«Не будем унывать!
Коль у невесты плечи
Не слишком уж худы и речью не из дур,
-- Ту се кон ве!..
Спускай стрелу, амур!
Как пулю от врага — её я грудью встречу.»
(с.) Поручик Дмитрий Ржевский
Как известно, в основу сценария «Гусарской баллады» легла пьеса Гладкова «Давным-давно»,
шедшая в то время в Театре Советской Армии
Это были первые пробы стихотворчества Эльдара Рязанова, который впоследствии
сам стал писать стихи.
В 1962 г. Эльдар Рязанов поставил героическую комедию «Гусарская баллада» о храброй
кавалерист-девице Шурочке Азаровой (ее прообразом была Надежда Дурова)
Эльдару Александровичу стоило огромных усилий убедить киноначальство, что фильм вовсе
не искажает русскую историю, а романтизирует ее.
Съёмочная группа фильма «Гусарская баллада»
Из воспоминаний Эльдара Рязанова: «Часть событий происходила в усадьбе небогатого помещика.
Как ни странно, найти подходящую усадьбу оказалось делом довольно нелегким.
Сохранились дворцы крупных аристократов, князей, а небольших поместий нет,
они варварски уничтожены в революционные и послереволюционные годы.
После долгих поисков мы набрели на рощу вековых лип — первый признак старого дворянского гнезда.
Но самого дома уже не существовало.
Роща укрывала полуразвалившуюся церквушку и заросший ряской пруд.
Мы решили, что церковь перестроим в здание усадьбы, вековые липы станут нашим парком,
пруд очистим, установим скульптуры, разобьем клумбы, посадим цветы, возведем ограды,
и у нас получится красивое и изящное поместье майора Азарова, дяди героини.
Художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников, с моей точки зрения, справились с этим на славу».
Из воспоминаний Эльдара Рязанова:
«Одним из героев фильма, вернее, героинь, должна была стать полная
тонкого очарования русская природа.
Я хотел, чтобы у зрителя возникало чувство: за такую прекрасную землю надо драться и умирать!
Тем временем началась настоящая охота за снегом.
Сперва снимали в тени – там где сугробы таяли медленнее. Потом углубились в леса…
Снег подвозили на машинах.
Так, эпизод ночной драки в усадьбе Азаровых снимался уже в конце апреля,
когда снега не осталось в помине…
На съёмках фильма «Гусарская баллада»
Весь двор усадьба засыпали опилками, мелом и нафталином.
Крышу покрасили в белый цвет.
Хуже всех пришлось Татьяне Шмыге — красавице Жермон:
у нее от такой ядреной зимы слезились глаза и покраснел нос. Актриса была аллергиком…
На роль поручика Ржевского пробовалось много известных актеров.
Яковлев оказался в числе последних. Но он так полюбился Рязанову, что тот забыл задать ему
любимый вопрос о лошадях…
И зря. Когда поручик Ржевский прибыл — то удивил всех вопросами о том, что такое проскок и подпруга.
Общими усилиями его посадили на лошадь — и он тут же свалился.
А когда кони рванули — уцепился за шею лошади обеими руками…
Его спасло только актерское умение концентрироваться в одну секунду.
Уже через несколько дней он уверенно держался в седле…
Алисе Бруновне Фрейндлих Рязанов прочил главную роль в своей ленте «Гусарская баллада».
Однако в самый последний момент главную роль Рязанов вдруг отдал Ларисе Голубкиной,
витиевато извинившись перед своей питерской любимицей:
«Алиса, ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!»
Пробы к фильму «Гусарская баллада»: Лариса Голубкина, Валентина Малявина,
Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих.
Лариса Голубкина училась на втором курсе ГИТИСа, когда ей поступило предложение
Эльдара Рязанова сняться в «Гусарской балладе».
«Предложение меня просто вдохновило. Я неслась на «Мосфильм» как сумасшедшая.
Мне казалось, что роль Шурочки полностью совпадает с моим характером, с моим настроением.
До меня на эту роль пробовалось много актрис, талантливых, превосходных,
но меня выручила моя молодость. И внешние данные.
Шурочка — гусар-девица; когда на меня надели гусарский мундир, он сидел на мне будто влитой.
Гусарская баллада» принесла Ларисе Голубкиной невероятную популярность.
Даже отец, не одобрявший профессиональный выбор Ларисы, после выхода фильма
«Гусарская баллада» изменил свое отношение к актерской профессии.
И, по словам самой актрисы, гордился своей дочерью.
После «Карнавальной ночи» Рязанову было очень трудно «пробить» кандидатуру
Игоря Ильинского на роль фельдмаршала Кутузова
«Как? — возмущались киноначальники. — Огурцова в фельдмаршалы? Ни за что!».
Эту блестящую костюмную комедию можно по праву отнести к народным фильмам.
Об этом говорит не только большое количество разошедшихся на цитаты крылатых фраз,
но и множество анекдотов (в основном, правда, неприличных) о поручике Ржевском,
ставшем для наших зрителей таким же фольклорным героем, как Чапаев и Штирлиц.
Запоминаются единственная, но яркая роль в кино Татьяны Шмыги,
первая и лучшая роль Ларисы Голубкиной.
И музыка Тихона Хренникова тоже замечательная.
Источник: y4astkoviu