ЧЕМ РОССИЯ ОТ ДРУГИХ СТРАН ОТЛИЧАЕТСЯ?
Г. С. Чеурин. Учебный центр по предотвращению социальных
и природных чрезвычайных ситуаций Экспедиции «Сибирский путь»
(г. Екатеринбург),
Россия имеет, как минимум, девятнадцать принципиальных отличий как от Запада, так и от Востока. Наша страна - не Запад, как традиционно считают на Востоке, и не Восток («западная» точка зрения). Более того, не «синтез того и другого («евразийский» подход). Россия, - это Север, третий тип цивилизации. Северное мировоззрение, включая в себя творческое взаимодействие всех трёх, предполагает принципиальный отказ от военного варианта разрешения противоречий,
Ныне во всём мире накопившиеся проблемы пытаются разрешить с помощью диалога. Который, при наличии нескольких взаимоисключающих мировоззрений, неизбежно приводит общество к войне. Необходим переход на триалог, который сохранила именно русская традиционная культура. Её отличие, - круговая методика принятия совместных решений.
Ключевые слова: Девятнадцать принципиальных отличий России от Запада и Востока, русская традиционная культура, диалог, триалог, Чеурин Г. С., авторское определение триалога, круговая методика принятия решений.
В вечном споре на тему «Как нам обустроить Россию» самый главный вопрос: «Чем же Россия в принципе от других стран отличается?». «...Знаменитый русский характер...», «...загадочная русская душа...» - об этом говорят много, чаще с сарказмом. Однако «умом» Россию понимать все-таки надо. Тем более это необходимо сейчас, когда границы открылись, когда многие народы едут к нам, искренне желая нас понять. И надо уметь объяснить иноземцу, кто же мы такие есть, чем отличаемся от других.
Конечно, каждая из этих ниже означенных особенностей может проявляться в любом сообществе на планете Земля. Вопрос в том, насколько массово данное проявление, какой процент населения конкретной страны придерживается данных традиций.
Есть правило учёта т.н. уровня статистической погрешности. Если процент населения, придерживающегося конкретной традиции, не превышает 3 (трёх), то традиция данная не может быть признана чертой национального характера. Это будет то самое «исключение из правила», которое, как известно, это самое правило и подтверждает. Мы ниже будем рассматривать особенности национального характера русского многонационального народа, свойственные значительному числу населения
Итак, согласно авторской гипотезе, Россия, по сравнению со странами как Запада, так и Востока, имеет следующие особенности:
1.Территориальное размещение в так называемой «зоне рискованного земледелия» (северная климатогеография).
2. Возможность длительного накопления физических и моральных ресурсов.
3. Способность к максимальной мобилизации в стрессовые, кратчайшие сроки.
4. Наличие многотысячелетней культуры постстрессового восстановления.
5. Женская сущность российского сообщества.
6. Общинный принцип жизнеорганизации (принципиально отличающийся от коллективизма).
7. Особая геомагнитная обстановка (чувство Родины, Родной Земли).
8. Многонацинальность.
9. Многоконфессиональность.
10. Многоосновность.
11. Соборность.
12. Софийность.
13. Православное многоконфессиональное мировоззрение.
14. Честь как самостоятельная ценностная категория.
15. Первичность нравственно-патриотического воспитания.
16. Тайное нравственно-половое просвещение молодёжи.
17. Опережающая доброта как основа личной и общественной безопасности.
18. Самодержавная форма управления обществом
19. «Триалистическая» северная философия.
1. Территориальное размещение в так называемой «зоне рискованного земледелия» (северная климатогеография)
Напомним официальные данные, - 64 % территории Российской федерации ещё в советское время законодательно приравнены по условиям к Крайнему Северу. А наши южные степи зимой от тундры практически ничем не отличаются.
Из двадцатки ведущих стран мира (G20) Россия, - единственная страна, находящаяся в т.н.«зоне рискованного земледелия» . Потому, по мнению Паршева А.П. [12] себестоимость продукции, как промышленной, так сельскохозяйственной, более чем в десять раз выше, чем в среднеевропейских странах.
Возьмём, к примеру, Европу и Восток: во Франции пора сева растягивается на два месяца, в Индии за год можно снять четыре урожая. Случаются, конечно, и у них катаклизмы, но если между двумя тайфунами было три месяца спокойного времени - будет и урожай. В России же урожай, максимум, один, да и то неизвестно, будет он или нет. А период сева, - не более недели.!
Ведущие российские философы, в первую очередь Ключевский, Данилевский, Ильенков и особенно Лосский, выделяли, в частности, связанные с зоной рискованного земледелия, два основных, обозначенных ниже, признака русскости (2, 3).
2. Возможность длительного накопления физических и моральных ресурсов.
Наша территория сама по себе исключает «европейский», размеренный стиль работы. На нашей земле всегда более ценилось умение спать, копить силы.
К примеру, если идет дождь - надо ждать, проводить время в полудреме, копить силы, как будто ничего не делая (русский мужик, - лентяй (!?)).
3. Способность к максимальной мобилизации в стрессовые, кратчайшие сроки.
Однако в любой момент погода может измениться, и начнётся «страда»! Надо будет «взорваться», ни есть, ни спать - отпахаться и отсеяться.
Эти вот самые умения (2,3) , - и есть одни из главных признаков «русскости». Независимо от национальности вероисповедания и даже цвета кожи. Даже среднеазиатские республики со своими территорией и населением, - абсолютно «русские».
И не вытравишь всего лишь за три поколения городской жизни нечто, сформировавшееся тысячелетиями. Оттуда, к примеру, наша знаменитая в советское время штурмовщина, может быть, малознакомая современникам - в начале месяца спячка, потом раскачка, в итоге, - сумасшедшая горячка!
Можно над этим иронизировать, но знаменитые, многократно воспетые, способности русского солдата (казалось бы, вечно спящего), во время вскочить и сделать совершенно немыслимое, - отсюда! Великая Отечественная это «высветила» перед всем миром. Заводы на Урале и в Сибири (как и по всей стране) строились по этому же принципу.
2. Наличие многотысячелетней культуры постстрессового восстановления.
Это свойство проистекает из фактора первого. Известно, если интенсивно поработал, то необходимо после этого восстановиться. Как? Наша многотысячелетняя же культура предлагает целый комплекс отработки постстрессового состояния, - постстрессовое восстановление. Напомним попутно: весь мир сейчас озабочен стрессами, на этот раз, - психологическими.
А наиболее известный и универсальный способ восстановления - русская баня. Это не просто одна из гигиенических процедур. Совмещенная со многими своими эквивалентами она является частью нашей культуры, без которой сама жизнь в упоминаемой «зоне рискованного земледелия» была бы невозможна.
Баня наша, к примеру, принципиально отличается от финской сауны: сауна пассивна, а баня активна. Кстати, если посмотреть территориально, то наличие русской бани - с веником и купанием в снегу, в проруби - четко совпадает с границей той самой зоны рискованного земледелия.
Умение восстанавливаться, кстати, проявлялось и на упоминаемых войнах. Вечный страх иноземных захватчиков перед русской зимой не в самом морозе, а в неспособности с зимой по-доброму взаимодействовать.
И, кроме знаменитой бани, наша же культура имеет очень много эквивалентов. Необозримая девственная природа, - неисчерпаемый рекреационный ресурс. Надо уметь его использовать, и, говоря бизнес-языком, - грамотно предлагать к реализации. Без ущерба, естественно, для себя и своих потомков.
3. Женская сущность российского общества.
Нашу страну мы называем Родина-Мать. Русский Богатырь без женщины - это не богатырь. К русскому богатырю в критический момент всегда приходит женщина-советчица: Баба-Яга, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая... Женщина любимая, мать детей, задаёт особое состояние русского воина, которого она проводила в бой. Прославиться во время боя и доблестно погибнуть - это не вариант. Дома ждут живым и здоровым, с честью и победой. Другого варианта нет у Русского Воина. Русских богатырей сформировали именно наши женщины.
Важно здесь отметить, что женское начало России, в дохристианское время, - Лада-Богородица, ныне, - образ Казанской Божьей Матери, объединяет всё российское многоконфессиональное общество.
4. Общинный принцип жизнеорганизации (принципиально отличающийся от коллективизма)
Пример исторический: если русский мужик оказывался в упоминаемую страду не в состоянии сам засеять свою полоску земли в надлежащие сроки - заболел, подвернул ногу, - то принималось решение «всем миром» объединиться. И все полоски засеять. А кого не забывали? Того, кто умел жить в общине! И знаменитая «помочь»: когда в воскресенье (именно в воскресенье, когда работать грех!) в деревне «ставят на мох» дом. Строят за один день, а потом столы до горизонта - это святое.
Кстати: те, кто жил в Средней Азии подтвердят, - там все точно так же, только вместо переноски к месту стеновых бревен, глину с соломой месят ! Называется это хашар.
Вспоминая ещё раз «военную» тему, - победа 41-го года под Москвой неотделима от Гвардейской Панфиловской дивизии, формировавшейся, как известно, в Средней Азии. И там во всех странах, казалось бы, от России отделившихся, и сейчас 9-е Мая, по- прежнему, - День Великий.
Более того, возвращаясь к одному из начальных вопросов: мало кто знает, что в гитлеровской Германии была специальная программа формирования воинских частей из пленных советских воинов, - выходцев из Среднеазиатских Республик. Ведь имели место быть упоминавшиеся карательные экспедиции Красной Армии 20-30 годов по тем местам. Но, провалились эти планы, к удивлению гитлеровских идеологов, - туркмены, таджики, киргизы, казахи и узбеки, не более трех десятков слов то по-русски знающих, даже желтолицыми будучи, в неволе с гордостью называли себя русскими. И против братьев своих воевать отказывались. Почему? Да просто перед лицом общего врага объединились с народом аналогичного менталитета.
Коллектив, это команда, отобранная по специальному алгоритму (с обязательной отбраковкой неподготовленных) для исполнения какого-либо конкретного задания. Они все думают одинаково. Лидер, как правило, - самый из присутствующих квалифицированный.
Община, это группа людей, собранных по принципу , - «…кого Бог пришлёт…». Они все думают об одном, но по разному. Это и будет основой для организации кругового творческого поля. В котором и возникнет принципиально новое, творческое решение.
Из этого же проистекает особая, жертвенная традиция нашего народа. «…Сам погибай, а товарища, - выручай…..!»
Именно по этой причине т.н. «Автаркия» (самоизоляция в целях самосохранения) никогда не будет принята Россией как вариант решения своих внутренних проблем и задач. Если «спасаться», то исключительно «всем миром»…! Даже в планетарном масштабе, - всем человечеством…!
5. Особая геомагнитная обстановка (чувство Родины, Родной Земли).
Истинный патриотизм, как бы то ни было, начинается с ОСОЗНАНИЯ УНИКАЛЬНОСТИ как своей земли, на которой вырос, общества, в котором пребываешь, семьи, которая тебя взрастила….! А также и гордости за уникальность СВОЮ ЛИЧНУЮ. И если есть осознание, что данная уникальность личная, - всего лишь следствие уникальности главной,
Автор этих строк в 1982 - 83 годах участвовал в Полярной научно-исследовательской экспедиции на собачьих упряжках по северному побережью России от Уэлена (Чукотка) до Мурманска. И в свое время наблюдал известное явление: из-за магнитных бурь приезжее со всего Союза население в промышленных центрах (Норильск, Певек и др.), вынуждено было прекращать работу по причине плохого самочувствия. И, по признанию руководителей, на непрерывном производстве, возле мартенов, в частности, приходилось оставлять именно уральцев. Признаюсь, в то время это воспринималось как дежурный комплимент нашей экспедиции, на 95% укомплектованной уральцами.
А чем же уральцы и в то время отличались от остальных жителей тогдашнего СССР ? При дальнейшем исследовании выяснилось, что именно наличествующая на Урале высокая концентрация близко залегающих рудных тел создает особый геомагнитный фон. Который и формирует первичную устойчивость к магнитным бурям космического происхождения.
Итак: особая геомагнитная обстановка, уникальная климато-география и ряд других факторов позволяют сделать вывод, что «опорный край Державы» формирует у человека уникальную адаптивные и креативные способности. Причем как у коренного населения, родившегося на территории, так и у приезжих, через несколько лет проживания.
Дальнейшие исследования показали, что уральский «феномен», - всего лишь яркое проявление повсеместного свойства всей российской (и стран ближнего зарубежья) территории. Более того, есть основания предполагать, что «магнитная» составляющая, - всего лишь фактор, фиксирующийся современными техническими средствами. Потому огласим гипотезу: Многочисленные физические поля (создающиеся не только близко залегающими полезными ископаемыми), и формируют у русского человека особое состояние, называемое способностью к творчеству.
И способность эта проявляется в первую очередь в умении самостоятельно ориентироваться в сложных, быстро изменяющихся ситуациях, которые принято называть экстремальными. Где на первый план выходят не фундаментальные, заранее подготовленные знания и квалификация (а тем более, - материальное снаряжение), а сама способность к творчеству.
Становится объяснимой и та самая «непонятная тоска по Родине» русского человека при пребывании на земле иной.
8. Многонацинальность.
Вспомним исторические факты: когда около пятисот лет тому назад Европа разделилась на мононациональные государства, Россия и страны нынешние сопредельные пошли по пути иному. Центральная Европа после второй мировой войны на протяжении десятилетий была эталоном стабильности. Во многом благодаря тому, что практически все страны были образованиями мононациональными, с внутренними особенностями, со специфическим законодательством каждая. И если «ходили друг к другу в гости», так не иначе, как после изучения «чужого монастырского устава».
Конечно, зависть к соседу по поводу его «лучшей» жизни вряд ли отсутствовала. Однако была и относительная стабильность…
Принципиально иная ситуация возникла с объединением, произошедшим пятнадцать лет тому назад. Считая социальные проблемы следствием исключительно экономического неравенства (абсолютно по Марксу), предполагали найти единый ответ через объединение экономик.
Конечно, процесс «ликвидации» государственных границ (единые паспорта) прошел легко, также как и введение единой валюты. Сложности начались, когда попытались создать единую общеевропейскую Конституцию. Казалось бы, признание примата общечеловеческих ценностей для всех очевидно. Однако оказалось, что, проговаривая эти самые ценности и формально со всеми соглашаясь, немец, француз, поляк и испанец подразумевают под этим совершенно разные, зачастую принципиально взаимоисключающие понятия.
Очевиден печальный итог: в «нулевых» годах, после многолетних взаимных «жестких» консультаций на грани разрыва отношений текст Конституции Общеевропейской был Европарламентом утвержден. И представлен к ратификациям на внутринациональные референдумы. «Звонок» прозвучал сразу же, - возникло общественное общеевропейское же движение «против». Сочли его примитивным ретроградством и организовали для начала голосование в странах, правительства которых были главными инициаторами объединения. Итог был поистине шокирующим: население вначале Франции, а затем Германии проголосовали «против»!
Состоявшееся ещё в октябре 2007-го подписание Конституции Главами Государств и Правительств фактически никоим образом ситуацию не изменило. И, как ни печально, напряжённость в Европе по этой причине нарастает...! Тем более, когда через «открытые» границы в Европу хлынул поток эмигрантов с Арабского Востока. Чего европейский менталитет вообще не предусматривает.
Кульминация, - грядущее отделение Великобритании от Евросоюза.
В России же изначально более двухсот пятидесяти наций и народностей проживают вместе. Причём не в примитивной, так ныне популярной, «толерантности», но на прннципах взаимоинтереса.
В этой обстановке интерес к ценностям культуры иной пробуждает потребность углубиться с культуру и традицию свою. Последнее и является залогом воспроизводства культуры, казалось бы, временно утраченной.
9. Многоконфессиональность.
Практически все конфессии, наличествующие на планете Земля, присутствуют (и значительно) в России.
10. Многоосновность России
Россия — это не Запад, и не Восток, Россия — это Север. Причём все три (как минимум) мировоззрения в России присутствуют в сопоставимых . Кроме того, они же ещё и дифференцируются, в соответствии с Русской Лествицей, на восемь, т.н. основ. Опираясь на работы Н. Я. Данилевского [1] об одно - и многоосновных странах (не потерявшие актуальности доныне), автором данной работы проведено исследование [2] . И сделан парадоксальный, на первый взгляд, вывод: в многоосновном русском сообществе любой закон (либо правительственное постановление), будучи принятым в соответствии с традициями европейским (одноосновными) , будет отвечать интересам, в лучшем случае, - одной восьмой (?!) части населения (!). Поэтому работать не может по определению (в отличие от одноосновных, где Закон отвечает интересам не менее 75-80% граждан).
Объяснение возникших в Европе вышеозначенных [8] проблем элементарно, - когда-то однонациональные и одноосновные европейские страны, объединившись, создали тем самым общество многонациональное и многоосновное. Соответствующих же принципиальных изменений в структуру управления и методику принятия решений, - не внесли.
Россия, как страна многоосновная, избрала себе путь иной. Оказался он более сложным, потери были значительные, но смогли именно на нашей земле, в России и нынешних странах СНГ, сохранить многовековые традиции совместной жизни многих народов на единой земле. Традиции эти не совпадают (и не могут совпадать) изначально с известным римским демократическим правом. Необходима инновация, - можно даже привести известные исторические зарубежные аналоги, - право византийское, а также Законы и традиции средневековой Венецианской Республики.
Для России же актуален наш изначальный русский Покон.
11. Соборность
В основе ныне активно возобновляемых Копного и Вечевого Права как раз лежит Соборность. Главная идея Собора (в отличие от парламентских традиций, - голосование, - (50% + 1голос - есть выигрыш)), принятии решения абсолютно сознательным единогласием.
Европейская традиционная конфликтология считает таковое принципиально неосуществимым, Было ли это реализовано на Руси ? И если «да», то каким образом, за счёт какой методологии и организации ?
Справка: В традициях Русского Вече «сходатаями» (делегатами) даже самого нижнего уровня (от девяти хозяйств на сельском сходе) могли выступать личности, имеющие [11]:
- ясное, устойчивое самоопределение в конкретной национальной культуре, традиции или Вероисповедании:
- чёткое знание предела своих компетенций и открытое декларирование этого;
- открытость личной системы, открытость к восприятию нового, обучаемость, адекватная реакция на критику;
- наличие чувства юмора, умение признавать ошибки и смеяться над собой;
- личное жильё (хозяйство), семью, детей, внуков.
- личный творческий проект (любого уровня) как результат способности к созидательной деятельности.
Не имеющий в наличии хотя бы одного из данных требований мог представлять свою общину лишь при ЕДИНОГЛАСНОМ одобрении всеми участниками как «нижнего» схода, так и «верхнего».
Именно таковой способ определения «легитимности» (в отличие от европейского (один человек, - один голос)) и обеспечивал возможность стопроцентного единогласия.
12. Софийность (Божественная Мудрость)
Софийность, есть важнейший элемент русской культуры, лежащий в её основе и определяющий поведение русского человека в важных жизненных ситуациях. Дословно «с русского на русский» переводится, как божественная мудрость первоистоков от сотворения мира.
Для соблюдения правила Софийности в государственном масштабе, после Вселенского собора о выдвижении Царя на Царство или Патриарха на Владычество происходил обряд Миропомазания на Царство, после которого Царь или Владыко выступал от имени и под покровительством Бога [8]. Как же в таких обстоятельитсвах реализовалось единство всего сообщества ?
В повседневной жизни, особенно, в удалённых районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, для проявлении Софийности существовала (и ныне здравствует) особая традиция.
Известно, что традиционно на Руси, человека, не обладающего мышлением системным, не способного учитывать интересы изменяющегося окружающего мира и потребности соратников, именовали не иначе как «….Без Царя в голове…». Потому зададимся вопросом: как возможно русскому человеку, находящемуся территориально за десятки тысяч вёрст от Столицы, при отсутствии технических средств прямой связи, по необходимости быть «единым с Государём» ? И принимать решения, руководствуясь не только местными обстоятельствами, но и интересами всей Державы ?
Как же преодолевался «фактор расстояний» ?
Известно, что на Руси изначально и поныне существует Вероучительная традиция Всенощного Бдения.
Напомним: накануне очередного Престольного Праздника, вечером (на Камчатке или Дальнем Востоке, к примеру), русские люди всех конфессий собирались, каждый в своём Храме, на всю молитвенную ночь. Далее, - вечер наступал в Забайкалье, народ там так же приходил в Храм. Затем постепенно, присоединялись к ним сибиряки, уральцы, волжане….
Вечер приходил в Столицу, Государь также, как простой мирянин, входил в Храм. А на Востоке страны уже наступало раннее утро…..
И в какой-то момент все русичи были в едином «молитвенном пространстве. Фактически через Божественную Мудрость соединяясь с Государём….!
И, в итоге, выходили из Храмов каждый «…с Царём в голове…».
Справка: нынешние общеизвестные «вебинары» и «скайп-конференции», - всего лишь примитивные механические «протезы», пытающиеся подменить изначальное русское свойство.
13. Православное многоконфессиональное мировоззрение
Уточнить следует, чтобы, не дай Бог, не обидеть инославных, - речь идёт о православной культуре, которая, как державообразующий становой хребет, во все века соединяла Россию. Эта культура учитывает все без исключения российские инославные мировосприятия. Корни православия уходят еще в дохристианские времена, причем не только в российском масштабе.
Православную культуру следует рассматривать именно не как Веру в чистом виде, но как философско-мировоззренческую систему, которая отвечает на все без исключения жизненные вопросы. Причем ответы данные, грамотно сформулированные, понятны даже атеисту.
Именно Православные традиции включают в себя те самые необходимые приемы общения с представителями Инославных конфессий и граждан различных психотипов. Если вспомнить об этом, то проблемы межнационального общения не только отойдут сами собой, но и станут сами по себе благодатной почвой для совместного творчества.
В сущности, Православие являет всему миру давно известные примеры решения проблем самых актуальных. Первый шаг уже сделан, казалось бы, исключительно Православный праздник Казанской Божьей Матери в нынешней России объявлен Днем Национального Единства. Причем с несомненным искренним одобрением со стороны буддистов, иудеев и, естественно, мусульман. Женское начало России, воплотившееся в образе Богородицы, не могло не объединить всех.
14. Честь как самостоятельная ценностная категория.
Клянусь Честью…! Задумаемся, почему именно такое слово, считается последней инстанцией, превыше присяги, обещаний, подписей и печатей ?
Почему главные герои литературных произведений наших Поэтов-Вестников, - А.С. Пушкина и М.Ю Лермонтова честь ставили намного выше даже «самого дорогого» (по атеистически), - жизни? Почему они и своими мужественными кончинами своей земной жизни подтвердили всё, их словами сказанное.. .? И задали пример для подражания молодёжи ?.
Дуэль ! В чём отличие русской дуэли от европейского и восточного поединка ?
Поединок, - способ физической ликвидации нечестивца. Дуэль тоже (в третьей и четвёртой части «Дуэльного кодекса» (В. Дурасов)) [13] предусматривает подобное, лишь как мера крайняя..
Основная же задача, - восстановление чести самого оскорбителя, тем более, если тот искренне не ведает тяжести своего поступка. И может навлечь , как следствие, беду на себя и своё окружение.
И вызывающий на дуэль своим вызовом фактически утверждает: я готов рискнуть своей жизнью ради восстановления чести моего оскорбителя…!!
15. Первичность нравственно-патриотического воспитания
Историческая основа: в качестве прототипа рассмотрим принципы как формирования, так и функционирования русских общин.
К примеру, казаки, как отдельное общественное сословие в Российском государстве, наиболее соответствующие корневой Традиции, охраняя дальние рубежи державы, обладали достаточно высокой степенью самоуправления. И даже пользовались льготами при налогообложении. Взамен они поставляли в армию не простые отряды новобранцев, а подготовленные, обученные и снаряженные подразделения. Способные при необходимости выполнять ответственные боевые задания буквально «на следующий день» после объявления мобилизации[6],
В мирное же время воинские общины не требовали от государства практически никаких внешних ресурсов. Достаточно было государственных гарантий на возможность мирно обрабатывать землю.
И именно эта тройственная роль Воина в обществе: «воспитатель-землепашец-воин» и определяла некое особое состояние его души как в мирное, так и в военное время.
Действительно, представим состояние пахаря, который трудится на земле. Помимо природных экстремальных факторов, обусловленных зоной рискованного земледелия, на нем был еще груз постоянной готовности «выступить в поход». Поэтому под угрозой вероятности оставить хозяйство на жену и детей, он вынужден был успевать производить ежедневный «задел» на будущее и работать, как минимум, «быстро и качественно».
В то же время, будучи призван для ведения боевых действий, он ни при каких обстоятельствах не мог на фронте долго задерживаться, даже если наличествовало достаточно высокое денежное жалование. Постоянный груз ответственности за семью, оставленную без главного работника, заставлял русского воина стремиться к быстрейшему завершению кампании, т.е. к необходимости воевать «быстро и качественно».
Такие неотъемлемые качества воина как честь, достоинство, высочайший профессионализм и постоянная боевая готовность обуславливались соответствующим тщательно «отрегулированным» культурно-хозяйственно-бытовым укладом. Сама методика подготовки принципиально отличалась от общеизвестной военно-патриотической. Она была в первую очередь духовной, нравственно-патриотической.
К примеру, юноши и девушки ещё при знакомстве изначально простраивали свои дальнейшие взаимоотношения в преддверии расставания, связанного с возможным путешествием. В том числе, - и военным! Однако даже «погибнуть доблестно на чужбине» (хотя и воспевалось в песнях), - не считалось показателем квалификации. Вернуться домой с честью и победой, к своему ОСНОВНОМУ занятию - вот главное мастерство истинного воина. Потому в воспитании на первом плане была подготовка именно к мирной жизни. «Боевые» приёмы изучались вторично, с вариантом мирного применения.
При подобной системе воспитания приёмы боевые органично вплетались в молодёжные игры-танцы-хороводы. По этой-то причине и в бой русский воин шёл с полным осознанием необходимости вернуться домой живым-здоровым, с честью и победой.
Непосредственно военная подготовка, согласно критерию устойчивости сложноорганизованных систем [8], не должна была превышать четверть (25 процентов) от общего объёма учебно-тренировочных занятий.
Исходя из такового, в развитие корневых традиций воспитания молодёжи, предлагается:
- переориентация от военно- и гражданско-патриотического воспитания к методикам нравственно-патриотическим;
- общее учебное время, планируемое на Военно- и Гражданско-патриотическое воспитание, - должно составлять не более четверти Программы, и обязательно, в начале занятий (в соответствии с Правилами трансляции информации). В завершение, - не менее 75 процентов учебного времени, - нравственно-патриотическая тема.
16. Тайное нравственно-половое просвещение молодёжи.
В качестве особо яркого примера можно рассмотреть одну «жгучую» проблему, - тему глобальной необходимости полового воспитания. Казалось бы: кто же будет спорить - именно отсутствие традиций полового воспитания в бывшем советском обществе — одна из основных причин нездоровья как личности, так и общества. Почему же эта необходимость повсеместного внедрения массового образования вызывает яростные споры, раскалывающие, порой, даже семьи, не говоря уже об общественных движениях.
Происходят на первый взгляд странные события . К примеру, в начале ещё «нулевых» годов Госдума РФ обсуждает проект Закона о введении в общеобразовательной школе хорошо всем известной пресловутой программы «Планирование семьи». Практически все доводы, - «за». Возразить нечего! И вдруг... на голосовании — дружное «против»! Почему?
И выходит на трибуну всем известная госпожа – яростная сторонница данного проекта и призывает к совести депутатов-мужчин: «Вы же губите здоровье своих женщин…! Да, эта программа несовершенна, но давайте примем хотя бы эту! Ведь у нас, кроме неё, больше ничего нет!» (??!! – авт.)
Позвольте спросить, чего в последнем утверждении больше – искренней наивности, или хладнокровной надежды на нашу безграмотность? Известно, что программа пресловутая внедрялась в некоторых странах в течение нескольких десятилетий. О достоинствах и недостатках её пусть спорят тамошние специалисты. Для России же эта программа при всей своей очевидности и полезности не соответствует некоторым особенностям местного менталитета. Так каким же именно?
Чтобы ответить на предыдущие два, да и на последний вопрос, вспомним как весь «цивилизованный» мир отвечает на первый же вопрос трехлетнего ребенка: «Откуда я взялся?» Отец либо мать откровенно и подробно (с использованием рисованных книжек-комиксов) объясняют всю «технологию», - от знакомства мамы с папой до первых шагов младенца. И ... что естественно, - то не безобразно!
Не будем критиковать их культуру, верования и традиции. Однако те же традиции в России как предписывали отвечать? В три года — «в капусте нашли», в пять, - «в магазине купили», в 10 лет — «аист принес»! [2] И лишь около 14 лет, по пришествии «времени», эта святая истина открывалась. Кстати, кем?
И, главный вопрос: для чего нужна была эта скрытность, эта игра в тайну? Только ли для сохранения, якобы неактуальной, как отмечалось уже, традиции стыдливости?
Ответы можно найти, обратив внимание на следующее обстоятельство:
Если в традиционных как европейских, так и «восточных» культурах «главными и единственными функциями секса[3] являются продолжение рода и удовольствие... (по Э. Берну [7])», то в «северных» и российских традициях кроме продолжения рода (воспроизводства себе подобных) есть еще три ( как минимум (!)) функции, первой равнозначных:
- рождение ребенка, заведомо более здорового и развитого, нежели родители;
- оказание экстренной, наиболее действенной, доврачебной помощи в экстремальных ситуациях в первые же 3-5 минут после трагического события;
- личный духовный рост человека (в восточных вернованиях («тантризм») это доступно исключительно высшим членам общества, т.е. «брахманам», в некоторых же других обществах, при соблюдении некоторых правил, всем без исключения);
И если для простого воспроизводства себе подобных достаточно овладеть «технологией», то для достижения последующих абсолютно обязательна «тайна двоих» (!!!), где только Отец Небесный - посредник.
Причем эта тайна должна пронизывать всю жизнь общины, все ступени образования и воспитания, от рождения до ухода в мир иной. Несоблюдение же «правила тайны» влечет за собой невозможность последние три функции осуществить всем без исключения членам общности.
Именно «тайные» традиции не позволяет здесь обо всём рассказать подробно. Ответить возможно лишь на один вопрос – кем же передавалось детям это святое знание?
Дело в том, что на нашей земле издревле существовал общественный институт «духовных родителей», сохранившийся и с введением тысячу лет назад Православия Христианского. Здесь они называются Крёстными отцами и Крёстными матерями, и, как известно, при крещении проходят полный обряд посвящения. И кроме очень многих обязательств, призваны сообщать своим воспитанникам эти святые тайны. Причём не в публичной лекции (тем более в разнополых аудиториях), а в доверительной тайной беседе, «с глазу на глаз». Что-то подобное существует и в других инославных, традиционных для России культурах.
17. Опережающая доброта как основа личной и общественной безопасности.
Чтобы окончательно разобраться в принципиальной разнице Запада, Востока и Севера (России), обратимся в народным сказкам — своеобразным тысячелетним методичкам по выживанию в экстремальных ситуациях.
Именно в сказках отлично прослеживается и методика принятия решения, и действия, как безграмотные, так и квалифицированные. А также и способность (либо неспособность) быстро исправить первоначальную ошибку. И, самое главное, почувствовать и безошибочно избрать для себя наиболее подходящее.
Итак, сравним сказки по единой, казалось бы, на Западе, Востоке и Севере "теме героя".
Стандартный на Западе сюжет: жестокий дракон терроризирует город! Съедает каждый день по одной красивой девушке! Народ в панике! Король сам бессилен и призывает странствующего рыцаря. И дает наказ. Но как звучит задание: "Вот тебе меч. Избавь от чудища! Справишься, — принцессу в жены и полцарства в придачу!"
Задача ясна: риск, победа и конкретная награда! Но... есть возможность подумать..., и остаться при своем. А с драконом пусть справляется другой...!
На Востоке впримерно аналогичных обстоятельствах считается, что «…..Если очень долго и терпеливо сидеть на берегу реки, то рано или поздно мимо Вас проплывет труп Вашего врага..!"
И еще там есть образ "мудрой обезьяны", которая сидит на дереве и терпеливо наблюдает, как внизу насмерть бьются два тигра...!
А как русских сказках как формулируется задача решающая ?
"….Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что! А к утру не исполнишь — мой меч — твоя голова с плеч!".
Полная неясность, вдобавок без вариантов отказа от задания. А награда какая — всего лишь жизнь..!
Но разве этого мало? И кому же такая задача оказывается по плечу? А тому самому Ивану-дураку (либо Царевичу, что по сути одно и то же), который накануне был изначально добр….!
И приходят к нему и птичка, и рыбка, и даже муравей, которым он когда-то по доброте душевной в чем-то помог... Весь мир окружающий встает на защиту..!
Вот это и есть ключевое земное понятие процесса включения творческих способностей.
И еще, - есть образ богатыря, который, истратив в битве до конца все силы, "припадает грудью к Матери - Сырой Земле"!
И поскольку этот образ существует не только в русских сказках, то мы окончательно определяемся, - русскость - это не национальность. Это, - некое состояние души, вне зависимости от веры, крови, языка и даже цвета кожи.
И, существенная деталь (вспоминаем п. 3) , - к богатырю в сверхсложных ситуациях всегда приходит Женщина-советчица. Это — тоже наше. У России - женское лицо!
(А исключительно ли у России? Известный английский путешественник Ранульф Файнес особо отмечает, что первую идею на грандиозное путешествие выдвинула его любимая жена Джинни!).
Эта особенность в стиле поведения, - дважды подчеркнем, - прослеживается практически у всех народов на нашей территории проживающих, независимо от языка, веры и национальности. Более того, и в других странах немало можно найти достаточно примеров именно " северного " подхода.
18.Самодержавная форма управления обществом
Непрекращающиеся бесплодные дискуссии о возвращении России к Монархической форме управления не учитывают одного из основных факторов. Монархия, - это Европейская единоличная модель управления обществом. Обществом одноосновным, в котором не менее 75 процентов населения думают и действуют одинаково.
Как уже отмечалось выше (10), в многоосновном сообществе решение, принятое единолично в интересах своего ближайшего окружения, будет отвечать интересам, в лучшем случае, одной восьмой (?!) части населения (!).
Трагедия России начала 20 века в том и заключается, что после Церковного раскола (1656 год) высшая власть в стране постепенно, в течение двух с лишним веков трансформировалась в Монархию европейского толка. И её решения, даже самые выдающиеся и «продуманные», заведомо отвергались квалифицированным большинством населения
Самодержец же, в отличие от Монарха, не нринадлежит ни к одной «основе». Он равно уважаем всеми. Потому его долг, - при необходимости «владеть» (устраивать Лад) между взаимоисключающими группами населения.
19. «Триалистическая» северная философия
Именно в России в едином обществе мирно сосуществуют, как минимум, три взаимоисключающих мировоззрения. Есть и граждане, склонные к европейской культуре - стабильной, степенной, неспешной; есть представители восточного менталитета, склонного «семь раз отмерить», прежде чем «отрезать»; и есть сторонники северного, «креативного». Самого нестабильного, но наиболее подходящего для зоны рискованного земледелия.
Каждый конкретный человек, по психофизиологии своей относясь к т.н. соответствующему психотипу, имеет свои особенности характера. Несовместимые с особенностями психотипа иного, но в общественной жизни, - необходимые, (сразу оговоримся, принадлежность эта, в силу ряда причин здесь, в краткой статье, не рассматриваемых, публичному оглашению не подлежит. Это на уровне врачебной тайны, если не выше.)
Итог: Россия не просто северная страна, но и страна многоосновная, где в сопоставимых пропорциях живут представители всех трех менталитетов, причем ни один из них не желает быть в тени, но и не может объявить себя главенствующим.
В итоге каждый гражданин России (а в сущности, - любой «северный» человек, независимо от национальности) четко себя определяя принадлежащим к какому-либо психотипу (наедине с собой, естественно), учитывает интересы всех других, живущих рядом. И мучается от вечного взаимонепонимания, и старается вечно увязать три абсолютно взаимоисключающих интереса.
Нынешние опасения инокультурного мира основаны на ложном представлении, что Россия, «захватив первенство» в мире, будет вести себя по «американскому» принципу лидерства. Россия стремится к роли «ведущего», но не по принципу единоличного доминирования, а по способности разместить всех в творческом кругу. Это становится возможным, основываясь именно на триалоге.
В сентябре 2015 года, на Международном конгрессе по когнитивной лингвистике [10] представлено Авторское определение триалога:
Триалог – общение трех личностей, равно заинтересованных в разрешении обсуждаемого вопроса, находящихся в равновеликом образовательном, имущественном и социальном статусе, и имеющих по поводу разрешения данного вопроса три начальных мнения (равноудаленных и взаимоисключающих).
Началом триалога является признание того факта, что ни одно из стартовых трёх предложений полностью не может быть принято за основу. Итогом триалога является отнюдь не компромисс между известными, привнесёнными извне мнениями, а появление совместного творческого продукта, ранее не существовавшего. Принципиально новой идеи, которая и объединяет всех трёх.
Число участников переговоров, - не менее 3, не более 9 (обязательно, - нечётное (3, 5, 7, 9))
Соответственно, - в воспитательных, образовательных, экономических и политических программах, -переход от диалектической картины мира к триалистической.
Заключение: возвращаясь к изначальной постановке задачи, напоминаем : конечно, каждая из этих особенностей может проявляться в любом сообществе на планете Земля. Вопрос в том, насколько массово данное проявление, какой процент населения конкретной страны придерживается данных традиций.
Есть правило учёта т.н. уровня статистической погрешности. Если процент населения, придерживающегося конкретной традиции, не превышает 3 (трёх), то традиция данная не может быть признана чертой национального характера. Это будет то самое «исключение из правила», которое, как известно, это самое правило и подтверждает. Мы ниже будем рассматривать особенности национального характера русского многонационального народа, свойственные значительному числу населения.
Автор готов рассмотреть любую иную гипотезу, объясняющую «загадки» русского менталитета.
©Чеурин Г.С., 2017
Список литературы
1. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа [Текст] / Н. Я. Данилевский. - Спб.: Универ-т., 1995. - 552 с.
2. Гафнер, В. В. Понятийно-терминологический словарь ОБЖ [Текст] / В. В. Гафнер. - Екатеринбург, 2015. - С. 198-199.
3. Макарова, М. Н. Этнопедагогика и путешествие. Методика организации молодёжной этнокультурной экспедиции «Сибирский путь» [Текст] / М. Н. Макарова. - Екатеринбург: ВИК_МЕДИА, 2011. - С. 12-15.
4. Мурзина, И. Я. Оренбургское казачье войско: культура и быт [Текст] / И. Я. Мурзина, Т. К. Махрова, А. А. Мурзин. - Екатеринбург: Меридиан, 2013. - 208 с.
5. Пресс-конференция глав МИД России, Германии и Польши (10.06.2014) [Электронный ресурс]. - URL:http://www.mid.m/bdomp/ brp_4.nsf/2fee282eb6df40e643256999005e6e8c/1541ac21b8952c8a442 57cf3004cd532!OpenDocument.
6. Чеурин, Г. С. Активная роль армии в России в условиях длительного мирного времени [Текст] / Г. С. Чеурин // Материалы НПК. - Екатеринбург: Кафедра БЖ ИФК УрГПУ, 2001. - С. 34-35.
7. Чеурин, Г. С. Русская традиционная культура путешествий / Г. С. Чеурин // Авторский семинар для преподавателей экологии и ОБЖ.
8. Чеурин, Г. С. Методы преодоления когнитивного диссонанса в русской традиционной казачьей культуре [Текст] / Г. С. Чеурин // Сборник материалов международного конгресса по когнитивной лингвистике 30.09.-02.10.2015. - СПБ, Экономический университет.- С. 806-808.
9. Чеурин Г.С. ЧЕМ РОССИЯ ОТ ДРУГИХ СТРАН ОТЛИЧАЕТСЯ? Текст авторского доклада на конференции в Челябинске. Опубликовано: "Горизонты цивилизации": материалы Седьмых аркаимских чтений : (Аркаим, 24-27 мая 2016 года / под редакцией докт. филол. наук проф. М.В. Загидуллиной. – Челябинск, Энциклопедия, 2016. – 368 с. (стр. 136-146).
10. Чеурин Г.С. МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА В РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЕ. В сборнике: «Язык и сознание в междисциплинарной парадигме исследований»: Материалы международного конгресса по когнитивной лингвистике. (Санкт-петербургский государственный экономический университет, 30 сентября – 2 октября 2015 г.), отв. ред. вып. Т.В.Клепикова / Российская Ассоциация лингвистов-когнитологов, Институт языкознания РАН, Санкт-петербургский государственный экономический университет, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, издательский дом ТГУ им Г.Р. Державина, СПб, ООО «Книжный дом», / 968 с., стр. 872-874.
11. Лебедев К.Е. Личный культурный уровень инструкторов как основополагающий фактор безопасности на программах физического и личностного роста “Лагеря навыка SkillCamp”. - Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения, (Международная общественная организация «Международная академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова») , №4, 2016 г., стр. 156-159
12. Паршев А.П. Почему Россия не Америка , М. 2001, 416.
13. Дурасов В. Дуэльный кодекс. — М., РИПОЛ КЛАССИК, ДАМАРТИС, 2002. - 178 с., ил. |
|
Сведения об авторе
Чеурин Геннадий Семенович - почётный полярник, Действительный член Русского Географического Общества, руководитель Учебного центра по предотвращению социальных и природных чрезвычайных ситуаций экспедиции «Сибирский путь» (г. Екатеринбург), cheurin@gmail.com. 8-992-011-3579
WHAT RUSSIA’S DIFFERENCES FROM OTHER COUNTRIES?
G. S. Cheurin Ekaterinburg, CJES Cossack training, cheurin@gmail.com
Russia has ten fundamental differences both from the West and from the East. Our country - not the West, traditionally considered in the East, and the East («Western» point ofview). Moreover, not a «synthesis of both («Eurasian «approach). Russia - is the North, the third type of civilization. Northern world, including a creative interaction of all three, assumes a fundamental rejection of the military option to resolve the contradictions that can not in principle be resolved through dialogue. We need to move trialogue, which has kept the traditional Cossack culture. Its difference - circular joint decision-making procedure.
Keywords: Russian ten fundamental differences between East and West, Russian traditional culture travel, dialogue, trialogue, cognitive dissonance, Cheurin GS, author’s definition of a trialogue, Cossack traditional culture, the circular method of decision-making.
References
1. Danilevskiy, N. Ya. (1995) Rossiya iEvropa [=Russia and Europe], Spb., Univer-t., 552 p. (In Russ.).
2. Gafner, V. V. (2015) Ponyatiyno-terminologicheskiy slovar OBZH [=Conceptually-terminological dictionary OBZH], Ekaterinburg, pp. 198-199. (In Russ.).
3. Makarova, M. N. (2011) Etnopedagogika i puteshestvie. Metodika organizatsii molodYozhnoy etnokulturnoy ekspeditsii «Sibirskiy put» [=Ethnopedagogics and travel. «Siberian Road» Technique of the organization of youth ethnocultural expedition], Iz-vo «VIK_MEDIA», Ekb, pp. 12-15. (In Russ.).
4. Murzina, I. Ya., Mahrova, T. K. and Murzin, A. A. (2013) Orenburgskoe kazache voysko: kultura i byit [=Orenburgskoe Cossacks: Culture and Life], Ekb, Meridian, 208 p. (In Russ.).
5. Press-konferentsiya glav MID Rossii, Germanii i Polshi [=Press conference of foreign ministers of Russia, Germany and Poland], available at: http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/2fee282eb6df40e6432 56999005e6e8c/1541ac21b8952c8a44257cf3004cd532!OpenDocument, accessed 12.04.2016. (In Russ.).
6. Cheurin, G. S. (2001) Aktivnaya rol armii v Rossii v usloviyah dlitelnogo mirnogo vremeni [=The active role of the army in Russia in the conditions of a long peace-time], Ekb., pp. 34-35. (In Russ.).
7. Cheurin, G. S. Russkaya traditsionnaya kultura puteshestviy [=Russian traditional culture travel], in: Avtorskiy seminar dlya prepodavateley ekologii i OBZH [=Author Workshop for environmental educators and life safety]. (In Russ.).
8. Cheurin, G. S. Metodyi preodoleniya kognitivnogo dissonansa v russkoy traditsionnoy kazachey culture [=Methods of overcoming cognitive dissonance in Russian traditional Cossack culture], in: Sbornik materialov mezhdunarodnogo kongressa po kognitivnoy lingvistike [=The collection of materials of the International Congress on Cognitive Linguistics], SPB, Ekonomicheskiy universitet, pp. 806-808. (In Russ.).
9. Cheurin GS THAN RUSSIA FROM OTHER COUNTRIES DIFFERENT? The text of the author's presentation at the conference in Chelyabinsk. Published: "Horizons of civilization" in: proceedings of the Seventh Arkaim readings : (Arkaim, may 24-27, 2016 / under the editorship of doctor. filol. Sciences Professor M. V. Zagidullin. – Chelyabinsk, Encyclopedia, 2016. – 368 p. (p. 136-146).
10. Cheurin GS METHODS of OVERCOMING COGNITIVE DISSONANCE IN RUSSIAN TRADITIONAL COSSACK CULTURE. The book "Language and consciousness in the interdisciplinary paradigm of research": proceedings of the international Congress on cognitive linguistics. (Saint-Petersburg state economic University, 30 September – 2 October 2015), resp. ed. vol. T. V. Klepikova / Russian Association of linguists-kognitolog, Institute of linguistics, RAS, Saint-Petersburg state University of Economics, Tambov state University named G. R. Derzhavin, Tambov, publishing house of TSU named after G. R. Derzhavin, St. Petersburg, OOO "publishing house", / 968 p., p. 872-874.
11. Lebedev K. E. Personal cultural level instructors as a fundamental factor in security programmes for the physical and personal growth “Camp skill SkillCamp”. - Bulletin of the Academy of youth tourism and local history, (international public organization "international Academy of youth tourism and local history named A. a Ostapets-Sveshnikov") , №4, 2016, p. 156-159
12. A. Parshev Why Russia is not America , M. 2001, 416.
13. Durasov V. Dueling code. — M., RIPOL KLASSIK, DEMARTIS, 2002. - 178 p., Il.
[1] Дополненный текст авторского доклада на конференции в Челябинске. Опубликовано: "Горизонты цивилизации": материалы Седьмых аркаимских чтений : (Аркаим, 24-27 мая 2016 года / под редакцией докт. филол. наук проф. М.В. Загидуллиной. – Челябинск, Энциклопедия, 2016. – 368 с. (стр. 136-146).
[2] И, заметьте, - ни в коем случае не меняя указанную последовательность…!
[3] Прошу обратить внимание, - именно в русском языке (при всём его богатстве разнообразии) НЕТ эквивалента пресловутому сексу ! Случайно ли ? А уж про этимологию самого слова «удовольствие» вообще умолчим…