
Художник Юлий Юльевич Клевер родился в январе 1850 года в эстонском городе Дерпте (ныне Тарту), его родители никакого отношения к искусству не имели: отец ,
магистр химии, преподавал в университете, семья была большой, шумной. Здесь ценили шутку, любили праздники, общие застолья.
В семье чутко уловили, что маленький Юлий – художественно одаренная натура. На семейном совете решили: следует отдать Юлия учиться к профессиональному художнику. Им оказался живописец Карл Кюгельхен, по национальности немец.
Сдав выпускные экзамены в гимназии, Клевер поехал в Петербург и поступил в архитектурные классы Академии художеств поскольку отец живописца справедливо полагал, что профессия архитектора более перспективна для сына.
Юлий целый год учился на архитектора, а потом перевёлся в класс пейзажной живописи, к педагогам Михаилу Клодту и Сократу Воробьёву. Но с педагогами у будущего художника «случилось полное несовпадение» и Юлий Юльевич оставил стены Императорской Академии художеств по собственной воле и в 1870 году молодой человек оказался на вольных хлебах с самыми туманными перспективами на будущее.

Окрестности Петербурга. Лахта


Пейзаж с лодкой
Как же молодой недоучившийся художник не затерялся среди своих именитых собратьев? А в этот период творили не просто великие русские пейзажисты, а просто колоссы пейзажной живописи мирового уровня.
Юлий взялся за кисть и много работал, и его работы были удивительно хороши. Художник великолепно писал солнечный свет: пейзажи наполнены лучами солнца, восходы и закаты божественно хороши, а снежные сугробы безжалостно холодны. Клевер обладал ещё одним бесценным даром – обозначить своё место: где ему угодно и как ему угодно. Дар действительно бесценный, когда новая эпоха полна катаклизмами в живописи и катастрофами в жизни общества. Мир стремительно менялся, живописцы устремлялись за новыми веяниями, а неунывающий Юлий Клевер продолжал писать свои солнечные пейзажи, публика покупала, и всегда хотела покупать его сказочные полотна.



Красная шапочка

Лето

Будет дождь

Рыбак

Вечер

Пруд с лилиями

Старинная усадьба

Ельник

Запущенный парк

Вечерняя тишина

Беларусь .Усадьба

Дама. идущая к усадьбе

Осенний закат
Клевер создал свой уникальный стиль, который завораживал зрителя: некоторая доля декоративности, в основе сюжета таинственное и заброшенное (полуразрушенное) место, и всё это освещено закатным (восходящим) солнцем, лучи которого придают пейзажу мистическое, порой зловещее, содержание. При этом полотна художника невозможно назвать нереалистичными и абсолютно надуманными. Есть доля сказки, мифа, страшилки. Но полотно смотрится, как реальный живой пейзаж. В этом и заключается особый дар и уникальный почерк Юлия Клевера.

Берёзы






Рыбацкая деревня
Юлий Клевер - удивительный пейзажист из числа тех, о ком говорят: «Художник от Бога». Немец по национальности, он был по-русски щедр и расточителен. Зарабатывал очень много, и так же много и быстро тратил, раздавая деньги приятелям, а то и совсем незнакомым людям. Мог нанять целый пароход с оркестром и прокатить после спектакля всю труппу Александринского театра по ночной Неве.

Забытое кладбище

В 1874 году состоялась первая персональная выставка Юлия Юльевича Клевера. Художник в тот год исполнилось 24 года. Это был вызов художественному сообществу. Признанные мэтры, такие как Клодт или Айвазовский, могли позволить себе персональную выставку. А чтобы начинающий, по сути художник-самоучка… Это больше чем скандал.
И тем не менее, организованная в стенах Общества поощрения художников имела громкий успех. И уже через два года Клевер проводит вторую персональную выставку, на которую представил 40 новых работ. Эту выставку посетила императорская семья и Александр II приобрёл для своей галереи один «примечательный пейзаж». После такого успеха художник-недоучка был удостоен, сразу, минуя квалификации классного художника, звания академика Императорской Академии художеств. А буквально через несколько месяцев после возведения в академики Клеверу было присвоено звание профессора. А профессору полагалась казённая квартира и мастерская.
В академическую квартиру Юлий Юльевич въезжал уже женатым человеком.




В ту пору в моду просто ворвались «передвижники». Клевер не стал гнаться за модной тенденцией и продолжал писать свои солнечные пейзажи: прибалтийские земли, чаще зима или осень, волшебный солнечный свет, восход или закат. Публике работы художника нравились, персональные выставки Клевера проходили по всей России и в Европе. И всегда с большим успехом.
Члены царской семьи и Павел Третьяков достаточно регулярно приобретали новинки. И очень скоро сложилась такая атмосфера в высшем обществе, что отсутствие пейзажей Клевера в семейной галерее почиталось за дурной вкус.





Юлий Юльевич много работал и много зарабатывал. Впрочем, деньги у художника не задерживались и он слыл «человеком широкой души». Талант «скопить и приумножить» у Клевера отсутствовал напрочь. И если деньги в доме заканчивались (а такие конфузы случались весьма часто), то живописец брался за кисти и писал новый шедевр. Для него было проще написать и продать, чем откладывать и экономить.
Современники отмечают, что Юлий Юльевич был человеком лёгким, жизнерадостным, беспечным и совсем не жадным. Впоследствии многие из учеников Клевера с трогательной благодарностью вспоминали, что учитель мог выкупить у студента все имевшиеся в наличии эскизы за очень хорошую цену – только для того, чтобы помочь нуждающемуся, и при этом не ставить студента в неловкое положение.
А в 1890-х годах произошел драматический поворот в жизни Юлия Юльевича: после произшедших в Академии неприятных событий, друзья посоветовали Юлию Юльевичу временно уехать из России, что он, с болью в сердце, и предпринял. уехав с семьёй в Германию.
На новом месте художник много работал и очень скоро стал известным и востребованным живописцем, картины которого европейская публика любила, выставки посещала и заказы, снова, сыпались как из рога изобилия. Но Клевер мечтал вернуться в Россию.

Зимний пейзаж





И мечта художника сбылась в 1915 году. На Московском вокзале столицы Клевера встречала огромная толпа: коллеги и друзья, почитатели таланта. С оркестром и цветами, прочувствованными речами и, по русскому обычаю, поцелуями. Страна изнемогала под бременем войны, в воздухе уже пахло грядущей революцией, а вновь обретший родину художник с головой погрузился в работу: он путешествовал по западным губерниям России, и писал, писал, писал, организовывал выставки и новые публикации, и снова писал. Не взирая на рушащийся вокруг мир.


Зимняя дорога

Зимний пейзаж
Этот счастливый дар востребованности не оставил Юлия Клевера и после революции. Художник, как и многие из оставшихся в России коллег-живописцев, пользовался поддержкой нового «Общества художников имени Архипа Куинджи», получил должность заведующего кафедрой монументальной живописи в Высшем Художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной, одновременно преподавал в Академии художеств.



Лесной царь
Много работал и был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Нужно сказать, что в советские времена Клевер не был включён в пантеон «великих и обязательных», но от этого не стал менее востребованным. А тайна это «всепогодного успеха» очень проста – нужно внимательно всмотреться в работы Юлия Юльевича Клевера. И тайна станет явью.
Скончался художник в декабре 1924 года. Похоронен на Смоленском кладбище в городе Ленинграде. Картины художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее и в музеях многих городов, как в России, так и далеко за её пределами.
Несколько советских десятилетий имя художника Юлия Юльевича Клевера старались в России не вспоминать. Будто и не жил этот человек в нашей стране. Почему? Потому что Клевер считался до революции салонным художником, любимым живописцем императорской семьи, а значит, ненужным и вредным для "строителей коммунистического общества".

Оттепель


Клевер прожил счастливую жизнь. В ней было все: талант, вера в успех, поиски своего художественного стиля, выставки, триумфы, друзья, любовь, семья, денежный достаток, поездки за границу, обожание зрителей, страсти, гонения, бедность…
Произведения Клевера когда-то знала и любила вся Россия. Его пейзажи пользовались широчайшей известностью. Тысячи репродукций с многочисленных картин Клевера расходились по стране, далеко за пределы Петербурга, в котором художник работал большую часть жизни.

 | |
|
|