Перемирие-это ещё не победа в войне добра и зла, но и не попеда. Тогда что?
В любой стране общество как теперь, так и на протяжении истории базируется на определенных принципах. Одним из таких основополагающих принципов есть борьба в разных ее проявлениях – от банальной войны, до экономической конкуренции и психологического межличностного противостояния, религиозных противоборств и национальных противоречий. Истиной причиной этой борьбы было и есть стремление к власти и, соответственно, обладанием всех соответствующих благ. Этот факт невозможно отрицать. Тогда как быть тем, кто неподвластен, с кем воевать тем, кто хочет мира? Ответ даёт поэт.
Сам выбирай с кем хочешь в доме жить:
С добром и миром или злом и желчью.
Никто не сможет за тебя решить,
И выбор есть в поступках человечьих.
Свобода человеку отдана,
Он сам для себя все всегда решает.
И вечная борьба добра и зла
На этой земле грешной процветает.
Истина, добро и красота как предмет философии имеют божественную духовную природу и сверхчувственный характер.
Так любая духовная идея основывается на противоборстве добра со злом. С детства мы пытаемся определить, что такое-хорошо, а что такое плохо. Вне сомнения добро-это хорошо, а плохо тогда, когда зло процветает. Хорошего зла не бывает, а вот плохое добро может быть, если его слишком много или чересчур. Большое зло и маленькое тоже плохо, хотя если зла немного, то это лучше, чем одно огромное зло.
Если рассмотреть природу в смысле борьбы тёмных негативных сил против светлых позитивных, то можно попасть в лабиринт чувственных заблуждений и эмоциональных ошибок, где перепутаны все пути и понятия, которые, якобы, ради жизни. К примеру, человек должен убивать животных, поедать растения, сжигать деревья, засорять окружающую среду своими отходами и прочие злодеяния и всё это ради жизни. Человек не может нарушить действие законов Вселенского Мироздания – он лишь выбирает последствия в соответствии с ними. Борьба добра со злом – это не вселенское соревнование. Это лишь результат ошибки мироощущения, пустившей корни в сознании того, кто ее совершил. Кто победит этой борьбе? Тот, кто окажется сильнее. Кто же тогда сильнее добро или зло? Будущее покажет. Хотя на первый взгляд то, что нападает ясно, что сильнее или даже глупее, если оно, при нападении слабенькое и неспособное бороться. Добро никогда не нападает первым, на то оно и добро. А может ли одержать победу то, что только защищается и всем желает мира? Нет, но если носители добра достаточно сильны, то хитрые носители зла могут заключить перемирие с мудрыми доброжелателями, размахивающие внушительными кулаками.
В рассуждениях метафизико-химико-естествознавцев есть утверждения о том, что зарождение жизни, энергия жизни создаётся постоянным функционированием полюсов добра и зла. Древнеарийское учение и зороастризм утверждают, что добро — это гармония мира и его гармоничное развитие, а зло — это разрушение гармонии мира и препятствование гармоничному его развитию. Известный писатель М. А. Булгаков посвятил свой роман "Мастер и Маргарита" борьбе добра и зла. Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос жив в душах и сердцах следующих за Ним людей.
"Мир отравлен ядом греха, он искажен беззакониями, бесчисленными преступлениями. И когда в этот мир пришел Спаситель, то борьба добра и зла обострилась, потому что окончательная победа, торжество добра над злом будет позже. Пока этого не произошло, происходит великая битва, участниками которой мы с вами все являемся"-проповедует с амвона православный архимандрит."Во всем, нам нужно иметь рассудительность, ибо рассудительность – царица добродетелей,-"дополняет его преподобный старец.
"Да, действительно, при всём том, что тут, на Востоке бывшей Украины идёт борьба Добра со Злом, сражающихся на стороне Добра не следует изображать сплошь всех жителей житницы Идеальными Воинами Света В Ясносияющих Латах"-заявляет плененный Украинец в интервью. Зло коварно, скрытно, изворотливо и ведёт информационную войну. Добро же простодушно и открыто рубит правду матку, даже если это в ущерб победы добра.Вечная беда России в том, что все-то так перепуталось: добро защищают злобные патриоты, а злу служат добродетельные националисты, хотя думают, что делают наоборот, потому умом России и не могут понять."К добру стремится, посеяв зёрна зла, Царь птица с двуглавым профилем орла"-сказал поэт с нерусской фамилией.Для злого человека зло - это добро, которое мешает доброму делать больше добра для злых.Зло исходит от бездушия, добро же – от силы духа.Большинство общих идей о нациях и русском духе, а в частности православно христианских учений в своих выводах о добре и зле неизменно ссылаются на Библию.
Библия исходит из идеи о параллельном нарастании двух противостоящих сил: добра и зла. Из постоянной борьбы между ними. И человек в этой борьбе не может быть пассивным наблюдателем: он призван участвовать в ней. И он сам выбирает поле битвы и на чью сторону встать. Только тогда, когда люди начинают учиться отличать добро от зла, когда все учатся находить в себе корни добро деятельности, вот это и есть то поле битвы, как говорил Достоевский, где и начинается работа по выращиванию человеческой духовности. На уровне духовности борьба добра и зла-это действие сил тьмы и света. Есть много теорий, богословских и философских, эзотерических и оккультных, много попыток понять, как в темных концах Космоса, в неведомых для нас глубинах мироздания возникло то, что одним из своих волеизъявлений помощника Создателя, направило свою энергию в противоположность той, которая направлена была первоначально на совершенствование и порядок установленные волей Творца.
Никто не в состоянии сказать, как это могло случиться и почему Бог допустил все это, тем более осмыслить иррациональность разрушительного зла. Добро, взявшее карающий меч, уже не добро, а добренькое зло,и тогда происходит борьба добренького зла и очень злого зла с исходом взаимоуничтожения. В итоге побеждает истинное добро, которое стоит в стороне и наблюдать за полем битвы, если это поле конечно не родимый дом. Римлянам 16:19 «... желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло» Амос 5:14 «Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, - и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите». Наблюдающему вселенскую потасовку, необходимо знать где искать, куда бежать от зла, в какой сторонке искать спасение, не принимая участия в сражении.
В сердце лукавого человека разгорается огонь войны, ожесточенности, если в нем нет места Богу, источнику доброты и он задаётся вопросом:"Неужели Богу нужны такие жертвы сотворенных им существ только для того, чтобы доказать кому-то там, на небеси, что его противник Дьявол не прав?" Писание указывает на то, что есть только Один Бог, и Он добр. В сердцах своих все верующие питают естественную склонность к справедливости и добродетели, отвергают несправедливость и безнравственность, но не могут понять, почему Всесильный и Все добрый Вседержитель допускает зло и даже устраивает войну между добром и злом, зная заранее, что защищаясь добро не победит. А может добра нет, а есть только зло в разной мере проявления? А может нет ни того ни другого и все понятия придуманы образа творческим мышлением рабов Божиих типа волка в овечьей шкуре?Ищут ответ богословы, философы и все, кому не лень понять, что есть зло.
Философ И.А. Ильин указывал на главное в своём творчестве, на проблему сущности и происхождения зла, обосновывая необходимость борьбы со злом и описал детальную разработку методов этой борьбы. В работе “О сопротивлении злу силою” вызвавшей в свое время оживленную дискуссию, Ильин полагает, что сфера действия добра и зла — внутренний мир человека. Зло начинается там, где начинается человек, и притом именно не человеческое тело во всех его состояниях и проявлениях как таковых, а человеческий душевно-духовный мир. Никакое внешнее действие человека, взятое отдельно от породившего его душевно-духовного состояния, не может быть ни добрым, ни злым. Любой внешний поступок может быть только проявлением, обнаружением внутреннего добра или зла. Добро и зло Ильин определяет через наличность или отсутствие двух сочетающихся признаков — любви и одухотворения; добро он понимает как “одухотворенную любовь”, а зло как “противодуховную вражду”. Добро раскрывается им при помощи понятий любви, духовности, совершенства. Поскольку для философа объективное совершенство — Бог, человек духовен лишь тогда, когда он добровольно и активно стремится к Богу, и при этом подходит к жизни с меркой божественности: истинности, красоты, правоты. Он определяет добро как свободную, осознанную, одухотворенную и любовную направленность человека к Богу, “живое тождество”. Зло есть антипод добра-Дьявол и заключается в отвращенности от Божественного. В особо критических ситуациях противостоять злу может только сила. И в этом заключается великая трагедия человеческого бытия. "Дьявол есть экзистенциальная реальность, но совсем не объективная предметная реальность, подобная реальностям природного мира, это реальность духовного опыта, пути, через который идет человек",-пишет Николай Бердяев,указывая на то, что добро может перерождаться в зло,а зло может перерождаться в добро, и при этом считал, что Смерть, это предельное зло, являющимся одним из путей к вечности.Опыт мирового зла губит, но творческие силы воскресения побеждают зло и смерть. Революция, которая всегда сопровождается ужасами, может быть меньшим злом, чем бесконечное терпение в отношении к рабству.
"Может ли дух и во имя духа действовать силой и насилием? Есть ли в человеке божественное начало, которое сильнее всех насилий, зависти и злобы между людьми? Можно ли управлять человеческими массами через Божью Правду?",- вопрошает Л. Толстой. Предсказывая будущее, прорицательница Ванга предупреждала, что в конце света выживут те, кто свободен от зависти и злобы. Зависть заставляет человека испытывать целый букет негативных эмоций – обиду, недоброжелательность, злобу, агрессию связанную с грехом возжелания дома, жены, раба, рабыни, вола, осла и всего что имеет ближний. Зависть – это всегда сопоставление — других с собой, себя с другими. Завидовать – это значит постоянно жить в сложной системе отождествления и сравнения. «Лучше — хуже» — главный критерий сравнения. Завистник, сравнивая себя с кем-то, приходит к мнению, что он хуже другого и это надолго вбивается в его память. Эта система отношений породила обратную связь на энергетическом уровне, что и привело молекулярные структуры к соревновательности и, как следствие, к прогрессу живой клетки, с последующим селективным отбором жизнеустойчивых организмов. В духовном смысле важно, чтобы чувство зависти не переросло в чувство ненависти и к злобе. Неисповедимы пути Господни, и на всё Его воля, да и, в конце времён, даже, если и не все мы умрём, но все мы обязательно изменимся. Вот только в какую сторону и когда, нам не дано знать.
Более подробно по этой теме в диссертации
http://www.dissercat.com/content/antropologicheski...-zla-v-russkoi-dukhovno-filoso