опубликовано в газете "На смену!" в 2000 году
[235x300]Фамилия Тарантино
стала священной для подзабытых звезд экрана.
Снятся в
его фильме означает вновь обратить на себя
внимание неверных поклонников. Сначала Великий
Квентин вернул славу Харви Кейтелю в "Бешенных
псах", потом "Криминальным чтивом" вытащил из глубин
забвения Траволту, а с помощью "Джэки
Браун" напомнил о
существовании темнокожей красавицы
Пэм Грир. Неудивительно
поэтому, что кастинг на каждый новый
фильм молодого классика
представляет из себя очередь до боли знакомых
актеров. Вот и Роберт
Патрик, помыкавшись
десятилетие на съемочных площадках дурацких боевиков, пристроился под тарантиновское крылышко. С самим Магистром
ему поработать, правда еще не удалось, но и друзья-соратники Квентина тоже дарят своим актерам
славу культовых героев. Тезка Патрика -Роберт
Родригес пригласил его поучаствовать в фантастическом
"Факультете". А до этого бывший Т-1000 из второго
"Терминатора" успел
порепетировать триумфальное возвращение на съемках "От заката
до рассвета-2" - продолжения одного из самых легендарных
творений дуэта Тарантино-Родригес. Правда, ко второй части
они имеют малое отношение - только как продюсеры.
Все основные
черты тарантиновского стиля в "Кровавых деньгах из
Техаса" (таков подзаголовок фильма) сохранены режиссером Эндрю
Спигелем с дотошностью ученика. Камера совершенно
свободно существует в пространстве - летает, крутиться, подпрыгивает, ползет, перебирается в вампирскую
пасть - и продолжает снимать уже оттуда. Темы
диалогов цепляются за какую-нибудь мелочь и начинают
обмусоливать ее на все лады. Пятеро грабителей,
остановившись в захудалом мотеле, не
находят себе лучшего
занятия, чем порассуждать о нужности сюжета в
порнографическом "искусстве".
Мотель на мексиканский лад
называется "Ла Койот"
и по этому поводу звучит такой диалог:
- "Ла
Койот"... Как это переводится?
- Койот
- Да ну?
Ничего не напоминает? Ну, конечно - рассказ Винсента Веги из "Чтива" о французских "Ля БигМаках". Таких цитат по непродолжительному сиквелу вампирского ужастика разбросано множество. Собаку одного из бандитов зовут "Челюсти", а когда она погибает, хозяин не находит ничего лучшего, чем назвать преемницу "Челюстями-2". Кровавая сцена в ванной умудряется отослать зрителя сразу к двум хичкоковским шедеврам: "Психо" и "Птицам". Полицейские штурмуют провинциальный банк с усердием своих коллег из "Терминатора-2" (те атаковали здание посерьезней - закрытую военную лабораторию). Финальный бой вампирской четверки с уцелевшими полицменами и бывшим приятелем (его-то и сыграл старательно Роберт Патрик) удивительно похож на столкновение ковбойских группировок из доброй сотни старых вестернов - от "Дикой реки" до "Великолепной семерки". Даже в сценах кровопития авторы не стараются напугать зрителя, нарочито пользуясь спецэффектами трэша 50-х и 60-х годов. Они затеяли съемки этой картины, дабы напомнить: кино - целый мир с богатейшей историей, вторгающийся в современное мифотворчество, как ничто другое.
Подозреваю, некоторых разочарует "От заката до рассвета-2". Местами фильму явно не хватает тарантиновского чувства меры и здорового циничного юморка Родригеса (нездорового цинизма как раз хватает). Недостает и Сэльмы Хайек - мексиканская девчонка, мелькнувшая на пару секунд в объятих удава (не белого!) - утешение, конечно, слабое. И все же фильм доставляет удовольствие всем тем, о чем я уже сказал выше - своей потмодернистской бесшабашностью. Остается надеяться, что и третья часть, вышедшая в Штатах под названием "Дочь палача", вскоре появится на экране Клуба Элитарного Кино. Там уже нет и Патрика, зато, как и в первых двух беснуется колоритный бармен из отеля с непристойным названием "Titty Twister" (переводите сами), а из когорты забытых звезд приглашена Соня Брага - на роль Принцессы Вампиров.
Антон Каптелов