеологизированы и заштампованы, как и советская. Это общий порок диктатуры бюрократии и управленческих кадров. Так что ничего другого сказать не могу, кроме как «чума на оба ваши дома»!
Полное интервью можно прочитать здесь:http://berg-privileg.com/archive/detail.php?ID=415