Как известно, штампы – не самое новое изобретение человечества, и даже можно сказать, что оно является одним из самых древних. Истории о том, каким образом люди традиционных культур использовали штампы, продолжатся рассказом о керамике. Керамическая посуда всегда украшалась орнаментом, без этого она была непригодна для использования в силу определенных религиозных убеждений.
В каждой стране, в каждой культуре существовали свои особые гончарные массы и техники росписи. Производство керамических изделий из обожженной цветной глины и украшение их штампованием существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии в Европу.
В большинстве случаев гончары украшали свои изделия орнаментом, используя для этого несложные орудия-штампы.
Зубчатый штамп
Самым популярным штампом был инструмент с зубчатым рабочим краем. Он мог иметь вид обычной гребенки, изготовленной из кости. Подходящий кусочек кости с пропиленными вдоль края желобками мог служить в качестве зубчатого штампа. Вообще зубчатый штамп был чрезвычайно распространенным орудием орнаментации керамики в культурах эпохи неолита разных районов мира – Восточной и Западной Европы, Сибири, Средней Азии. Популярность зубчатого орудия связана с тем, что охота являлась одним из важнейших способов добычи пищи – особенно в лесных районах – недостатка в челюстях-штампах не было. Возможно, использование челюстей животных для декора керамических сосудов носило в некоторой степени магический смысл, символизируя стремление обеспечить удачу в охоте и изобилие пищи в кухонных горшках.
Зубчатый штамп был привлекателен для древних гончаров еще и различными вариантами его применения в качестве орудия орнаментации и разнообразием получаемых вследствие этого узоров. Во-первых, зубчатым штампом можно было оттискивать, выдавливать в мягкой глине углубления, соответствующие по форме и размеру краям его зубцов. Этот прием орнаментации называется тиснением. Во-вторых, можно было пользоваться зубчатым штампом как гребнем, прочесывая им по стенке глиняного сосуда длинные ряды параллельных бороздок – это техника прочеса. Особенно распространен был прочесанный зубчатым штампом узор в виде вертикального зигзага, заполняющий стенки сосуда от устья до дна. В некоторых поселениях неолитической культуры более популярен был прием тиснения, позволявший украшать стенки сосудов плотными рядами мелких отпечатков-ямок, отчего изделие казалось как бы покрытым мелкоячеистой сеткой.
Гребенчатый штамп
Одни из самых первых искусственных орнаментов создавались при помощи гребенчатого штампа, отсюда получил название и орнамент, выполненный с его помощью – гребенчатый. Гребенчатый орнамент - распространенный способ украшения керамики. Даже некоторые виды раковин морских моллюсков, створки которых имеют зубчатый край, – это тоже инструменты – гребенчатые штампы.
Таким штампом из гальки или раковины по сырой поверхности еще не обожженного сосуда наносились ленты параллельных насечек, разнообразных геометрических фигур. Его можно считать усовершенствованным способом зубчатого штампа из костей животных. Гребенчатые оттиски получили наибольшее распространение. Это прямо, косо или переменно расположенные оттиски; прямые, зигзаги, ленты, фигуры ромбов и шестиугольников, треугольников, мотив елочки и пр. Узоры создавались и рядами ямок, уложенных между рядами гребенчатых оттисков.
Оттиски растений
Древние мастера использовали ещё один древний способ украшения керамики: отпечатки различных растений, например, колосья хлебных злаков и отдельные зерна, иголки хвойных деревьев, всевозможные раковины и т. п. У японцев долгое время пользовалась успехом так называемая сосново-игольчатая керамика. Сырой сосуд обкладывали со всех сторон сосновыми иголками, которые закрепляли бечевками. После выжигания иголок образовывалась поверхность, сплошь испещренная мелкими черточками. Кроме тесьмы и сосновых иголок, для тиснения использовались рисовые зерна. В стенки сосуда зерна вдавливали так, что образовывался узор, подчиненный определенному ритму. В таком виде сосуд помещали в печь. После выгорания зерен на поверхности сосуда оставался углубленный узор. Почти повсеместно в разные времена для нанесения тисненого узора гончары использовали соломинки, стебли тростника и древесные ветки.
Гладкий штамп-палочка
Сходные композиции сложены также из оттисков гладкого штампа, обмотанной шнуром палочек, вырезанных из твердой древесины или кости. Такой способ археологи ещё называли шнуровым орнаментом, который наносился вдавливанием в глину прутика, на который был намотан шнур. Располагая короткие отпечатки шнура под разными углами, гончары создавали из них самые разнообразные узоры. В узоре прямые линии нередко сочетаются с волнистыми, которые в древности символизировали воду. Нанося волнистые линии у горловины горшка как украшение, гончар в то же время вкладывал в них более глубокий смысл. Они были своеобразным пожеланием того, чтобы сосуд всегда был полным, а его хозяева имели бы постоянный достаток. Постепенно магический смысл волнистых линий был забыт, и их продолжали наносить на посуду исключительно как украшение.
Японские гончары вплоть до XX века использовали для украшения сосудов вместо шнура тесьму, сплетенную из рисовой соломы. Только что выполненный сосуд плотно обматывали тесьмой, сушили и отправляли в печь на обжиг. В печи солома выгорала, а на обожженном сосуде оставались углубленные отпечатки, создававшие на поверхности черепка оригинальную фактуру.
Инструменты для тиснения
Со временем кончики деревянных палочек стали скруглять, заострять, срезать под разными углами и, наконец, вырезать на их торцах простейшие фигурки. Штампики приставляли под прямым углом к поверхности изделия и, слегка нажимая, вдавливали в глину. Комбинируя и чередуя оттиски в определенной последовательности, получали выразительные узоры.
Если же штампики с круглым или прямоугольным сечением вдавливали в глину не под прямым углом к поверхности, а под острым, то образовывался узор из скобкообразных и когтеобразных вмятин. Несмотря на простоту, подобный узор выгодно подчеркивал форму глиняного сосуда, придавая ему особую выразительность. На мелких кувшинах и чашах различных культур были оттиски штампов, которые можно считать марками мастерских. Штампы эти очень простой формы: кружки, подковки, звездочки, фигуры в виде цифры 8, кружок с вписанным крестом или же ступенчатой фигурой. Все они оттискивались до обжига.
Штампинг в современных народных промыслах
К более новым приспособлениям для штампования керамики можно отнести штампы с контррельефами, которые вырезаются из твердой глины или дерева.
В последнее время для тиснения узоров стали применять всевозможные накатки. Накатка, сделанная из колесика, дает возможность получать пунктирные линии. Для нанесения шнурового узора накатку изготавливают из деревянного стержня, который обматывают шнуром или мягкой проволокой
После подсыхания глины углубления тисненого орнамента нередко заполняют цветными ангобами (жидкой глиной). Поверхность изделия становится гладкой, а узор четко выделяется на его фоне. Этот способ декорирования называется молетажем. В керамическом производстве он используется в основном для нанесения на посуду всевозможных бордюров. Специальными накатками, вырезанными из твердой и плотной древесины (самшита, бука, груши, яблони, клена), можно наносить на сосуды рельефные узоры (54.4). Перед накатыванием на поверхность изделия наклеивается небольшой жгут из мягкой глины. Место наклейки смачивается водой. После прокатки жгут прочно соединяется с основой, а над поверхностью образуются выпуклые элементы узора.
Подводя итог, можно выделить несколько видов штампов, которыми ставились оттиски как в древности, так и в современных народных промыслах:
Штампы
К штампам относятся специально изготовленные орнаментиры, ширина рабочего края которых больше 1 см. Основными материалами для изготовления штампов служили различные породы камня, кость и глина.
Гребенчатые штампы.
Орудия с зубчиками для нанесения орнамента. Между собой они различаются количеством зубцов, длиной и степенью изогнутости, количеством рабочих краев. Большая часть гребенчатых штампов изготовлена из камня, но известны штампы из глины.
Гладкие штампы.
Материалом для таких штампов служили камень и кость. Отличие гладких костяных штампов от естественных в том, что на них присутствуют следы обработки и подправки рабочих краев. Орнамент выполненный гладкими штампами наносился в технике накалывания, протаскивания, прочерчивания. Гладкие штампы характерны для более позднего времени – бронзового и железного веков.
Фигурные штампы.
Такие штампы характеризуются геометрической или неопределенной формой рабочего края. Чаще встречаются из глины, т.к. этот материал очень пластичен и ему можно придать любую форму, а при обжиге он приобретает твердость. Встречаются фигурные штампы и из камня. На территории Среднего Зауралья известен один фигурный штамп со стоянки бронзового века, который посередине он сплюснут пальцами. У него два рабочих конца. С одной стороны штамп при прокатывании образует линейный орнамент, с другой – крестообразный.
Выделяют следующие способы нанесения орнамента на сосуд:
• штампование (оттиски штампа одинаковые),
• прокатывание (оттиски штампа между собой отличаются по длине и изгибу),
• шагание (шагающая гребенка),
• шагание с протаскиванием (шагающе-протащенная гребенка, зубчатая качалка), протаскивание (прочерченная гребенка, линейный орнамент),
• шагание с протаскиванием (шагающая гребенка),
• отступание (слепая гребенка, отступающая гребенка),
• накалывание (оттиски при наклонном положении штампа к поверхности