Перед началом проектирования и плетения украшения (в частности колье) необходимо продумать, как мы его будем застегивать.
Вариантов их много и все зависят от возможностей, идеи и вкуса мастера. Застежкой может служить нарядная пуговица, пример - колье Натальи Свечниковой (рис.1 а) или крупная бусина (рис. 1 б) и петля (мое колье "Юрате").
|
Рис.1
Вы можете использовать самый простой и доступный многим вариант – завязочки-шнурочки. (рис. 2 а,б,г). В работах Елены Игнатовой они смотрятся очень оригинально и к месту.
|
Рис.2
Но некоторым заказчикам не нравится этот вариант – неудобно завязывать. При неудачном развязывании, шнурочки могут завязываться в узел, который сложно развязать.
Самый лучший вариант, качественный и удобный – готовая застежка. В крупных городах или в интернет-магазинах они, как правило, бывают в продаже. Видов их множество (рис 3 а-е).
|
Рис. 3
виды застежек: а – замок-крючок, б – замок на 2 нити, в - магнитный замок, г – замочек- кнопка, д – замок-тоггл, е – замок-карабин.
колечки: з – цельные; к – разъемные; швензы для серег: л,м,н.
Для прикрепления их к Вашим изделиям существует множество способов.
У Е.Игнатовой используются стандартные застежки-карабины, которые при помощи колечек вводятся в кольца сплетенного изделия (рис. 2 в,д).
Вариант не всегда подходит (особенно для тонких нитей) – иногда колечко через разъём может сорваться с тонких, мягких нитей.
Если кружево фриволите более рельефно (сплетено не из тончайших нитей), то такая застежка должна держаться хорошо.
Вплетать разъёмное колечко (рис 3 к) нельзя – нитка легко выскальзывает из него через прорезь. Запаять его можно, но внешний вид, скорее всего, будет испорчен, поскольку зачистить и аккуратно заполировать место спайки не всякий сможет. Но если будете экспериментировать, не забудьте, что это делается до вплетения колечка в изделие.
Случается, заусенцы на месте стыка могут перетереть тонкие нитки. При выборе такой застежки надо все предусмотреть и проверить. Металл должен быть хорошо отшлифован. Можно по краю колечка (внутри тоже!) провести капроновой нитью – уж она то зацепится за самый маленький заусенец.
Е.Степная и ее ученицы вплетают их в работу и маскируют (при необходимости) в кольцах. (рис. 4 а и б). Как видите на фото крючки, замаскированные между колечками. Это красиво. Подробнее можно прочитать в книге Екатерины Степной "Плетение в технике Анкарс"
|
Рис. 4
Всегда необходимо учитывать, что некоторые виды застежек имеют привычку ломаться. А заменить их, после вплетения, потом сложно. Хотя возможно – плоскорезами отрезать металлические ушки застежки, стараясь не повредить нити и пришить новые иголкой с подобранной в тон ниткой.
Елена Ларина использует для соединения застежки с работой крупный бисер (вплетается в процессе работы). В него продевается разъемное колечко, с помощью которого присоединяется застежка. На рис. 5а я показала такой вариант (использовала в своем колье "Весенняя ночь"). Кроме того, таким способом можно присоединять к работе другие нужные элементы, бусины, подвески, прикреплять мотивы к швензам, пуссетам, застежкам и т.д. (рис. 5 б, в) – остальные смотрите в ее блоге (blogs.mail.ru/mail/larina-elena/ и фотоальбоме (foto.mail.ru/mail/larina-elena).
|
Рис.5
Для прикрепления застежки при помощи колечка необходимо знать следующее. Чтобы не деформировать колечко, концы его можно раздвигать только одним способом (рис 6 а). Все остальные способы недопустимы. На раскрытое таким образом колечко можно нанизать и декоративные элементы, и отверстия застежек, и бисер, и цепочки (рис. 6 б,в) -
Инструменты, которые для этой цели понадобятся – только узкогубые плоскогубчики (рис. 6г). Тут использованы фото из моего мастер-класса ( см. blogs.mail.ru/mail/nininana/10B7CCA3F3D91251.html) - принцип остается тем же при любых обстоятельствах.
|
рис. 6 а - направление разведения концов колечка; б. в - нанизывание на кольцо колбы и цепочки, г- складные плоскогубцы для работы с бижутерией.
От себя замечу, что при выборе этого варианта надо внимательно подбирать бисер по размеру отверстия – если колечко с трудом проходит в него, то хрупкое стекло может расколоться. У меня был случай, когда стеклянная бисерина внезапно лопнула, и не оставалось иного способа, как иголкой пришить новую бисерину. Ко всему обнаружила, что при подборе бисера в него предварительно нужно продеть нить той же толщины, которой Вы будете плести изделие и только затем продевать в него колечко. Если кольцо не проходит, то нужно выбрать бисер большего размера.
Колечки тоже бывают разной толщины и диаметра.
Еще я люблю использовать покупные неразъемные "колечки" (рис.3-2а). Их можно вплетать в открытом виде, а при необходимости легко маскировать кольцами. Внешний вид работы они не испортят. К ним так же легко можно прикреплять кольца, цепочки (рис 7а), застежки, я вплетала их в мотивы для сережек, маскируя между двойными колечками, для присоединения к швензам (рис. 7 б,в).
|
Рис 7
Есть еще интересный способ с использованием специальных зажимов (калот), маскирующих узелки. В случае их использования, нет необходимости прятать концы нитей под узлы колечек и дуг, а можно, продев нитки в зажим, завязать узел и спрятать его в зажиме (рис. 8). На рис. а, в – калоты с ушками маскируют узлы в колье "Белла" Марии Чуприной (см. на foto.mail.ru/mail/mariachup/6/65#48). К их ушкам удобно присоединить застежку –карабин при помощи колечка.
На рис.8 б я использовала калоты для маскировки узелков и прикрепления их к клипсам (серьги колье "Аквамарин")
На рис. 8 г, показаны калоты с ушками-крючками. Такие не всегда удобны – у меня они часто разжимаются и застежка отделяется от колье. Я люблю использовать калоты (рис. 8 д). На рисунках 8 е, з показан вариант зажима в калотах ювелирной струны (к сожалению не удалось снять вариант маскировки узла на нити), но принцип остается тем же. Только в отверстие калоты продеваются все концы нитей, которые завязываются в узелок. Если это шелковые или капроновые нити, то учтите, что они скользкие. Следует капнуть капельку клея на узелок или в него (когда завязываете). Можно использовать "Момент" или ПВА. Это предотвратит развязывание узелка.
После этого концы нитей за узелком обрезаются, а полушария калот сводятся при помощи плоскогубчиков или пинцета. Калоты обычно выполняются из мягкого металла - полушария часто можно свести просто большим и указательным пальцами.
|
Рис.8
Серия сообщений "Фриволите -уроки НиныПрокопович":Мои уроки фриволите. перенесенные из сообщества "Фриволите - кружевная сказка" на mail.ruЧасть 1 - Урок 1. Прямой узел. Пико Жозефина
Часть 2 - Урок 2.Обратный узел фриволите.
...
Часть 8 - урок8.Способы вплетения бисера и бусин в кружево фриволите 1 ч.
Часть 9 - Урок9.Способы вплетения бисера и бусин в кружево фриволите-2 ч.
Часть 10 - Урок 10. О ЗАСТЕЖКАХ
Часть 11 - Урок 11. Вплетение бисера. Колье Голубое
Часть 12 - Урок 12. Оплетение зеркала (кабошона)
Часть 13 - Урок13-Цветок с бисером. Сцепка с внутренней стороной дуги.
Часть 14 - Для тех, кто интересуется фриволите
Часть 15 - Лубу-не лубу...