• Авторизация


Война через кинообъектив 26-05-2010 05:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


опубликовано в 2000 году

В рядах сражавшихся на фронтах Великой Отечественной стояли и  люди  с  камерой,  запечатлевшие на долгие годы ожесточенные   бои,   свидетельства   ужасающих злодеяний фашистских  войск  и  главное  - портреты безымянных героев,  проживавших четыре военных  года ежедневным подвигом.  Хроникеры  войны  прошли  ее с первых дней и до последних,  победных  мгновений,  с приграничных июньских  постов  и  до  судебных залов Нюрнберга. Всю территорию,  охваченную   пожарищем, видели они  через  объективы  тяжелых  четырехглазых "Аймо" - от Ледовитого океана и  до  Черного  моря. Были среди  них  и женщины,  такие как Мария Сухова, партизанский хроникер,  погибший   от   осколков   с камерой в руках. На фронтах погибло 52 боевых кинооператора, всего же их было 257.

 

На Свердловской  киностудии  помнят  и  чтут  память Константина Петровича Дупленского.  Нет, он не погиб на войне.  После  1945  года  впереди  у  него  была плодотворная жизнь  хроникального  кинематографиста. Не стало его 16 лет назад - скончался  от  тяжелой болезни. В предверии праздника в Доме Кино собрались его друзья и коллеги. Кто лучше них сможет сказать о войне, которую  запечетлевала кинокамера Дупленскогои о нем самом?

 

Ярополк ЛАПШИН, режиссер Свердловской киностудии: 

[показать]- Я знал Костю еще по ВГИКу - мы были одногодки  и учились вместе.  Он  снимал меня для своей курсовой. Его уважали  уже  тогда  -   за   рассудительность, серьезность, отзывчивость. Когда началась   война, всех студентов   отправили под Смоленск, где под постоянными бомбежками строили заградительные сооружения.   Однажды  немцы  сбросили листовки: "Студенты,  убегайте  отсюда!   Мы   скоро начинаем наступление".  И действительно,  через пару дней наступление  началось,  нас  всех   вернули   в Москву, а оттуда - в глубокий тыл, в Алма-Ату. Отправляли на   открытых   платформах,  заставленных пустыми троллейбусами,  которые  мы,   вгиковцы,   и забились так, что пошевелиться невозможно было. Была зима, температура доходила  до  -40  градусов,  наши импровизированные "вагоны", конечно, не отапливались, а только до Куйбышева мы добирались 19 суток - со множеством остановок, не ограниченных временем. 

Дупленский был  назначен  старшим.   На   одной   из станций, в Арзамасе, он встретил девчушку лет 15-16, беженку с   Украины.   Он   привел    ее    в    наш "троллейбусный" вагон - взял над ней шефство, желая отвести в  теплую  Алма-Ату.   Нам   это   доставило некоторые неудобства - при ней,  ведь,  мы не могли ни умыться,  ни переодеться.  Но до Алма-Аты  он  ее все таки  довез,  попытался пристроить получше,  но, увы, она затерялась где-то на алма-атинских улицах.  

Всю дорогу Костя пробивал  нам  маршрут  и  добился того, чтобы  нам  предоставили настоящий плацкартный вагон. Так что до места назначения  мы  добрались  с лучшим комфортом. 

После войны  мы встретились с ним уже на киностудии. Он пробовал силы и в  большом  кино,  но  с  любимым делом - кинохроникой - расстаться не смог, уехал в Челябинск, где руководил корпунктом. Костя рано ушел из жизни, он многое бы еще мог сделать, но и то, что осталось после него - огромный задел.

 

Игорь ПЕРСИДСИЙ,  оператор и  режиссер  Свердловской киностудии: 

- Константин  Петрович  ушел  на фронт в 1942 году, еще будучи  студентом  ВГИК.  Сразу   стал   военным кинооператором. Он  и  его  сотоварищи за годы войны отсняли свыше  трех  с  половиной  миллиона   метров пленки. Работа  эта  была  очень нужной для поднятия духа бойцов и для последующих поколений,  но и очень опасной. Сколько  их погибло,  не отпуская камеры из рук! Константин прошел с ней до самой победы. Снимал взятие Будапешта, Вены, на Тихом океане - разгом Японии. Его друг тех лет,  известный  ныне  оператор Владислав Микоша  тепло вспоминает о нем до сих пор, прислал из Москвы телеграмму  с  поздравлениями  его родственникам. Кстати,  хроника  Микоши  тоже обошла весь мир. В Америке 1943 года его кадры видел Чаплин - он долго сидел после них,  закрыв лицо руками,  а потом поднялся и сказал:  "Теперь я знаю Россию. Она обязательно победит!".   А  Константин  после  войны пришел на нашу киностудию - прямо в гимнастерке,  в форме капитен-лейтенанта, военно-морского офицера.

Ольга Константиновна, дочь Дупленского: 

- Конечно,  прежде  всего  он  для  меня - отец. Подававший пример    детям   спокойным   характером, трудолюбием и  добротой.  До  сих   пор   все   свои действия, свое отношение к людям,  я сверяю по тому, как бы поступал он...

 

Вечер памяти Константина Дупленского увлеченно снимал увесистым фотоаппаратом  совсем  юный  мальчишка  - внук Константина Павловича...

 

Антон КАПТЕЛОВ 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Война через кинообъектив | Культурный_журналист - Дневник Культурный_журналист | Лента друзей Культурный_журналист / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»