Нэцкэ. Коллекция Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург
Нэцкэ — брелок, с помощью которого у пояса носили кисет с табаком, связку ключей или инро — коробочку для парфюмерии и лекарств. Нэцкэ имеет сквозное отверстие, через которое пропускается шнур со связкой ключей, кисетом и т.п. Сложенный пополам шнур продевают за пояс таким образом, что на одном свисающем конце находится кисет или инро, а на другом — в качестве противовеса — нэцкэ. Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в традиционном японском костюме. Коллекция нэцкэ Государственного Эрмитажа — крупнейшая в России. Ее ядро составляет собрание барона Александра Людвиговича Штиглица (1814-1884), переданное в Эрмитаж в 1926 г. Коллекция пополняется за счет покупок у частных лиц и в настоящее время насчитывает более 1500 предметов.
Нэцкэ: Три обезьяны, играющие в шашки 'го' Япония Мастер: Синкэйсай Масатоси. Работал: сер. - втор. пол. XIX в. слоновая кость, резьба 4,1 x 3,1 см
В городском искусстве периода Токугава (1603-1868) обезьяна часто выступает в качестве пародийного "заместителя" того или иного персонажа. В данном случае возможно несколько интерпретаций. Правильнее всего считать это пародией на существовавшее пародийное изображение трех великих мыслителей Дальнего Востока: Конфуция, Будды и Лао Цзы. Обычно их изображают (часто в облике обезьяны) вокруг бочонка с сакэ, выражающими различные чувства по поводу выпитого. Это должно в "сниженной" форме иллюстрировать идею о едином источнике конфуцианства, буддизма и даосизма и различном их оформлении. В данном случае подтекст тот же.
Нэцкэ: Европеец Япония Мастер: Тадамаса. Работал: перв. пол. XIX в. слоновая кость, рог резьба, инкрустация 8,8 x 2,6 см
Европеец в этой нэцкэ представлен необычно. Чаще всего резчики изображали португальцев или испанцев в костюмах XVI в. В данном случае одежда европейца иная: несмотря на некоторую фантастичность наряда, в нем можно узнать костюм первой трети XIX в. Прежде всего это относится к длинным панталонам, которые были в моде в 1820-1830-х гг. В это же время стали носить и прическу со взбитым коком.
Нэцкэ: Голландец с петухом Япония. Вторая половина XVIII в. дерево, резьба 9,5 x 2,5 см Поступил в 1984 г. Дар семьи С. П. Варшавского. Нэцкэ: Дворец Япония Первая половина XIX в. дерево, резьба 3 x 4,2 см Нэцкэ: Обдирка риса Япония. Мастер: Рютин (Гёкугасай?). Середина XIX в. слоновая кость, резьба 4 x 3,5 см Поступление: Поступил в 1984 г. Дар семьи С. П. Варшавского. Не представлено в постоянной экспозиции. Нэцкэ: Голова сушеной рыбы на блюде Япония Мастер: Охара Мицухиро (1810-1875) XIX в. дерево, слоновая кость, резьба 1,1 x 3,2 см Поступил в 1984 г. Дар семьи С. П. Варшавского Нэцкэ: Голова сушеной иваси и две крысы Япония. Первая половина XIX в. слоновая кость, резьба 4,5 x 4,5 см Нэцкэ: Щупальце осьминога Япония. Первая половина XIX в. дерево, резьба 3,5 x 1,5 см Не представлено в постоянной экспозиции Нэцкэ: Осьминог в корзине Япония. Середина XIX в. дерево, слоновая кость резьба, инкрустация 1,5 x 4 см Нэцкэ: Два седзе с бутылкой сакэ Япония Мастер: Хидэмаса Тингэндо I. Работал: кон. XVIII - нач. XIX вв. слоновая кость, резьба 2,5 x 3,7 см
Седзе - мифическое существо китайского происхождения. В основе его облика лежат внешний вид и повадки большой человекообразной обезьяны. Почти во всех источниках отмечаются такие привычки седзе, как пристрастие к одежде и обуви, а также к вину. Упоминается и то, что седзе понимают человеческую речь. В Японии слово "седзе" часто используется для обозначения пьяниц, что нашло отражение и в иконографии нэцкэ. Как правило, седзе изображаются длинноволосыми человекообразными существами, в богатых одеждах, с большой бутылкой сакэ, пляшущими или спящими.
Горожанин с бутылкой сакэ Япония. Первая половина XIX в. слоновая кость 4 х 2,6 см Поступил в 1933 г. Передан из Русского музея. Не представлено в постоянной экспозиции. Нэцкэ: Чихающий Япония. Мастер: Хокэй. Работал: кон. XVIII в. дерево, слоновая кость резьба 3,6 x 3,4 см Нэцкэ: Потягивающийся Япония. Конец XVIII в. слоновая кость резьба 5,9 x 3,9 см Зевающий Япония. Вторая половина XIX в. дерево 3,5 х 3,1 см Поступила в 1984 г. Дар семьи С. П. Варшавского Причесывающийся Япония. Конец XVIII - начало XIX в. дерево 3,3 х 3,2 см Не представлено в постоянной экспозиции Нэцкэ-Маска театра Но "Хёттоко" Япония Мастер: Масакадзу. Работал: втор. пол. XIX в. слоновая кость резьба 4,4 x 3,5 см Не представлено в постоянной экспозиции Нэцкэ-маска "Окамэ" (Амэ-но Удзумэ) Япония. Время создания: Конец XIX в. дерево резьба 3,8 x 3,5 см
Амэ-но Удзумэ – синтоистское божество, упомянутое в цикле мифов о богине солнца Аматэрасу. В народных верованиях Японии Амэ-но Удзумэ считалась божеством, приносящим счастье, в связи с чем и получила в просторечии имена Офуку, Отафуку ("счастье", "большое счастье") или Окамэ ("черепаха" - животное, являвшееся благопожелательным символом).
Нэцкэ-маска "Усофуки" Япония Мастер: Хомин. Работал: сер. XIX в. грецкий орех 3,4 х 2,8 см Не представлено в постоянной экспозиции Нэцкэ-маска театра Но "Кобэсими" Япония Мастер: Рюкосай Дзюгёку. Работал: сер. - втор. пол. XIX в. слоновая кость 3,5 х 3 см Не представлено в постоянной экспозиции Нэцкэ: Волк с головой казненного Япония. Конец XVIII - начало XIX вв. дерево, слоновая кость резьба 5,4 x 6 см Поступил в 1984 г. Дар семьи С. П. Варшавского Нэцкэ: Обезьяна, разглядывающая нэцкэ в виде обезьяны с персиком Япония Мастер: Масатами Коя. Работал: кон. XIX - нач. XX вв. слоновая кость, перламутр резьба, инкрустация 4,3 x 2,6 см Нэцкэ: Мальчик с шариком Япония. Время создания: Вторая половина XIX - начало XX вв. дерево, слоновая кость резьба, лак 5,5 x 2,7 см Не представлено в постоянной экспозиции Нэцкэ: Мальчик, рисующий Амэ-Но Удзумэ Япония Мастер: Хасэгава Икко. Работал: кон. XVIII - нач. XIX вв. слоновая кость резьба высота 3,3 см Нэцкэ: Три крысы Япония. Первая половина XIX в. слоновая кость, раковина резьба, инкрустация 3 x 5 см Нэцкэ: Лошадь Япония. Время создания: Конец XVIII - начало XIX вв. слоновая кость резьба 5,9 x 4,4 см Поступил в 1984 г. Дар семьи С. П. Варшавского Нэцкэ: Лошадь Япония. Время создания: Конец XVIII в. слоновая кость резьба 5,1 x 4,7 см Не представлено в постоянной экспозиции Нэцкэ: Акробат Япония. Середина - вторая половина XIX в. слоновая кость резьба 3,6 x 2,9 см Нэцкэ: Актер в маске 'Усофуки' Япония, Вторая половина XIX в. дерево, слоновая кость резьба, инкрустация 3,5 x 3 см Нэцкэ: Актер театра Но в маске 'Ха-Кусикидзе', исполняющий танец 'Окина' (Нара-Нинге) Япония, XIX в. дерево резьба, раскраска 4,5 x 2,5 см Амэ-но Удзумэ на помосте Япония, Середина - вторая половина XIX в. слоновая кость, крашеный рог резьба 3,4 x 3,1 см Амэ-но Удзумэ с маской Тэнгу Япония, Середина XIX в. Мастер: Хосюнсай Масаюки. Работал-сер. XIX в. дерево 4,5 х 3,5 см Нэцкэ: Барсук-оборотень (Тануки-цудзуми) Япония, Конец XVIII в. Мастер: Кокэй. Работал-кон. XVIII в. дерево резьба 3,3 x 2,8 см
Тануки (традиционный перевод - "барсук") - это енотовидная собака. Суеверия, связанные с тануки, пришли в Японию из Китая. В Японии считалось, что любимым занятием тануки-оборотня было морочить людей, и в первую очередь буддийских монахов, причем нередко их выходки были довольно беззлобными.
Нэцкэ: Белка с виноградными гроздьями Япония, Середина XIX в. дерево резьба 3,4 x 4,7 см Нэцкэ: Борьба осьминога и рыбака Япония, Середина XIX в. Мастер: Тодзи (круг Томотика Ямагути II). Работал-сер. XIX в. слоновая кость резьба 5,6 x 3,1 см Нэцкэ: Ветка Япония, XIX в. Мастер: Охара Мицухиро. 1810-1875 слоновая кость резьба 4,6 x 2,9 см Нэцкэ: Водоросли и ветка коралла Япония, Начало XIX в. Мастер: Гэнрёсай II Минкоку дерево, коралл резьба 1,7 x 4,4 см
gorbutovich.livejournal.com hermitagemuseum .