Это цитата сообщения
Оригинальное сообщениеСаркел. карты
Предки казачества с древнейших времен до к.XVIIIв
ч.1 Евграф Савельев
О хазарах или казарах впервые упоминают историки V в. по Р. X., армянский Моисей Хоренский и греческий
Приск Ритор.
Моисей Хоренский говорит о нашествии на армянские владения в конце II и начале III в. "хазиров" (аз-иров),
народа, жившего по северной стороне Кавказских гор112).
Государя хазиров Моисей Хоренский называет "хаканом", словом, которое у него означает владыку. Приск Ритор, современник Хоренского, говорит о храбром народе "акацирах"» или "кацирах", "казирах", обитавших к востоку от Азовского моря и управлявшихся князьями.
Сопоставляя эти известия с другими историческими данными, приведенными в предшествовавших главах,
приходится прийти к заключению, что хазиры или хазары и казары, от аз и ир или ары не этнографическое название какого-либо отдельного народа, а просто оно означало "азовские люди"
люди Аз: так, "ир, ар, ер" на всех древнеарийских языках, в том числе персидском и современном осетинском,
означает "муж", "воин".
Персы называют себя ирами, осетины – ирон. Древнеславянские названия бойар – боевой муж; волгары или болгары – волжские люди.
Следовательно, хазары – аз-ары, т.е. мужи или воины народа "аз", как себя называли аланы и, как увидим ниже, сами хазары.
Название правителей хазаров "каган" или "коган" лингвисты объясняют различно.
Все склонны к тому, что слово это восточного происхождения и занесено в Приазовье вместе с халдейским учением, распространенным в то время.
Но это неверно.
Правителей сильного смешанного арийско-тюркского государства V века по Р. X. в Закаспийской области
также именовали каганами, коханами, позднее – кхаханами, кханами и просто ханами,
каковое название у этого народа означало выбранного народом главу, военноначальника, обязанного заботиться о военной славе своего народа, но не деспота.
(Моисей Хоренский в переводе Эмина, стр. 134.1)
Следовательно, каган, кохан и другие видоизменения этого названия означали "коханый", излюбленный,
любый-батька, гетман, избранный народом правитель.
Выше сказано "тюркского", потому что так в V и VI вв. жителей Закаспийской низменности именовали греки.
Издревле же в тех местах господствовали Геты или, как иные их называли, "индоскифы", говорившие на языке санскритского корня.
У них была и своя письменность и даже литература. В V в. по Р. X. они делали переводы с китайского языка;
позднее они переняли от несторианских миссионеров письмена сирийские, из которых потом образовались письмена монгольские, калмыцкие и маньчжурские.
Несториане распространили в тех местах христианство, задавленное впоследствии исламом.
В VII в., по распадении монархии Аттилы, по р. Дону, от Азовского моря до Каспийского и по нижней Волге возникло новое государство – Хазарское, под управлением каганов.
Киевские поляне, по Нестору, платили дань хазарам.
Это подчинение должно было оказать влияние на жизнь и язык днепровских славянских народов,
а потому весьма вероятно, что киевские князья в те времена также назывались каганами.
Иначе чем же объяснить приведенное в похвальном слове киевского митрополита Илариона, обращенном к Св. Владимиру, наименование этого князя "каган":
"Похвалим же и мы по силе нашей малыми похвалами великая и дивная створшаго нашего учителя и наставника великаго Когана (излюбленного правителя) нашея земля – Владимера"113).
Какая народность первоначально стояла во главе вновь образованной Хазарской монархии – неизвестно,
но, судя по тому, какую важную роль в Гуннском государстве играла Малая (Задонская) Русь, Алане, Чиги, Геты и другие славянские народности, обитавшие в Приазовье, можно с достоверностью сказать, что славянский элемент в той монархии был господствующим, хотя в Прикаспийском крае мог преобладать элемент и тюркский.---------
Чтен. Общ. Истор. 1848 г., № 7
[показать] каганат
Хазары имели правильное гражданское устройство и построили в пределах своих владений многоукрепленных городов,
следы от которых сохранились и до настоящего времени.
Из них по летописным сказаниям известны: Осенев, Сугров, Шуркань, Руком, Балин, Чевшлюев и как столица царства – Итиль или Атель, при устьях Волги, а потом в первой половине IX в. стала известна крепость Саркел на р. Дону.
Летописец Нестор еще упоминает о хазарском городе Беловеже, стоявшем где-то в виду Киева, для угрозы и удержания в покорности полян.
Некоторые историки полагают, что Саркел и Беловежа один и тот же город, другие, напротив, утверждают, что Беловежа стоял у верховьев р. Северного Донца, близ нынешнего Белгорода, на большой дороге, идущей с нижней Волги и среднего Дона на Киев. Это последнее предположение отчасти подтверждается и указаниями древних карт, изображающих Россию
до нашествия татар.
На этих картах г. Беловежа поставлен на том самом месте, где ныне Белгород, на правом берегу р. Сев. Донца.
Шуркань – ниже левого притока Донца – Жеребца; еще ниже Чевшлюев, а Сугров при устьях р. Айдара, также левого притока Донца.
[показать] Восточная Европа Х в
О построении г. Саркела император Константин Багрянородный говорит, что около 835 г. хазарский каган и хазарский бег (pec) прислали к императору Феофану послов с просьбой построить им на Дону крепость.
Император исполнил их просьбу и отправил на своих хеландиях спафарокандидата Петрону с мастерами и рабочими.
В Херсоне (Таврическом или Крымском) Петрона пересел на плоскодонные суда, которые могли ходить по
Азовскому морю и р. Танаису.
Он доплыл до назначенного места этой реки и там остановился.
Так как в этом краю не оказалось камня, годного для зданий, то греки устроили печи, приготовили кирпич и затем воздвигли крепость, названную Саркел, что значит "Белая гостиница", по объяснению Константина Багрянородного,
по другим – "Белый замок".
Современник Константина Леонтий, сообщающий то же известие, хотя в более коротких словах, прибавляет, что в Саркеле находился хазарский гарнизон в 300 человек, который время от времени сменялся.
[показать] раскопки Саркел
Из этих известий видно, что
Саркел был не городом с его торговлей и шумом жителей,
а небольшая, хотя и сильная крепость, построенная для защиты от неприятелей, а такие крепости строятся не внутри государства, а только по границам его.
Константин Багрянородный указывает на Саркел, как пограничную крепость с печенегами.
Кедрин, писатель XI в., говорит уже прямо, что Саркел был построен для защиты от печенегов.
Лемберг в своем исследовании "О положении Саркела" замечает, что в эпоху его построения печенеги кочевали в степях поволжских, т.е. к северу от Хазарского государства.
Следовательно, местоположение Саркела надо искать в местности, где Волга сближается с Доном, т.е. близ Переволоки,
где впоследствии были казачьи городки Рига и Паншинский, на острове близ нынешней Качалинской станицы.
Паншинское городище занимает местность длиною около 350 саж. и шириною 120 саж. Оно состоит из множества бугров и курганов, нарытых без всякого порядка; земля перемешана с битым кирпичом и черепками глиняной посуды.
Что Саркел был именно в той местности, подтверждается следующими историческими данными. Константин Багрянородный говорит, что "Танаис идет от Саркела", иначе говоря: крепость эта стояла на том месте, откуда начинался судовой путь по Дону с Волги в Азовское море.
Из записок митрополита Пимена, плывшего Доном в Азов в 1389 г., видно, что суда его,
миновав в воскресенье устье р. Медведицы,
во вторник достигли до городища Серклии, которое Карамзин признает за Саркел.
Пимен плыл весной. Фарватер реки путешественникам был мало знаком, а потому они могли подвигаться вперед только днем и то с осторожностью. Едва ли они могли лететь при попутном северо-восточном ветре на всех парусах.
Опытные современные судоходцы говорят, что теперь они при попутном ветре на парусных судах могут делать в час по 10 верст и в три дня от устьев Медведицы могут дойти до станицы Нижне-Чирской или Верхне-Курмоярской, но не далее.
** продолж. сл.