У моей полуторагодовалой дочки это самая любимая сказка. Она может слушать ее по сто десять раз на дню с неугасающим интересом, размашисто жестикулируя и обыгрывая чуть ли не каждую строчку. Не трудно догадаться, что у нас с супругой она уже лезет из ушей. Чем больше я читаю "Мойдодыра", тем больше думаю разные думы, анализирую, в голове появляются дурацкие вопросы, я выбрасываю их из головы, но они, словно игрушка yo-yo, упорно возвращаются назад. Я понимаю, что не надо много ума, чтобы подтрунить над детской сказкой, и Чуковский наше всё, но уж больно хочется чуть-чуть повалять дурака.
Так вот начнем.
То, что это стихотворение сплошь фантастичное, ни для кого не секрет. Меня никогда не удивляло, что однажды утром от грязного стыдносрамного трубочиста убежали одеяла, простыни, чулки и башмаки, как и не удивлял суровый, как тысяча Торквемад, Мойдодыр, в которого кто-то вдохнул жизнь. Меня поражало, почему в этой сказке на неумытость мальчика указал именно ОН, а не родители, коих в сказке вообще нет? Где, черт подери, мама и папа? Он что, сирота?
Ну хорошо. Мама и папа на работе. Но почему Мойдодыр не попытался договориться с безымянным (еще одна интересная деталь!) мальчиком по-хорошему? Мы ведь не знаем, были ли до этого проведены воспитательные беседы с грязнулей и все воспринимаем, как за первый раз. Мойдодыр выходит из ванной и без малейших церемоний, но очень напористо чмырит бедного юнца, начав с прямых оскорблений: «Ах ты гадкий, ах ты грязный неумытый поросенок!» и т.п. Бедный сирота, едва переживший только что буйство полтергейста, еще не успел прийти в себя, как на него катит баллон эдакий санузловый Голем. Быть может, это как раз отчаявшийся родители вдохнули в него жизнь и диктуют ему подобные действия? Однако здесь нам приходиться только гадать.
Заметим, что во время взбучки дитя находится в таком шоке, что не успевает вымолвить ни слова, как кровожадная армия мочалок, щеток и кушаков начинают свой блицкриг, что тому во имя спасения жизни приходится спасаться бегством. За пределами дома погоня продолжается. Чтобы уйти от хвоста, бедный парень оббегает пол района, пока не добирается до парка, где ему остается избавиться от последнего наемника: злой мочалки. Символично, что про реакцию прохожих Чуковский не говорит ни слова. Первым, на кого он указывает, это «мой хороший, мой любимый Крокодил», прогуливающийся с Тотошей и Кокошей. Крокодил заглатывает треклятую мочалку, однако он выступает не в образе спасителя, а скорей на добивание. Почему парень называет его «добрым» и «любимым», когда Крокодил так же угрожает ему жестокой насильственной расправой (растопчу-де, проглочу), если тот не пойдет и не помоется как следует, не понятно. Феномен Крокодила в творчестве Чуковского вообще занимает отдельное место. Это священное животное всегда является агрессором, его появление очень внезапно и всегда там, где его в принципе не должно быть. Вспомним «Краденое солнце». В обычном российском лесу средней полосы, где бегают зайчата, воют волки и плачут медведи, вдруг откуда ни возьмись появляется крокодил, якобы съевший солнце, хотя в самом начале сказки русским по белому написано, что солнце всего лишь "забежало за тучку". Так и здесь появление пресмыкающегося в городской черте никак необъяснимо. Причем панибратские слова юноши свидетельствуют о том, что он его видит не впервые. Прогуливающийся по парку Крокодил входит в естественный порядок вещей. Тем не менее, шляпные знакомства не могут умилостивить священное животное, когда оно в гневе.
Итак, Крокодил доводит начатое Мойдодыром дидактическое воздействие до конца. У грязнули сдают нервы. Он, конечно, не хочет быть растерзанным добрым и любимым Крокодилом и, капитулировав, отправляется восвояси покорно предаваться банным процедурам. В итоге мальчик вразумляется не по доброй воле. Он делает это лишь под страхом смерти, истощенный и загнанный в угол убегающими предметами и снедью (а следовательно доведенный холодом и голодом до полного телесного изнеможения), истерически вопящим Мойдодыром, трущими до кровавых царапин мочалками и безвыходным ультиматумом злобного Крокодила. Не очень-то педагогично получается. Зато, надо отдать должное, действенно. И, если задуматься, здесь есть зерно истины. Временами дети бывают такими непослушными, что другие способы воздействия оказываются просто бессильными.