опубликовано в 2000 году
В рядах
сражавшихся на фронтах Великой Отечественной стояли и люди
с камерой, запечатлевшие на долгие годы
ожесточенные бои, свидетельства ужасающих злодеяний
фашистских войск и
главное - портреты безымянных
героев, проживавших четыре военных года ежедневным
подвигом. Хроникеры войны
прошли ее с первых дней и до
последних, победных мгновений,
с приграничных
июньских постов и
до судебных залов Нюрнберга.
Всю территорию, охваченную
пожарищем, видели они через
объективы тяжелых четырехглазых "Аймо"
- от Ледовитого океана и до Черного
моря. Были среди них и
женщины, такие как Мария Сухова, партизанский
хроникер, погибший от
осколков с камерой в руках.
На фронтах погибло 52 боевых кинооператора,
всего же их было 257.
На Свердловской киностудии помнят и чтут память Константина Петровича Дупленского. Нет, он не погиб на войне. После 1945 года впереди у него была плодотворная жизнь хроникального кинематографиста. Не стало его 16 лет назад - скончался от тяжелой болезни. В предверии праздника в Доме Кино собрались его друзья и коллеги. Кто лучше них сможет сказать о войне, которую запечетлевала кинокамера Дупленскогои о нем самом?
Ярополк ЛАПШИН, режиссер Свердловской киностудии:
[показать]- Я знал Костю
еще по ВГИКу - мы были одногодки и учились
вместе. Он снимал меня для своей курсовой. Его уважали уже
тогда - за
рассудительность, серьезность,
отзывчивость. Когда началась война, всех студентов отправили под Смоленск, где
под постоянными бомбежками строили заградительные
сооружения. Однажды немцы
сбросили листовки:
"Студенты, убегайте отсюда!
Мы скоро начинаем
наступление". И действительно, через пару дней
наступление началось, нас
всех вернули в Москву, а оттуда
- в глубокий тыл, в Алма-Ату. Отправляли
на открытых платформах,
заставленных пустыми
троллейбусами, которые мы,
вгиковцы, и забились так, что
пошевелиться невозможно было. Была зима, температура
доходила до -40
градусов, наши импровизированные "вагоны", конечно, не отапливались, а
только до Куйбышева мы добирались 19 суток - со множеством остановок, не
ограниченных временем.
Дупленский был назначен старшим. На одной из станций, в Арзамасе, он встретил девчушку лет 15-16, беженку с Украины. Он привел ее в наш "троллейбусный" вагон - взял над ней шефство, желая отвести в теплую Алма-Ату. Нам это доставило некоторые неудобства - при ней, ведь, мы не могли ни умыться, ни переодеться. Но до Алма-Аты он ее все таки довез, попытался пристроить получше, но, увы, она затерялась где-то на алма-атинских улицах.
Всю дорогу Костя пробивал нам маршрут и добился того, чтобы нам предоставили настоящий плацкартный вагон. Так что до места назначения мы добрались с лучшим комфортом.
После войны мы встретились с ним уже на киностудии. Он пробовал силы и в большом кино, но с любимым делом - кинохроникой - расстаться не смог, уехал в Челябинск, где руководил корпунктом. Костя рано ушел из жизни, он многое бы еще мог сделать, но и то, что осталось после него - огромный задел.
Игорь ПЕРСИДСИЙ, оператор и режиссер Свердловской киностудии:
- Константин Петрович ушел на фронт в 1942 году, еще будучи студентом ВГИК. Сразу стал военным кинооператором. Он и его сотоварищи за годы войны отсняли свыше трех с половиной миллиона метров пленки. Работа эта была очень нужной для поднятия духа бойцов и для последующих поколений, но и очень опасной. Сколько их погибло, не отпуская камеры из рук! Константин прошел с ней до самой победы. Снимал взятие Будапешта, Вены, на Тихом океане - разгом Японии. Его друг тех лет, известный ныне оператор Владислав Микоша тепло вспоминает о нем до сих пор, прислал из Москвы телеграмму с поздравлениями его родственникам. Кстати, хроника Микоши тоже обошла весь мир. В Америке 1943 года его кадры видел Чаплин - он долго сидел после них, закрыв лицо руками, а потом поднялся и сказал: "Теперь я знаю Россию. Она обязательно победит!". А Константин после войны пришел на нашу киностудию - прямо в гимнастерке, в форме капитен-лейтенанта, военно-морского офицера.
Ольга Константиновна, дочь Дупленского:
- Конечно, прежде всего он для меня - отец. Подававший пример детям спокойным характером, трудолюбием и добротой. До сих пор все свои действия, свое отношение к людям, я сверяю по тому, как бы поступал он...
Вечер памяти Константина Дупленского увлеченно снимал увесистым фотоаппаратом совсем юный мальчишка - внук Константина Павловича...
Антон КАПТЕЛОВ