Вы делали покупки, о которых потом сожалели? Есть ли в вашем шкафу вещи, которые вам, в сущности, не нужны? Просит ли ваш ребенок о новой игрушке, хотя дома лежат почти такие же?
Проблема даже не в том, что наши дома забиты вещами, которые мы не используем. Проблема в том, что обладание ими не делает нас счастливее. Статистика говорит, что в развитых странах уровень депрессий, суицидов, алкоголизма, тревожных расстройств и общая неудовлетворенность жизнью выше, чем 50 лет назад.
Почему же мы ищем успокоения в шопинге, если он не приносит счастья? Виной тому – так называемый, примитивный мозг – та часть головного мозга, которая роднит нас с нашими животными предками. Эта часть мозга отвечает за выживание особи и выживание вида (то есть, размножение). Она настроена на получение ресурсов и на защиту от возможных угроз. Эта часть мозга настолько сильна, что нам сложно не реагировать на еду, секс и опасность. Поэтому так часто в рекламе используют фотографии аппетитной еды и привлекательных людей или пытаются манипулировать сознанием покупателя, вызывая у него страх чего-либо.
Однако, в примитивный мозг заложено только желание ХОТЕТЬ больше ресурсов. Насыщение и наслаждение результатом автоматически в мозг не заложено. Исследования мозга показали, что один из гормонов удовольствия – дофамин - выделяется, когда человек думает о покупке и решает покупку совершить. Но действует этот гормон ровно до момента совершения покупки. Как только вещь куплена, действие дофамина сходит на нет в течение минут.
Другое исследование, проведенное в Боннском университете, показало, что люди хотят иметь не просто БОЛЬШЕ, а больше, чем другие. Как ни странно, по размеру зарплаты не предскажешь удовлетворение человека работой. Счастливее не тот, у кого больше денег, а тот, у кого денег больше, чем у соседа, коллеги или бывшего одноклассника.
Кстати, бренды воздействуют, в том числе, на примитивный мозг. Я упомянула, что примитивный мозг реагирует на опасность. Бренды «успокаивают» его, бренды знакомы и потому психологически безопасны. Это подтверждают исследования, показывающие, что человек в расстройстве чувств, со сниженным настроением или в состоянии тревоги чаще покупает вещи уже известных ему марок. Когда же человек в спокойном или приподнятом расположении духа, то он более открыт к тому, чтобы пробовать новое.
Что же делать? Помнить, что примитивная часть вашего мозга не знает слов «Хватит» и «Достаточно». Сознательно себя останавливайте, удерживайте от покупки некоторых вещей. Вы ведь уже знаете, что как только вы их купите, радость обладания продержится недолго. Переключайте себя на то, что у вас уже есть, радуйтесь этому. И лучше не ходите по магазинам, когда вы расстроены или озабочены. Примитивный мозг в таком состоянии активнее, и вам будет сложнее противостоять его требованиям купить то-то, а еще и вот это.