• Авторизация


Театр кабуки 22-04-2011 15:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]
Зарождение одного из самых известных видов японского театрального искусства, Кабуки, относится к далекому XVII веку. Как ни странно, основоположницей этого древнего зрелищного театра, славящегося отсутствием женщин в его актерской среде, стала знаменитая танцовщица О-Куни. Ее экстравагантные представления на гастролях в Киото в 1603 году настолько потрясли зрителей дерзкими движениями и яркими нарядами, что название «кабуки», означающее в те времена нечто оригинальное и необычное, как нельзя лучше подходило к этим выступлениям.

Желая закрепить успех, О-Куни собрала труппу молодых красивых девушек, которые давали представления, состоящие из песней, танцев и комических сценок фривольного содержания. Юные актрисы, не отличающиеся строгостью нравов, вели за пределами сцены далеко не ангельский образ жизни, что вынудило правительство в борьбе за нравственность запретить выступления женщин на театральных подмостках. Не желающим расставаться с привычными барышами антрепренерам пришлось набрать труппу из миловидных юношей, что очень мало способствовало поднятию морали, так как это вызвало подлинный расцвет гомосексуализма. В 1652 году правительством был также наложен суровый запрет на выступления в Кабуки юношей, но этот период положил начало традиции оннагата – специализации актеров-мужчин на женских ролях. Традиция эта была продолжена зрелыми мужчинами-актерами, сменившими впоследствии на театральной сцене женоподобных юношей.

Демократичный и народный театр Кабуки, несший жизненную правду простым горожанам, на протяжении долгого времени был подвержен гонениям и притеснениям со стороны властей, видевших в реалистичных представлениях серьезную угрозу государственным устоям. Но искренняя всенародная любовь к театру все же не позволяла сёгунату навсегда закрыть Кабуки, поскольку это было чревато возможными волнениями и беспорядками.

Актерская каста театра, несмотря на огромную популярность и обожание горожан, тем не менее, находилась в те далекие времена на одной из низших общественных ступеней. Лицедейское ремесло считалось позорным, и все театры в Эдо, нынешнем Токио, теснились на территории единственного квартала, образовавшего некое актерское гетто. В среде вольнолюбивых японцев театральный квартал стал своеобразным островком свободы, на котором различия социальных сословий не играли никакой роли.

Конец XVIII века знаменуется почти полным прекращением гонений на Кабуки, в связи с чем театр достигает вершины процветания и всеобщего признания. Лицедеи больше не являются презренной кастой и даже удостаиваются приглашений сёгунов на выступления в своих замках. Престиж театра поднимается еще выше, когда в 1887 году один из его спектаклей посещает императорская чета.

В современной Японии жанр традиционного театра Кабуки остается популярным и любимым миллионами зрителей. Отличительной особенностью сцены в этом театре является уходящий в зрительный зал помост «ханамити», на который актеры выносят действие спектакля. Находясь непосредственно среди зрителей, под острым прицелом сотен глаз, актерская игра не может не отличаться подлинным профессионализмом и богатством мимики. Зачастую существенная часть театрального действия переносится на ханамити, что обусловливает полное подчинение зрительного зала актерскому мастерству, и в конечном итоге, способствует единению зрителей и актеров. Многие театры Европы воспользовались этим изобретением Кабуки, также начав выносить театральное действие в зрительный зал с помощью специальных помостов.

Театр Кабуки
Вращающаяся сцена (маварибутай)– еще одно из изобретений театра Кабуки. На небольших возвышениях по обе стороны от сцены располагаются в специальных ложах музыканты и певцы, которые сопровождают особо значительные эпизоды спектаклей музыкой, дополняя драматичность момента. Смена реквизита происходит при раскрытых кулисах: считающиеся невидимыми люди в черном (куроко) быстро и незаметно уносят предметы со сцены, заменяя их новыми.
[показать]
Запрет на актерское участие женщин в Кабуки давно снят, но верность традициям не позволяет ломать веками сложившиеся устои, и женские роли по-прежнему блестяще играют мужчины. Кроме того, актеры в амплуа оннагата настолько мастерски перевоплощаются в женщин, что их игра составляет одно из главных достоинств традиционного японского театра Кабуки. Существует даже мнение, что подлинный японский идеал женского изящества и красоты сохранили именно оннагата, а не реальные современные японские женщины.Выделяют несколько категорий пьес кабуки.

Одаймоно – исторические драмы, основанные на событиях эпохи Хэйан. Место действия, в основном, дворцы Киото, а действующие лица – придворная аристократия.
Дзидаймоно – исторические драмы, основанные на событиях времен Гэмпэй и последующих периодов вплоть до конца 16 века. Героями этих пьес являются самураи и воины.
Оиэмоно – семейные пьесы. Социальные драмы, в основе которых лежат события, происходившие в семьях феодальных князей в эпоху Эдо (1603-1876) Сэвамоно – бытовые пьесы. Драмы в основе которых лежит жизнь простых людей в эпоху Эдо. Центральной темой являются человеческие чувства. Кабуки был и остается целым миром с собственными законами, устоями, иерархией и предрассудками, остающимся верным незыблемым японским традициям и не теряющим при этом связи с современностью.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
спасибо, а я вот попала на мастер класс по Буто. "Танец Теней"
позже наваяю постик об этом необычном искусстве. свои ощущения...
terramina 10-05-2011-12:05 удалить
Ответ на комментарий Весенняя_рапсодия # ооо... класс!! буду ждать))


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Театр кабуки | terramina - Дневник terramina | Лента друзей terramina / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»