• Авторизация


Техника живописи суми-э 13-02-2018 20:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Milendia_Solomarina Оригинальное сообщение

     Техника живописи суми-э
 

Я хотел бы сплести стихи из разноцветных нитей,
Из морских звезд и звезд небесных,
Я вплел бы в стихи морское прибрежье и детство,
Друзей и недругов,
Цветок и девушку,
Свежий ветер и чайку

     C XIV века на японских островах получил развитие стиль живописи, называемый «континентальным», так как являлся, по своей сути, прямым заимствованием живописных традиций Китая и Кореи.

sumi e

     Лишь в Х веке возникло живописное направление ямато-э, которое можно было назвать первым по-настоящему японским живописным стилем. Живописью ямато-э в основном покрывались сдвижные экраны (сёдзи) и ширмы. Несколько позже в Японии появился стиль эмакимоно, живописные произведения которого выполнялись на длинных свитках-полотнищах. Рисунки эмакимоно носили простой символический характер.

Zheng Xie Artwork by Yu Xi'ning, CHINESE TRUMPET CREEPER, Made of Ink and color on paper sumie1

     В XIV веке на смену эмакимоно приходит другой, появившийся в буддийских монастырях, живописный стиль суми-э. Суми-э — живопись тушью в стиле дзен — очень скоро выходит за стены монастырей и становится значимой частью культуры всего как религиозного, так и светского японского общества. Это искусство созвучно поэзии хайку.

Капля застыла на ветке,
Нехотя каркает ворон.
Белый на чёрном – Февраль.

Хатори Хасо

     Несомненно, живопись, похожая на суми-э, существовала и в Китае задолго до появления ее в Японии. Китайский прототип суми-э возник в период правления династии Сун. Но лишь в Японии приобрело эстетическую утонченность и оформилось в то самобытное направление, которое мы часто называем живописью дзен.

Zhao Shao'ang (

     Свое название направление суми-э получило от сочетания двух японских иероглифов: «суми» — тушь и «э» — живопись. По своей сути суми-э, или, как его иногда называли, суйбокуга являлась монохромной живописью тушью, похожей на акварель, на специальной бумаге васи. Причем в суми-э используется только черная тушь и тушь серого цвета разнообразной гаммы, растворенная в воде. Кажущаяся примитивность суми-э обманчива. За простотой линий скрывается глубокий философский смысл. Мастер дзенской живописи не старается воспроизвести форму и внешний вид. Он, используя скупые штрихи, пытается выразить внутреннюю суть объекта. Художник не копирует на бумаге предмет, а лишь отображает те его линии, которые необходимы для поставленной задачи.

     Суми-э монохромна. В ней используется твердая черная китайская тушь (мумии) из древесного угля или сажи, которую растирают и разводят водой. Степень разбавления позволяет варьировать бесчисленное количество тональностей. Иногда допускалось включение цветного фрагмента, но он ограничивался небольшой линией или мазком, только усиливающим монохромный монолит произведения.

sumi e

 

Луна или утренний снег…
Любуясь прекрасным, я жил, как хотел. 
Вот так и кончаю год

Басё

 

Зиме вопреки
Вырастают из сердца
Бабочки крылья.

Мацуо Басё

     Суми-э по своей сути выходит за рамки живописи и превращается в некую духовную дисциплину, объединяющую мир духовный и мир физический. Произведения суми-э не отображают окружающий мир, а выплескивают его на бумагу в преломлении через душу художника. Но, как и в любой духовной традиции, дзенская живопись опирается на ряд канонических принципов.

ZHENG XIE - ORCHID, BAMBOO AND ROCK Artwork by Yu Xi'ning, BAMBOOS AND PLUM BLOSSOMS, Made of ink and color on paper


     Истинное искусство дзен должно сочетать в себе пять принципов: фурюу, ваби, саби, югэн и моно-но аварэ. [211x300]

     Первый — фурюу (аналог китайского фэн-лю) — принцип утонченности духа художника, его хороших манер и образования, его эстетического мироощущения, и как следствие — возвышенности произведения.

     Второй принцип — ваби — основывается на созерцании простой и чистой красоты, наслаждении покоем, отстраненным от мирских забот.

     Принцип саби олицетворяет экзистенциальное одиночество человека, его «потерянность» среди холодного космического абсолюта. Это понятие трансформировалось из китайского саби, обозначающего смирение, покой, старость и зиму.

     Югэн — четвертый принцип искусства дзен — часто называют Красотой Одинокой Печали. В Китае понятие юргэн служило символом непостижимого, скрытого от смысла и понимания объекта. Такого объекта, суть которого невозможно постичь ни интеллектуальным, ни умственным путем. В дзене югэн стал олицетворением элегантной, таинственной, но в то же время несколько мрачной, красоты, а также спокойной и одинокой эстетичности, разнообразия смыслов.

     Пятый и последний принцип — моно-но аварэ — переводится как очарование вещей. Он служит призывом к эстетическому идеалу переживаний и чувствования красоты, скрытой в природе. Но не явной, прямолинейной красоты, а той эфемерной, скрытой, едва различимой… Этот принцип призывает к умению видеть ее везде: в плывущих облаках, дереве, птице, человеке.  Аварэ — буддийское понятие, обозначающее недолговечность жизни и материального начала, а также непостоянство, изменчивость и печаль жизни. Исходя из этого, пятый принцип учит находить зыбкую и неповторимую красоту в постоянно меняющемся мире, любоваться ею.

Что такое суми-э?

     При большом разнообразии форматов и видов произведений в стиле суми-э существовали основные форматы и виды, которые являлись классическими.
  • Ёко-нага-эбан — картина особо широкого горизонтального формата.
  • Ёко-обан — вариант пейзажного формата обан (большой формат).
  • Ёко-тандзаку-бан — вариант пейзажного формата тандзаку-бан.
  • Ёко-хадзама-бан — горизонтальный хадзама-бан.
  • Какэмоно — живописный или каллиграфический свиток.
  • Нага-обан (длинный формат) — особо длинный обан (большой формат).
  • Обан — большой формат, приблизительно — 39,5 х 26,8 см.
  • Сикиси-бан — традиционный формат плотного картона, близкий к квадрату (различают два стандартизированных размера: большой и маленький. Большой — приблизительно 19,4 х 17 см).
  • Тандзаку-бан — так называемый печатный формат. Представляет собой вертикальные листы наподобие узких полос бумаги. Размер такого формата — приблизительно 44 х 7,6 см.
  • Тюбан — средний формат. Размер 29,3 х 19 см.
  • Утива-эбан — картины в виде круглых вееров.
  • Хасира-э — длинный и узкий формат из плотной бумаги. Размер — приблизительно 70 х 20 см.
  • Хадзама-бан — портретный формат. Размер — около 33 х 23 см.
  • Хособан — узкий формат. Размер — около 30-35,5×15,5 см.

 

 

[показать]      Выбрав нужный формат бумаги, художник подготавливал все необходимые рисовальные принадлежности и раскладывал их так, чтобы они находились у него под рукой и ничто не отвлекало бы от процесса творчества.

      Закончив с технической стороной, художник выпрямлялся и сосредотачивался на белом листе, очищая свой ум и медитируя на выбранном объекте. По преданиям, великие мастера древности медитировали по нескольку дней, прежде чем взять в руки кисть и обмакнуть ее в тушь…

    Медитация помогает достичь максимальной концентрации сознания и ощущения сути объекта, который хочет изобразить художник.      Художник, поймавший этот момент, берет в руки кисть и спонтанными движениями, на едином дыхании переносит на бумагу образ своего сознания. Так рождается живописное произведение дзен — произведение, лишенное излишних деталей, но передающее синтез природы и суть вещей.

     И снова сравните с хокку.

Так незаметно
Раскрылся сердца бутон
Увядший. Словно
Чья-то рука, цветок жизни
Моей поставила в воду.

Морио Таскэ

     В живописи дзен не существует дуализма: противоречие между случайностью и человеческой волей отсутствует. Дисциплинарная спонтанность или спонтанная дисциплина — такими словами, пожалуй, можно выразить сущность суми-э.

Se i

 

 

Я хотел бы сплести стихи Из лунных бликов и блеска стали,
Из тумана и неба, Из сосулек и папоротника «овечьи зубы»,
Из облаков и взглядов Сплести хотел бы…
Но как же неумело мое рукоделье —
Рукоделье беспомощного поэта!

Хоригути Дайгаку

 

 

 

 

 

 

 

     Несколько ссылок на галереи работ в технике суми-э вы найдёте на сайте
http://www.angelfire.com/il/SumieSociety/gallry.html
     Композиции тут очень интересные

Источник:

     Б. Трубников, 2008
     Галерея современного искусства «Северная Пальмира»

 

Серия сообщений "Графика, иллюстрации":
Часть 1 - Графика легенд мирового дизайна. Ч.1 Пол Ренд и Паула Шер
Часть 2 - Графика легенд мирового дизайна. Ч.2 Soul Bass
Часть 3 - История логотипа Apple + золотое сечение
Часть 4 - Техника живописи суми-э
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Техника живописи суми-э | Tamarrica - Дневник Tamarrica | Лента друзей Tamarrica / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»