Это цитата сообщения
Оригинальное сообщениеСаркел. Хазария. Русы. карты
** продолж., нач ..
По тому же времени, когда приходилось делать каждый шаг ощупью и с большою осторожностью, чтобы не налететь на мель при большом разливе Дона, суда на третий день могли дойти не далее станицы Качалинской и вообще Переволоки.
Что у хазар были укрепления между Волгою и Доном, повествует и арабский географ Масуди, живший в половине Х в.
Он говорит о походе Руссов в 913 г. на 500 судах в Каспийское море и поясняет, что на Переволоке стояла многочисленная хазарская стража, чтобы удерживать как приходящих Доном из Азовского моря, так и наступающих с севера сухим путем.
[показать]
Корабль русов у дворца хазарских каганов
Цимлянское городище, близ хут. Попова, на левой стороне Дона, которое некоторые археологи признают
за остатки Саркела, могло быть и другим торговым городом Хазарии.
При раскопке этого городища членом Московского Археологического общества Вл. Ив. Сизовым в 1883 и 1884 гг. были найдены остатки христианского храма, мраморные колонны, бронзовые и медные кресты, монета "серебро Владимирово"
и многие другие предметы, хранящиеся в Донском музее.
Известный славист Шафарик говорит, что в русском языке много слов персидских, занесенных будто бы в него
сарматами, как то:
бугор, курган, дей, богатырь, стряпчий, амбар, буза, чертог, сар или царь, бог, топор и др. Кала, а от него скала,
кел и скель – слова также персидские, означающие крепость, неприступное место.
Саркел – царская крепость. Аланский город – крепость в Приазовье Ас-Кала тоже означает Азовская крепость или крепость народа Азов114).
По историческим изысканиям, как сказано выше, хазары не представляли какой-либо особой народности.
Это было государство, составленное из разных племен, как то:
тюрок, пришедших из-за Каспийского моря, кабардинцев (кабар), угров, алан, Казахов, Черкас, Чигов, Гетов-Руссов и др.
В русском языке есть слова не персидские, а общие всем древнеарийским языкам.
Кроме того, в языке славян и литовцев есть слова халдейские, относящиеся к культу религии.
Финикийский Ваал есть вавилонский Баал или Беел – белый. Балтос, балта по-литовски также означает белый.
Набу или небо – божество у вавилонян.
Балтасар – Бел-сар-уцур (по клинообразным письменам) – Белый царь Мардук,
бог Вавилона – бог или дух смерти.
Мар, мара (от корня мер) – смерть.
Сарматы, по Страбону, бросаясь в бой, кричали: мара! мара! т.е. смерть! смерть!
На Дону старухи часто бранятся: мара тебя возьми! В подобных словах буквы а и е заменяют одна другую.
Все означенные слова занесены в Халдею древними культурными арийскими народами – аккадийцами и шумерами,
а на Иранское плоскогорье и в Пидию Саками и Гетами-Руссами.
Прочной и однородной национальности здесь не выработалось.
Государство сошло со сцены, не оставив никакого определенного этнографического типа в истории.
Существование различных племен, не слившихся в один народ, объясняет нам и то замечательное разнообразие религий, которое мы встречаем здесь в эпоху процветания Хазарского государства.
Некоторые историки полагают, в том числе и Иловайский, что в городах этого царства рассеяно было значительное количество еврейского населения.
Но это не совсем верно.
Следующие документальные данные говорят о том определенно.
В VIII в. хазарский царь, при дворе которого евреи-проповедники играли весьма видную роль, добровольно принял еврейскую веру и обратил в нее часть своего народа.
[показать]
Города и крепости Хазарии
(Темно и светложелтым обозначена наибольшая территория,
занимаемая каганатом в IX в.;
светложелтым - территория, утраченная каганатом в IX в.
в результате арабо-хазарских войн;
оранжевым кружочком - хазарские города и крепости
(Источник: Родина. 1997. - N.3-4. - С. 19-27.)
Около половины Х в. главный министр испанского калифа, еврей Хасдаи – Ибн-Шапрут, узнав, что на востоке
будто бы находится самостоятельное еврейское царство, отправил к хазарскому царю приветственное письмо с просьбой сообщить ему, откуда он ведет свое происхождение.
Хазарский царь Иосиф ответил длинным посланием. Опровергая разделяемое Хасдаи-Ибн-Шапрутом заблуждение –
будто бы хазары – потомки выходцев из израильского царства, он подробно рассказывает об обращении хазар в еврейство.
Из этого письма мы узнаем, что первый принял это вероучение царь Булан.
Все следующие за ним хазарские цари носили еврейские имена:
Обадия, Хиския, Манассия I, Ханука, Исаак, Завулон, Манассия II, Нисси, Менагем, Вениамин и Аарон.
В пришествие Мессии он и его народ верят, но ничего определенного об этом не знают.
Выражая удовольствие по поводу письма Хасдаи, Иосиф заканчивает свое послание следующими словами:
"Мы обращаем наши взоры на Иерусалим и вавилонские академии. Да будет угодно Богу содействовать делу освобождения. Ты пишешь, что жаждешь видеть меня; я также жажду узнать тебя и твою мудрость. Если б это желание могло исполниться, и я имел бы возможность говорить с тобою лицом к лицу, то ты был бы мне отцом, а я тебе сыном;
я вверил бы тебе управление моим государством".
Следовательно, в Хазарии были только евреи-проповедники и, быть может, еще купцы.
Нет никакого сомнения, что византийское правительство неоднократно делало попытки обратить в христианство
и народ хазарский, так как светом этого учения были уже озарены многие народы восточного побережья Черного моря
еще с IV века, но, встречая с одной стороны препятствие от еврейства,
а с другой – волнуемое внутри иконоборством (VIII в.), оно не могло сосредоточить свою энергию
на распространении Св. Евангелия в данной местности.
Во второй половине IX в., по просьбе хазарского кагана, славянские апостолы Кирилл и Мефодий обратили в христианство многих его подданных.
Перед этим братья-апостолы, прибыв в г. Корсунь, на Таврическом полуострове, нашли там Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами, и, научившись читать и говорить на этом языке (Паннонская летопись), стали проповедывать христианство в Хазарии.
В исследовании Бодянского "О времени происхождения славянских письмен" говорится, что Кирилл упросил своего брата Мефодия сопутствовать ему в Хазарию, "зане умеяше язык словенск".
Следовательно, братья хорошо знали, что в стране хазар они будут иметь дело с славянскими племенами,
и вот, как необходимое пособие для их проповеднической деятельности, в Корсуне им попадаются книги Святого писания, переведенные уже на русский язык.
Многие арабские историки IX и Х вв. определенно говорят, что Руссы и славяне говорили на одном и том же языке.
Следовательно, господствующий элемент в Хазарской монархии был славянский.
В 965 г. Святослав, великий князь Киевский, сокрушил могущество Хазарского царства и взял многие их города. Окончательное же распадение этой монархии совершилось в 1021 г.
Многие беловежцы, как говорит летописец, теснимые с одной стороны половцами и тюркскими народами,
пришли в 1117 г. в Киевскую Русь, где им Владимиром Мономахом были отведены земли для поселения.
------------
Абул-Касум в "Книге путей и государств" (2-я половина IX в.) говорит:
"Купцы русские – они же суть племени из славян – вывозят меха из дальних концов Славонии к Румскому (Черному) морю,
и царь Рума (Византии) берет с них десятину.
А если желают, то ходят на кораблях по р. Славонии (Волге), проходят по заливу хазарской столицы…
Ходят по морю Джурджана (Каспийскому)… Провозят товары на верблюдах в Багдад".
Из договора Игоря с греками в 945 г. видно, что в то время в Киеве уже была целая окраина, населенная хазарами-христианами с церковью Св. Ильи.
Карамзин во II т., стр. 78, "Ист. Госуд. Рос." говорит, что третий сын Владимира Мономаха Ярополк воевал в окрестностях Дона: взял три города в области Половецкой:
Балин (белый), Чевшлюев и Сугров; пленил множество "ясов", там обитавших, и в числе их прекрасную девицу,
на которой он женился.
Около того же времени Владимир выгнал из России берендеев, печенегов и торков, новых пришельцев:
теснимые половцами и разбитые ими близ Дона, они искали убежища в окрестностях Переяславля,
но, любя грабеж, не могли кочевать там спокойно.
Однако ж многие из них остались на Днепре, были известны под общим именем черных клобуков, или Черкасов и служили Россиянам. (Воскресенский список.)
О том, что черные клобуки, т.е. черные шапки, барашковые, назывались Черкасами, говорит и Киевская летопись:
"И скопя свою дружину пойде, пойма с собою Вячеславль полк весь и вся Чорные Клобуки, еже зовутся Черкасы".
Летопись Владимирова времени упоминает еще о беловежцах, охотно принятых великим князем. Эти обитатели некогда знаменитой крепости казарской на берегах р. Дона, взятой мужественным князем Святославом, спасаясь от свирепости половцев, основали новый город в верховьях р. Остера и назвали его именем древнего или Белою-Вежей, коей известны развалины (в 120 вер. от Чернигова) свидетельствуют, что в ней находились каменные стены, башни, ворота и другие здания.
" Казары, наученные греками, строили лучше наших предков" (Карамзин).
[показать] Белая Башня Белой Вежи
Из приведенного следует, что поименованные выше города построены были Ясами или Азами,
т.е. хазаро-аланами, которые на своем языке, как говорит летопись и путешественник XIV в. Иосафато Барбаро,
сами себя называли "Ас", но не половцами, как многие думают.
Летопись ясно говорит, что в тех городах обитали "ясы". Половцы, т.е. полевики или степняки, обитавшие раньше в Прикаспийских песчаных степях, отчего некоторые историки их называют команами или куманами (от кум – песчаная степь), были тюркского племени (племя кочевое), имели только становища, ханские ставки и городов не строили;
по крайней мере, летописцы об этом ничего не говорят.
**продолж. сл