• Авторизация


Беготня с чемоданами по улицам Парижа 20-05-2010 18:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


опубликовано в блоге AnthonyCaptain в 2010 году

У Поланского есть несколько практически забытых фильмов. "Пираты", например (ну, они-то, возможно, заслуженно - как-никак худшим фильмом с заявленной в названии темой считаются). Или "Оливер Твист" (скорее всего, просто потерявшийся среди обилия других экранизаций Диккенса). Но вот сегодня посмотрел его триллер, в конце 80-х снятый, и считаю, что его-то могли бы помнить и немного подольше.

Фильм называется Frantic. У нас его иногда переводили, как "На грани безумия", но на мой взгляд правильнее перевод "В отчаянии" (или "Отчаянный"). Это триллер, причем триллер в классическом стиле. То есть, нервная дрожь у зрителя вызывается не за счет изобретательных кровавых смертей (как это стало модным в последнее время), а благодаря тягучей атмосфере таинственного и опасного. Согласен, это не лучший кинообразчик, и даже в своем жанре Frantic проигрывает многим лентам (хичкоковским, на которые стремится быть похожим, уж точно). Но достоинств у него масса! 

Одно из первых супер-достоинств, на которые я обратил внимание во время просмотра, это умелое, постепенное и незаметное нагнетание той самой атмосферы. Вот беспечные герои - американский врач с супругой - прилетают в Париж. Вот они узнают, что пока они летели, кто-то звонил из Парижа к ним домой (при том, что знакомых во Франции у них нет). Вот они обнаруживают, что чемоданы перепутаны в аэропорту. Они еще щебечут и флиртуют друг с другом, шутят и обжимаются, точно подростки, а у нас, тех кто следит за ними из зрительного зала (или, как в моем случае) с мягкого дивана, начинают дрожжать нервы в предвкушении чего-то непонятного и опасного. И вот в это непонятное и опасное окунается главный герой - жена его исчезает в неизвестном направлении прямо из номера отеля. Та-дам!

И тут Поланский садится на любимый конек - оставляет своего героя одиноким в неизвестной и достаточно агрессивной среде, без знания языка, без поддержки тех государственных структур, на чью помощь он мог бы надеяться, и в полном непонимании того, что вообще происходит. Режиссер как бы сам с интересом следит за тем, как герой начинает выпутываться, искать выход из лабиринта, не имея в руке даже тоненькой нити Ариадны. Примерно то же было в другом фильме Поланского - в "Жильце".

Интересно, что местами начинает казаться, будто бы Харрисон Форд, приглашенный на роль врача, играет именно "жильца", которого сыграл в свое время сам Поланский. Или даже самого Поланского. Красавец "Индиана Джонс" непривычно растерян, неуклюж, суетлив (совсем как Поланский - и в жизни, и в "Жильце"). В какие-то моменты Форд даже внешне становится похож на Поланского! Его доктор, бегающий по Парижу в поисках жены, перепуган и растерян, и только бурный всплеск эмоций, вызванный страстным желанием вернуть любимую, позволяет ему на равных контактировать с прожженными бандитами, наркоманами, контробандистами и восточными террористами (да, в передрягу он попал настолько серьезную). Считаю эту роль актерской удачей Форда (хотя, судя по холодным отзывам в год премьеры - 1988 - я единственный, кто так считает).


Еще одно достоинство полузабытого всеми фильма - тема любовного треугольника. Полански мастерски вводит ее "под кожу" основного повествования и проводит так ловко, что она нигде не становится явной. Фильм вдруг из триллера превращается в драму невозможной любви, при этом триллером все равно оставаясь. Незадачливый, но отчаянный герой Форда встречает любимый Поланским тип женщины - очень красивой, привлекательной девушки-оторвы, которая достаточно женственна, чтобы испугаться трупа, но недостаточно воспитана, чтобы держать свои руки подальше от карманов покойного. Она одновременно и хищница, и жертва. Между ней и отчаявшимся врачом почти моментально начинают "бегать искры"... но любовь между ними невозможна - он слишком любит ту, которую ищет.

Эммануэль Сенье (забавно - в моем варианте русской дорожки переводчик на титрах умудрился прочел фамилию актрисы чуть ли не "Зингер", видать не знал, что она француженка), которая играет молодую парижанку, считается актрисой неважнецкой, что после ее бенифиса в "Горького луне" того же Поланского, на мой взгляд странно. Со своей задачей справляется хорошо, в нужные моменты "зажигает" и становится трогательной там, где надо. И на фоне Форда вовсе не теряется. Разве что танцует (есть там такая сцена в ночном баре) откровенно плохо - как какая-нибудь рассейская пэтэушница. Впрочем, возможно, это продиктовано образом ее героини.    

Ну и, наконец, еще один плюс фильма - музыка. За нее во "Франтике" отвечал Эннио Морриконе. На этот раз обошлось без запоминающихся мелодий, и даже самоповторы встречаются, но тем не менее. А учитывая, что несколько раз в звукоряде всплывает песня моей любимой (нет-нет, не самой любимой, и все же) Грейс Джонс, то я и саундтрек постараюсь достать.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Беготня с чемоданами по улицам Парижа | Культурный_журналист - Дневник Культурный_журналист | Лента друзей Культурный_журналист / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»